Можно ли при списании материальных запасов использовать печатную форму акта о списании ф. 0504230 (утвержденную приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н) в 2023 году?
Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) является унифицированной формой первичных учетных документов, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями. ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» на организации бюджетной сферы не распространяется.
Экономические субъекты, применяющие новый стандарт, самостоятельно разрабатывают формы документов инвентаризации согласно общим требованиям к первичным учетным документам (часть 4 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», раздел II ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете») и специальным требованиям к документам инвентаризации (пункты 5, 6, 26, 28, 30–35 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»). Опыт унификации первичных учетных документов в бюджетной сфере может быть использован при разработке форм документов экономическими субъектами.
Каков порядок списания ТМЦ в результате понесенного ущерба при пожаре (у нас УСН "доходы минус расходы")?
Пожар – это тот случай, когда проведение инвентаризации обязательно. Она должна быть проведена непосредственно по окончании события (при наличии возможности проведения инвентаризации в данный срок). Стоимость утраченных активов может быть возмещена за счет виновных или списана в расходы. Если поврежденные активы еще могут быть использованы, то их необходимо обесценить (подпункты «б», «в» пункта 12, подпункт «е» пункта 15, подпункт «е» пункта 16 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»). Убытки от списания или обесценения поврежденных ценностей расходами при УСН не являются (часть 1 статьи 346.16 НК РФ).
Если основное средство вышло из строя в середине года и имеется документ о его непригодности, можно ли ОС списать на основании этого документа (счетчик холодной воды)?
Факт утраты или порчи актива относится к случаям обязательного проведения инвентаризации. Она должна быть проведена непосредственно по установлению такого факта. Стоимость утраченных активов может быть возмещена за счет виновных или списана в расходы (подпункты «б», «в» пункта 12, подпункт «д» пункта 15, подпункт «д» пункта 16 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»). Таким образом, необходимо установить причины непригодности и в зависимости от них отразить результаты инвентаризации. В любом случае сам объект подлежит списанию в обычном порядке (подпункт «в» пункта 40 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).
В организации работает менее 5 человек. Каким образом сформировать инвентаризационную комиссию и провести инвентаризацию?
Если инвентаризационную комиссию численностью более 5 человек сформировать не представляется возможным, возникает риск признания результатов инвентаризации недействительными. При этом минимальное число членов инвентаризационной комиссии не установлено. Полномочия инвентаризационной комиссии может исполнять даже одно лицо, когда на него возложено обязательное проведение инвентаризации, а инвентаризационная комиссия не создается. Это возможно:
-
если работниками экономического субъекта являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) либо только руководитель;
-
если экономический субъект заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
-
если инвентаризация проводится ревизионной комиссией экономического субъекта при условии, что его уставом предусмотрено создание такого органа, а также уставом либо иными документами экономического субъекта на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации (пункты 21, 22 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»).
Выбор, каким образом организации подтвердить фактическое наличие активов и обязательств, отраженных в бухгалтерской отчетности, посредством их инвентаризации, даже в условиях малочисленности собственного персонала остается за организацией.
Инвентаризационная ведомость по НМА будет реализована в 1С?
Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта (пункт 3 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»). Набор информации, которая подтверждает фактическое наличие НМА, специфичен. Например, в инвентаризационную ведомость необходимо внести сведения о способе ограничения доступа третьих лиц к экономическим выгодам от использования объектов. При этом для НМА будет излишней информация о нормативной и фактической производительности, что важно рассмотреть при инвентаризации основных средств производственного назначения, чтобы оценить их текущее состояние. Поэтому целесообразно для инвентаризации НМА разработать специальную форму инвентаризационной ведомости.
Автоматизация формирования инвентаризационных ведомостей и отражения результатов инвентаризации в соответствии с требованиями ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» и других применимых ФСБУ планируется до начала обязательного применения новых правил инвентаризации.