На предприятиях, представленных несколькими юрлицами (группа компаний), определенная часть движения товаров происходит между собственными организациями, прежде чем товары будут реализованы конечному потребителю. Например, производством или закупкой товаров на склады предприятия, представленного несколькими юрлицами, занимается одна организация, а продажи товаров выполняются другой организацией, входящей в компанию; потребность продажи товара конечному покупателю является первичной и фактически возникает до передачи товаров между организациями; документы отражения передачи товаров между организациями (продажи между фирмой-закупщиком и фирмой-продавцом) оформляются по потребности оформления продаж товаров конечному пользователю.
При выстраивании бизнес-процессов следует руководствоваться законодательством РФ, в том числе нормами ГК РФ, НК РФ, положениями Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», для избежания налоговых рисков и претензий контролирующих органов.
Применительно к товарам, подконтрольным государственным информационным системам, за исключением случая объемно-сортового учета (ОСУ) маркированных товаров, требование наличия в собственности продаваемого товара касается уже не просто общего количества, а распространяется на конкретный экземпляр товара (код маркировки) и/или партию товаров, подконтрольных ФГИС ВетИС («Меркурий»), ФГИС «Зерно», ФГИС «Сатурн», которые указываются в документах продажи и контролируются соответствующей ГосИС.
Также необходимо учитывать сроки отражения операций с товарами:
- ЕГАИС – в течение дня (п.11.2 приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 №397);
- ФГИС ВетИС («Меркурий») – в течение 24 часов, если не требуются лабораторные исследования и ветеринарно-санитарная экспертиза (п.6 приказа Минсельхоза России от 13.12.2022 №862);
- ГИС МТ (система маркировки «Честный знак») – 3 дня со дня совершения торговой операции, например, для обувной и парфюмерной продукции (п.п.64–65 постановления Правительства РФ от 05.07.2019 №860, п.п.55–56 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 №1957);
- ФГИС «Сатурн» – не позднее 3 рабочих дней с момента фактического совершения операции (пп.«б» п.15 постановления Правительства РФ от 07.05.2022 №828 в ред. постановления от 18.05.2024 №621);
- ФГИС «Зерно» – не позднее дня перехода права собственности (п.7 постановления Правительства РФ от 09.10.2021 №1721).
- Перечень и сроки маркировки товаров
- Функциональность межфирменных продаж в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5)
Функциональность межфирменных продаж в 1С
В программных продуктах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5) реализована функциональность межфирменных продаж, которая позволяет отражать сделки с конечными покупателями в том порядке, который сложился с учетом существующих бизнес-процессов предприятия, обеспечивает соблюдение требований законодательства в части права собственности на продаваемые товары и упрощает оформление требуемых документов между собственными организациями. При этом бизнес-процессы предприятия, включающие межфирменные продажи, должны быть выстроены с учетом требований законодательства в части сделок между взаимозависимыми лицами.
Порядок межфирменных продаж подконтрольных ГосИС товаров с учетом указанных выше требований в общем виде включает выполнение следующих действий:
- оформление документов продажи начинается на стороне организации-продавца. Товары подбираются из наличных остатков по предприятию, в том числе находящихся в собственности других организаций компании;
- для подконтрольных различным ГосИС товаров указываются коды маркировки, акцизные марки, партии:
- если не используется ордерный склад, то коды маркировки, акцизные марки, а также серии, используемые для учета партий, с любой политикой учета серий, указываются непосредственно в документе Реализация товаров и услуг
- если используется ордерный склад, то изначально коды маркировки, акцизные марки, а также серии с вариантом Учет себестоимости по сериям, указываются в Складском ордере, а затем переносятся в документ Реализация товаров и услуг. Складские серии применяются только в складском учете и в накладную не переносятся, а связанные с ними партии определяются по сериям, указанным в ордере
- определяется потребность к оформлению передачи товаров между собственными организациями, то есть необходимо конечному потребителю продать товар, который принадлежит другой организации внутри компании. Для этого нужно оформить его передачу (продажу) от одной компании к другой. В документе продажи выводится ссылка для перехода к оформлению операций между собственными организациями (см. рисунок);
- оформляется документ(ы) Передача товаров между организациями для отражения в учете одновременно продажи на стороне организации – владельца товара и покупки на стороне организации, которой необходимо выкупить товар для последующей продажи конечному покупателю;
- операция между собственными организациями отражается в соответствующей ГосИС:
- для товаров, подконтрольных ГИС МТ «Честный знак», оформляется универсальный передаточный документ (УПД) с передачей требуемых кодов маркировки посредством электронного документооборота (ЭДО)
- для товаров, подконтрольных ЕГАИС, на основании документа Передача товаров между организациями вводится цепочка документов: Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (исходящая) – Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (входящая)
- для товаров, подконтрольных ФГИС «Сатурн», на основании документа Передача товаров между организациями вводится документ Накладная ФГИС «Сатурн»
- для товаров, подконтрольных ФГИС «Зерно», следует создать на основании документа Передача товаров между организациями цепочку документов Оформление СДИЗ ФГИС «Зерно» – Погашение СДИЗ ФГИС «Зерно»
- после успешной передачи товаров между организациями можно завершить оформление продажи конечному покупателю. При этом в документе продажи отслеживается статус завершения передачи между собственными организациями. Если в информационной базе существуют документы передачи товаров в незавершенном состоянии по подконтрольным ГосИС товарам из документа продажи, то в форме документа продажи отображается гиперссылка Выполняется передача между организациями. В этом случае необходимо дождаться завершения этих операций.
Новая функциональность доступна пользователям программ 1С, применяющим 1С-ЭДО.
Отметим, что функциональность межфирменных продаж позволяет контролировать наличие права собственности на продаваемые экземпляры (акцизные марки, коды маркировки) или партии подконтрольных товаров на момент продажи для соблюдения действующих требований законодательства. При этом каждая компания с учетом своих бизнес-процессов должна соблюдать требования законодательства, экономическую целесообразность и отсутствие необоснованной налоговой выгоды при совершении операций между собственными организациями. Само по себе использование указанной функциональности не снимает с организации соответствующих налоговых рисков.Остатки подконтрольных товаров, находящиеся в собственности других организаций, могут использоваться с оформлением выкупа также в операциях внутреннего перемещения (товары со склада распределительного центра перемещаются в розничный магазин), внутреннего потребления и производства. В таком случае на первом шаге создается один из следующих документов:
- Перемещение товаров;
- Внутреннее потребление;
- Сборка (разборка) товаров;
- Передача товаров хранителю;
- Движение продукции и материалов;
- Производство без заказа (доступен только в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5));
- Этап производства (доступен только в «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5)).
В остальном порядок отражения операций аналогичен порядку, рассмотренному выше.
Кроме того, процессы межфирменных продаж для подконтрольных товаров поддерживаются в программах при оформлении документов Возврат товаров поставщику, Корректировка реализации, Отчет о розничных продажах. В документах Передача товаров между организациями и Возврат товаров между организациями предусмотрена форма подбора и проверки, аналогичная документам реализации. При создании электронных УПД из указанных документов в них заполняются коды маркировки для маркируемых товаров.
Также в документах предусмотрен механизм отслеживания состояния УПД в ГИС МТ. Состояние электронного документооборота и результат проверки отражения УПД в ГИС МТ выводятся отдельной графой в списках документов передачи между организациями.
В документах Перемещение товаров и Движение продукции и материалов предусмотрена опциональная возможность работы с кодами маркировки и акцизными марками ЕГАИС. Указание кодов маркировки и акцизных марок в документах внутреннего перемещения производится аналогично документам реализации. Указание кодов необходимо, например, в случае передачи контролируемых товаров в розничный магазин, так как к моменту продажи этих товаров в торговом зале они уже должны находиться в собственности организации-продавца.
Видеозапись онлайн-лекции «Разрешительный порядок при продаже маркированного товара в рознице, поддержка в 1С» с участием эксперта ЦРПТ Алексея Пронина и экспертов 1С Василия Харитонова и Ольги Салимовой:
В материале использованы фото: meeboonstudio / Shutterstock / Fotodom.