Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Изменения природоохранного законодательства с 2016 года

31.05.2016
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Изменения природоохранного законодательства с 2016 года
Законодательство об охране окружающей среды совершенствуется – очередные поправки внесены сразу в несколько законов и касаются порядка исчисления и сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и отчетности по ней, норм в области обращения с отходами производства и потребления, экологического сбора. Большинство поправок вступили в силу с 1 января этого года. Подробнее о важных изменениях для природопользователей рассказывают в комментарии эксперты 1С.

Законодательство о негативном воздействии на окружающую среду претерпело значительные изменения. Многочисленные поправки были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ). Сроки вступления в силу новых норм разные (вплоть до 2020 года). Часть из них действует уже с 1 января этого года*.

Примечание:

Комментарий экспертов 1С к Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ читайте в номере 11 (ноябрь), стр. 4 «БУХ.1С» за 2014 год и на сайте.

Однако законодательство в этой сфере продолжает меняться. И очередные новшества внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ (далее – Закон № 404-ФЗ). Прокомментируем значимые поправки, которые касаются большинства хозяйствующих субъектов.

Платить нужно только за выбросы стационарными источниками

Виды негативного воздействия, за которое нужно вносить плату, перечислены в статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

К ним относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом обновленной редакцией Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плата вносится, только если такие выбросы происходят от стационарных источников.

До 01.01.2016 обязанность перечислять плату за негативное воздействие возникала и в случае выбросов от передвижных источников (транспортных средств) (ст. 7 Закона № 7-ФЗ в прежней редакции).

Заметим, что в 2015 году была неясность в применении данной нормы. Дело в том, что поправки об исключении передвижных источников из объекта внесения платы были добавлены Законом № 219-ФЗ в два нормативных акта – Закон № 7-ФЗ и Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Однако эти поправки вступили в силу в разное время:

  • поправки в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ действуют с 01.01.2015 (п. 13 ст. 5, п. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ);
  • поправки в Закон № 7-ФЗ начали действовать только с 01.01.2016 (п. 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Из-за возникшего противоречия Минприроды выпустило ряд писем, в которых пояснило, что организации и предприниматели вправе не вносить плату за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (транспортных средств) уже с 01.01.2015.

ИС 1С:ИТС

Подробнее о том, должны ли с 01.01.2015 владельцы транспортных средств – юрлица и предприниматели, – вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, см. материал в разделе «Отвечает аудитор».

Уточнены нормы об отходах

Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 01.01.2016 новой редакцией статьи 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.

Чтобы расшифровать данные понятия, обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января этого года (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее – Закон № 458-ФЗ).

Так, согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ:

  • хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов нужно вносить только при хранении либо захоронении отходов, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.

Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике, каким образом организация или предприниматель подтвердят срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?

Также статьей 23 Закона № 89-ФЗ (в редакции Закона № 458-ФЗ) теперь прямо установлено, что вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, далее — ТКО) должны организации и предприниматели (ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы (п. 2 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы «за мусор», решался неоднозначно.

Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А это:

  • либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов и товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
  • либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).

ИС 1С:ИТС

Комментарий экспертов 1С к разъяснениям Росприроднадзора о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду см. в разделе «Юридическая поддержка».

В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т. п.).

С 01.01.2016 на основании пункта 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении ТКО признаются операторы (в т. ч. региональные) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в статье 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ним относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или ИП), которым присвоен статус оператора по обращению с ТКО.

Подытожив, сделаем следующий вывод. Если в ходе хозяйственной деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица. Однако для этого должно выполняться следующее требование – организация (ИП) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в спецобъектах или размещает их в спецхранилищах.

Если же образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязаны вносить плату операторы по обращению с таким видом отходов.

Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы

С 01.01.2016 рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Законом № 404-ФЗ уточнено, что такие расходы вычитаются из суммы платы раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пп. «г» п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Новые сроки внесения платы за негативное воздействие

С 1 января этого года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ, а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее – Приказ № 557). Согласно пунктам 1, 2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Росприроднадзор в письме от 04.12.2015 № АС-06-01-36/21588 отметил следующее: поскольку до 2016 года плата перечислялась ежеквартально, а с 01.01.2016 года должна уплачиваться ежегодно, между тем в законодательстве не предусмотрены переходные положения в отношении платы за IV квартал 2015 года, данный платеж правомерно уплатить до 1 марта этого года (то есть с учетом новых норм).

Получается, что плату за 2016 год нужно перечислить в срок до 01.03.2017.

Закон № 404-ФЗ дополнил норму о порядке внесения платы. Теперь лица, которые вносят плату за негативное воздействие, должны ежеквартально (кроме IV квартала) дополнительно перечислять авансовые платежи. Срок для внесения авансового платежа – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Платеж рассчитывается по следующей формуле:

Сумма квартального авансового платежа = 1/4 x Сумму платы за негативное воздействие, уплаченную за предыдущий год

В 2016 году первый авансовый платеж нужно уплатить не позднее 20.04.2016.

Заметим, что до 01.01.2016 плата исчислялась поквартально. Чтобы определить величину платы за 2015 год (для исчисления авансового платежа), потребуется суммировать платежи за все четыре квартала 2015 года (в том числе платеж за IV квартал, который нужно внести в 2016 году). Следует учитывать, что обязанность по внесению авансовых платежей не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства (абз. 2 п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России*, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.

Примечание:

* С 1 января 2016 года ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У). На дату подписания номера в печать размер ключевой ставки – 11 %.

Вместо расчета представляется декларация

В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.

Подавать ее нужно раз в год – не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. «в» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ). Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 01.03.2017. Форма декларации пока не утверждена.

Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.

До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме, утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее – Приказ № 204).

Порядок взимания экологического сбора

Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1, ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).

Производители и импортеры товаров по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Такие нормативы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

В случае несоблюдения данного требования (или если не выполнены нормативы утилизации) необходимо перечислить сумму экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Порядок его взимания предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

Этим же постановлением утверждены и сроки его уплаты:

  • в 2016 году сбор (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года) нужно перечислить до 1 февраля.
  • начиная с 2017 года экологический сбор необходимо уплачивать ежегодно не позднее 15 апреля следующего года.

Указание на данный срок уплаты (до 15 апреля) закреплено в пункте 1 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ. Это дополнение предусмотрено пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ.

Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.

О получении лицензии на обращение с отходами I–IV класса опасности

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 01.07.2015. Однако данный срок был продлен вначале до 01.01.2016, а затем до 01.07.2016 (пп. «б» п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).

При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указал Росприроднадзор в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364.

Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.07.2019 (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги