Новости для бухгалтера, бухучет, налогообложение, отчетность, ФСБУ, прослеживаемость и маркировка, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Предоставление клиентам без оплаты каких-либо благ не может квалифицироваться в качестве дохода клиентов в натуральной форме

09.07.2013
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Материал подготовил постоянный ведущий данной рубрики А.А. Куликов, управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных" (tax-top.ru).

Содержание


Арбитражная практика. Предоставление клиентам без оплаты каких-либо благ не может квалифицироваться в качестве дохода клиентов в натуральной форме

Предоставление клиентам без оплаты каких-либо благ не может квалифицироваться в качестве дохода клиентов в натуральной форме

Суть проблемы

В ходе развития рынка хозяйствующим субъектам все чаще приходится прибегать к различным маркетинговым решениям в целях стимулирования потребительского спроса.

В существующей применительной практике получил широкое распространение механизм предоставления клиентам всевозможных «бесплатных» благ. Именно указанная «бесплатность» и породила многочисленные налоговые споры как применительно к НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), так и НДФЛ (п. 1 ст. 210 и ст. 211 НК РФ).

Судебные решения

В частности, банк VIP-клиентам предоставлял возможность пользования залами ожидания повышенной комфортности аэропорта за счет банка, что стало основанием для привлечения банка к налоговой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности налогового агента по НДФЛ.

ВАС РФ в данном споре поддержал налогоплательщика, согласившись с его аргументами, основанными на толковании понятий «возмездность» и «безвозмездность» (ст. 423 ГК РФ).

Правом на получение услуг бизнес-залов с оплатой за счет средств банка обладали лишь держатели банковских карт CitiGold, поддерживающие определенный среднемесячный баланс на счетах в банке.

Тем самым банк обеспечивал привлекательность указанного банковского продукта и возможность использовать привлеченные средства для предоставления кредитов под проценты. Привлечение средств под низкие проценты и размещение их под более высокие - основа банковской деятельности.

В свою очередь, клиенты, участвуя в программе Citigold и поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, лишены возможности воспользоваться своими средствами иным способом и, например, разместить свободные денежные средства во вклад (что гарантировало бы получение дохода в денежной форме в виде процентов), но в обмен на это получают возможность пользоваться привилегиями, предусмотренными программой Citigold, в том числе - правом пользоваться услугами бизнес-залов в аэропортах без дополнительной оплаты.

В силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное требование за исполнение своих обязанностей.

ВАС РФ согласился с мнением банка, что в рассматриваемом случае между банком и его клиентами имеют место возмездные отношения: поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, клиенты взамен получают право пользоваться услугами бизнес-зала в аэропортах без дополнительной оплаты. Наличие же возмездных отношений исключает возможность возникновения налоговой базы по НДФЛ, предусмотренной статьей 211 НК РФ для доходов в натуральной форме.

Постановление Президиума ВАС РФ
от 09.04.2013 № 13986/12


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Проверки в 2022 году

Приходили ли в вашу организацию контролирующие органы с проверкой или профилактическим визитом в 2022 году?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С