С 1 сентября 2022 года для организаций и ИП значительно ужесточаются требования к оформлению договоров с потребителями и вводится целый комплекс запретов на совершение действий, затрагивающих права и интересы покупателей.
Что изменится с 1 сентября 2022 года
Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ, вступающий в силу с 1 сентября 2022 года, дополняет действующее законодательство о защите прав потребителя новым понятием – «недопустимые условия договора». В указанных целях действующая ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» излагается в новой редакции.
Под недопустимыми условиями договора обновленная норма закона понимает любые ущемляющие права потребителя условия, противоречащие законодательству в области защиты прав потребителей, которые подлежат исключению из договоров по первому требованию потребителя. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, объявляются ничтожными.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом в полном объеме. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки и пени, установленной законом или договором. Причем требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявления.
Новые требования одинаковым образом распространяются как на продавцов товаров, так и на исполнителей договоров платного оказания услуг и выполнения работ, а также на владельцев агрегаторов. При этом закон устанавливает лишь примерный перечень условий, являющихся недопустимыми и не подлежащих включению в договоры с потребителями.
Недопустимые условия договоров с потребителями
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, с 1 сентября 2022 года относятся, в частности, следующие (п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1):
- условия, которые предоставляют продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства - предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий договора;
- условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
- условия, которые устанавливают для потребителя штрафы и неустойки за отказ от исполнения договора;
- условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- условия, которые обусловливают приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением иных товаров, работ и услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
- условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров, работ и услуг;
- условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, не предусмотренные законодательством;
- условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
- условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
- условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
- условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.
Обращаем внимание, что несмотря на то, что сам закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года, его нормы, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 2 Федерального закона от 01.05.2022 № 135-ФЗ).
Поэтому если уже действующие по состоянию на 1 сентября договоры включают в себя одно или несколько из перечисленных выше условий, потребители вправе требовать исключения данных условий из договоров. Если продавцы не удовлетворят данных требований, они рискуют быть привлеченными к ответственности за нарушение прав потребителей.
Что еще запрещается продавцам с 1 сентября 2022 года
Помимо всего прочего, для продавцов с 1 сентября вводится прямой запрет на совершение ряда действий, затрагивающих права и интересы потребителей. К таким действиям будут относиться (п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1):
- отказ в заключении и исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров, работ и услуг;
- постановка удовлетворения требований потребителей в отношении товаров работ и услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров, работ и услуг;
- отказ в заключении договора и во внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие его права, в целях исключения таких условий (при предъявлении потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий договора, указанное требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня его предъявления с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования);
- выполнение дополнительных работ и услуг за плату без согласия покупателя.
Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ за плату оформляется продавцом в письменной форме. Обязанность доказать наличие такого согласия возлагается на продавца. Потребитель вправе отказаться от оплаты всех дополнительных работ и услуг, а если они уже оплачены, он вправе требовать от продавца возврата уплаченной суммы.
Кроме того, с 1 сентября для продавцов, исполнителей и владельцев агрегаторов вводятся дополнительные ограничения на сбор с покупателей и клиентов их персональных сведений.
Защита персональных данных покупателей
По новым правилам продавцы не вправе отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договоров из-за отказа потребителя предоставить свои персональные данные. Исключение составят случаи, когда обязанность предоставления таких данных прямо предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
Если потребитель сомневается, что закон обязывает его предоставлять при заключении того или иного договора свои персональные данные, он вправе будет выставить продавцу требование об обосновании причин невозможности заключения договора без предоставления персональных данных.
Получив от покупателя такое требование, продавец должен обосновать причины отказа в заключении договора в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования. Если требование было вынесено в устной форме, причины отказа продавец должен озвучить покупателю незамедлительно.
В ответе продавца обязательно должны быть указаны правовые основания, определяющие невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. В противном случае отказ в заключении договора будет признан незаконным и продавца оштрафуют за нарушение прав потребителей.
Новые штрафы для продавцов с 1 сентября 2022 года
С 1 сентября для продавцов вводится административная ответственность за отказ от заключения договора по причине непредставления потребителем своих персональных данных (Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ).
Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом последнего предоставить свои персональные данные, повлечет наложение административных штрафов в следующих размерах (новая ч. 7 ст. 18.8 КоАП РФ):
- от 5 000 до 10 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций;
- от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций.
При этом продавцы смогут избежать ответственности, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем (без предоставления данных исполнение договора невозможно).
Ну`с, 5-го сентября и проверим`с.
Да, если с позиции потребителя - то новые нормы хорошие. Другое дело, что даже те права потребителя, которые в этом законе уже есть давно, не всегда есть силы и время отстаивать в суде. Поэтому часто покупатели закрывают глаза и мирятся с нарушением своих прав, что их защита потребует временнЫх и денежных затрат, а в суд идут только если ущерб крупный.
Незеленый бухгалтер, если потребитель уверен в своей правоте и всерьез намерен отстаивать свои права, то в перспективе он вообще не понесет никаких судебных расходов, связанных с разрешением спора в судебном порядке. потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины. при этом расходы на представителей и всевозможные экспертизы должна возмещать проигравшая спор сторона судебного разбирательства.
А как быть продавцу, если покупатель отказывается предоставлять паспорт для оформления возврата товара?
Все знаю в 1С, в связи с чем покупатель должен предъявлять вам паспорт при возврате товара? закон не обязывает его это делать. возврат товара и денег за товар производится при предъявлении кассового чека или иного подтверждающего оплату документа. паспорт для возврата товара не нужен. и вы не можете отказать в возврате денег на основании того, что покупатель не предъявляет свои паспортные данные. такой отказ расценивается как нарушение прав потребителей.
chitatel, А вот у Роспотребнадзора другое мнение на этот счёт
Кредиторка, у роспотребнадзора может быть абсолютно любое мнение по абсолютно любому вопросу. но это не значит, что данное мнение подменяет собой требования закона. в законе о защите прав потребителей ничего о паспортных данных по этому поводу не говорится. есть требования цб рф, которые касаются возврата денег непосредственно из кассы продавца. эти требования действительно указывают на паспортные сведения. но это опять же крайне спорно с точки зрения законодательства.
Кредиторка, ну, может быть, Роспотребнадзор и высказывался по данному вопросы когда-то раньше, но эти разъяснения были до поправок, которые начнут работать только с 1 сентября 2022 года. Теперь же его позиция будет соответствовать новым нормам закона о защите право потребителей.
chitatel, А если отказываются вернуть деньги за некачественный товар и требуют паспорт?
Прижимистый главбух, по новым правилам закон позволяет вам потребовать от продавца предоставить обоснование такого отказа. продавец не может отказать в расторжении договора и возврате денег из-за отказа покупателя предоставить паспортные данные. вы можете потребовать разъяснить причины отказа. продавец должен в течение 7 дней представить обоснование с указанием закона, который позволяет требовать с вас паспортные данные. при пропуске этого срока или неполучении обоснования обращайтесь в суд.