Изменения в работе с электронными подписями с 2022 года

Правила работы с электронными подписями (ЭП) постепенно меняются. В течение 2022 года установлен переходный период на новый порядок работы с ЭП, когда квалифицированная электронная подпись выдается только руководителям (иному физлицу, которое может действовать от имени юрлица без доверенности) или физлицу со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Физлица, представляющие компанию или ИП по доверенности (например, штатные работники компании или ИП), должны будут прилагать к документам электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную ИП или руководителем юрлица. Эксперты 1С в статье рассказывают подробнее о новшествах. О поддержке законодательных изменений, касающихся работы с МЧД, см. в "Мониторинге законодательства" в разделе "Машиночитаемые доверенности".

Поправки, принятые Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, постепенно меняют порядок работы с электронными подписями (речь прежде всего идет об усиленных квалифицированных электронных подписях). Конечная цель новшеств состоит в выдаче электронных подписей на организацию только руководителям (иному физическому лицу, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности). Все остальные физические лица (сотрудники или иные представители юрлица) смогут подписывать электронные документы юрлиц только при наличии оформленной на себя электронной подписи и специальной доверенности (официальное название "доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде", часто употребляемое в деловом обороте, - "машиночитаемая доверенность, МЧД").

Очередные новшества, призванные упростить переход на новый порядок работы, внесены в Закон № 476-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2021 № 443-ФЗ.

Напомним, с 01.07.2021 до 31.12.2021 удостоверяющие центры, аккредитованные по новым правилам после 01.07.2020 (АУЦ), могли выдавать электронные подписи в прежнем порядке. Список АУЦ см. на сайте Минцифры России.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 476-ФЗ было установлено, что такие подписи можно использовать до 01.01.2022. Однако в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 443-ФЗ, срок использования таких подписей продлен до 31.12.2022 (ч. 2.7 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ).

При этом АУЦ, аккредитованные по новым правилам, сохраняют право выдавать сотрудникам организаций электронные подписи в прежнем порядке (то есть по доверенности) до 31.12.2022 (ч. 2.7 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ).

Таким образом, переходный период продлен на весь 2022 год.

Вступившие в силу изменения позволяют до 31.12.2022 подписывать электронные документы:

  • квалифицированной электронной подписью организации или ИП, выданной АУЦ до 31.12.2021, если владельцем сертификата является руководитель организации (иное лицо, которое может действовать без доверенности от имени юрлица) или физическое лицо со статусом ИП (ч. 2.3 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ);

  • квалифицированной электронной подписью организации, выданной АУЦ до 31.12.2022 по доверенности физическому лицу - не руководителю (то есть лицу, которое не может действовать от имени организации без доверенности, т. е. в старом порядке). В этом случае машиночитаемая доверенность не нужна (ч. 2.4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ).

Отметим, что действующие нормы позволяют также до 31.12.2022 подписывать документы квалифицированной электронной подписью предпринимателя, выданной АУЦ до 31.12.2021 физическому лицу - представителю ИП (в старом порядке по доверенности). В этом случае машиночитаемая доверенность также не нужна (ч. 2.6 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ).

Если срок действия квалифицированной электронной подписи, указанной выше (точнее срок действия сертификата подписи), закончится в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, то получить новый сертификат квалифицированной электронной подписи можно:

  • для руководителей юрлиц и ИП - в УЦ ФНС России (либо у доверенных лиц);

  • для сотрудников организаций по доверенности (с указанием организации в сертификате) - в АУЦ;

  • для физлиц - в АУЦ.

После 31.12.2022 получить новую квалифицированную электронную подпись (сертификат) можно:

  • для руководителей юрлиц и ИП - в УЦ ФНС России (либо у доверенных лиц);

  • для физлиц - в АУЦ.

Удостоверяющий центр ФНС России выдает сертификаты для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов с 01.07.2021. Для этого руководителю необходимо (п.п. 22, 25 приказа ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@):

  • предварительно записаться в территориальный налоговый орган;

  • лично подать заявление о выпуске подписи;

  • пройти идентификацию (для первого получения необходимо приехать лично);

  • взять с собой СНИЛС, паспорт и защищенный носитель и документацию на него (можно приобрести в УЦ или использовать имеющийся, например, по данным ФНС России, это Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и др., соответствующие установленным требованиям).

Предполагается, что после окончания переходного периода сотрудники и уполномоченные лица будут подписывать документы организации своими личными подписями.

Такая подпись содержит только Ф.И.О. гражданина без указания организации, в которой он работает или которую он представляет. Как было указано выше, подписывать документы от имени юридических лиц или индивидуальных предпринимателей такие представители смогут только при наличии машиночитаемой доверенности.

Отметим, что положения о подписании документов от имени организаций и предпринимателей квалифицированными электронными подписями физических лиц с использованием машиночитаемой доверенности вступают в силу с 01.03.2022 (п. 14 ст. 1 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ).

1С:ИТС
Подробнее о работе с электронными подписями в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, см. в разделе "Консультации по законодательству".

Комментарии
  1. Директор в гневе

    Эта система только усложнила работу компаний и сделала использование ЭЦП дороже. Где наши закономаратели нашли упрощение?

    • chitatel

      Директор в гневе, в некотором смысле это и являлось целью изменений, поскольку задача нововведений - ограничение перечня субъектов, способных получать электронную подпись от имени организаций. в идеале - ограничить выдачу эцп только руководителям и иным лицам, которые могут действовать от имени юридического лица без доверенности