С 1 октября 2025 года участников рынка продукции, подлежащей обязательной маркировке, ожидает целый комплекс очередных законодательных изменений, которые затронут маркировку стройматериалов, спортивного питания, обуви, косметической продукции, бытовой химии, парфюмерии и упакованной воды. Рассказываем, какие изменения произойдут в сфере обязательной маркировки с 1 октября 2025 года.
13 октября 2025 года стартует учебный курс «Маркировка в торговых и производственных компаниях: требования, технологии, практика внедрения».
На курсе специалисты на практических кейсах пройдут весь путь учета маркированной продукции от момента выпуска и ввода марок в оборот до отгрузки, инвентаризации, агрегации, возврата.
Разрешительный режим продажи маркированной продукции
С 1 октября 2025 года стартует новый этап внедрения разрешительного режима продажи маркированной продукции, в рамках которого розничные продажи сопровождаются обязательной проверкой нанесенной на товары маркировки на предмет ее соответствия установленным законодательным требованиям и запретам (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 №1944). На этом этапе разрешительный режим продажи будет распространен на новые виды продукции.
На какую продукцию распространяются требования:
- безалкогольное пиво;
- икра осетровых и лососевых рыб;
- опорные и тактильные трости; опоры и поручни; ортезы, узлы протезов и костыли; кресла-стулья; противопролежневые матрацы.
Что должны делать продавцы:
- запрашивать подтверждение на реализацию маркированной продукции путем передачи через онлайн-кассу сведений о розничной продаже в информационную систему маркировки «Честный знак»;
- отказывать в реализации продукции, если система маркировки не найдет отсканированный код маркировки или обнаружит по нему какие-либо нарушения (нарушения правил маркировки, истекший срок годности и т.д.);
- информировать покупателей о невозможности продажи продукции, которые не прошли онлайн-проверку с указанием причин, а также предлагать приобрести другие однородные товары;
- отказывать в реализации технических средств реабилитации инвалидов, запрещенных или приостановленных для реализации по решению органов государственного контроля (оффлайн-проверка по базе кодов идентификации).
Обязательная маркировка косметической продукции
С 1 октября 2025 года для производителей и импортеров стартует новый этап обязательной маркировки отдельных видов косметической продукции и бытовой химии (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1681). На этом этапе для участников рынка вводится обязанность по нанесению на продукцию маркировки и передаче в систему маркировки отдельных сведений.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- шампуни; средства для распрямления и завивки волос; лаки и лосьоны для волос;
- средства для бритья;
- дезодоранты индивидуального назначения; дезодоранты для помещений и благовония, распространяющие запах при горении;
- составы для принятия ванн.
Что должны делать производители и импортеры:
- наносить средства идентификации на потребительскую упаковку косметической продукции и бытовой химии;
- представлять в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке, о вводе промаркированной продукции в оборот, сведения о кодах идентификации, кодах идентификации групповых и транспортных упаковок при вводе промаркированной продукции в оборот.
Расширение перечня сведений, передаваемых в систему маркировки
С 1 октября 2025 года для производителей отдельных видов маркированной продукции расширен перечень сведений, направляемых в информационную систему маркировки «Честный знак» (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 №1958, постановление Правительства РФ от 31.05.2021 №841, постановление Правительства РФ от 31.12.2019 №1957, постановление Правительства РФ от 05.07.2019 №860).
На какую продукцию распространяются требования:
- шины для колесных транспортных средств;
- упакованная вода;
- духи и туалетная вода;
- обувные товары.
Что должны делать производители:
- передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о коде причины постановки на учет по месту осуществления деятельности и сведения о глобальном уникальном идентификаторе адресного объекта места осуществления деятельности в ФИАС.
Обязательная маркировка стройматериалов
С 1 октября 2025 года для производителей и импортеров стартует новый этап обязательной маркировки отдельных видов стройматериалов (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 №820). На данном этапе на продукцию, вводимую в оборот, потребуется наносить средства идентификации и сообщать об этом в систему маркировки.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- растворы строительные, бетоны и аналогичные составы, включая доломитовую набивочную смесь;
- портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы;
- гипс и ангидрит; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики; шпатлевки для малярных работ;
- неогнеупорные составы для подготовки поверхностей фасадов, внутренних стен зданий, полов и потолков.
Что должны делать производители и импортеры:
- наносить средства идентификации на потребительскую упаковку стройматериалов;
- представлять в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и сведения о вводе промаркированной продукции в оборот.
Обязательная маркировка спортивного питания
С 1 октября 2025 года для производителей и импортеров стартует новый этап обязательной маркировки пищевой продукции для питания спортсменов (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 №811). На этом этапе для участников рынка вводится обязанность по нанесению на продукцию маркировки и передаче в «Честный знак» отдельных сведений.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- мясо и пищевые мясные субпродукты, соленые, в рассоле, сушеные или копченые, предназначенные для спортивного питания;
- готовые пищевые продукты, предназначенные для спортивного питания;
- воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ;
- бикарбонат натрия;
- смеси витаминов и минеральных веществ, предназначенные для сбалансированного дополнения к питанию;
- пищевая мука тонкого и грубого помола из мяса или мясных субпродуктов, предназначенные для спортивного питания;
- фруктоза и сахара химически чистые;
- готовые изделия, содержащие какао и предназначенные для производства или приготовления напитков для спортивного питания.
Что должны делать производители и импортеры:
- наносить средства идентификации на потребительскую упаковку спортивного питания;
- представлять в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке, сведения о вводе промаркированной продукции в оборот, сведения о кодах идентификации, кодах идентификации групповых и транспортных упаковок при вводе промаркированной продукции в оборот.
- Работа с маркированным товаром в программах 1С: эксперт отвечает на вопросы читателей БУХ.1С
- Как в 1С применяется разрешительный режим продаж маркируемых товаров
- Как в 1С проверить готовность к работе с разрешительным режимом розничной продажи маркированных товаров
- Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8»: разрешительный режим при розничной продаже маркированного товара
В материале использованы фото: STEKLO / Shutterstock / Fotodom.
Очередной побор денег, т.к. все это платно и ляжет на плечи конечного потребителя. И никакой гарантии качества.
Наш мальчик-программист, Так маркировка товаров действует уже как минимум 5 лет. На обувь и одежду, в том числе из меха, маркировка давно уже наносится, причем на платной основе. За предоставление кодов идентификации производители и импортеры уплачивают деньги оператору маркировки "Честный знак". На стоимость конечной продукции это конечно влияет, но не критически, поскольку коды маркировки стоят относительно недорого. Просто с каждым месяцем перечень товаров, подпадающих под обязательную маркировку расширяется.
Наш мальчик-программист, К качеству продаваемой продукции маркировка имеет крайне опосредованное отношение. Главная цель маркировки - не допустить обращение на рынке контрафактной продукции и серого импорта, с реализации которого не уплачиваются налоги. Маркировка позволят отследить движение товаров от производителя к конечному покупателю и не допустить их реализацию без уплаты полагающихся обязательных платежей, в том числе и в виде налогов. На качество товаров маркировка влияет лишь постольку, поскольку позволяет частично отсеять контрафактные товары.
Очень интересно мнение редакции о надвигающемся на розничную торговлю маркировкой ТС ПИоТ. С ним запрос разрешительного режима о возможности продать станет платным.
Забытая декларация, ТС ПИоТ (технические средства получения информации о товаре) - это не что-то новое, что будет внедряться на платной основе. Это любая онлайн-касса, через которую производится продажа товара. Касса считывает сведения о маркировки и передает их в "Честный знак", который после проверки дает кассе команду на продажу, либо отбраковывает товар. Просто сейчас кассы не совсем правильно все это делают и часто выдают ошибки, поскольку они частично не совместимы с оборудованием, которое используется в "Честном знаке". Так вот ТС ПИоТ - это обновления для касс, которое позволит совместить оборудования продавцов с оборудованием СМ.
Надменный главбух, Так может за НЕ совместимость своего оборудования должен заплатить оператор маркировки, а не розничная торговля?
А если виноваты именно кассовые аппараты, так нужно возбуждать уголовные дела о диверсии государственного масштаба в отношении директоров производителей ККТ.