Порядок работы в программах «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5) аналогичен. Производственные операции в «1C:Управлении торговлей 8» (ред. 11.5) не автоматизированы. Для автоматизации производственных процессов рекомендуется использовать «1С:Комплексную автоматизацию 8» (ред 2.5) или «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5).
Маркировка новых товарных групп: нормативное регулирование и сроки
В настоящее время проводятся эксперименты по маркировке новых товарных групп, в том числе:
- отдельных видов консервированной продукции (постановление Правительства РФ от 02.02.2024 №105) – с 12.02.2024 г. по 31.08.2024 г. (готовые и консервированные продукты из мяса (код ТН ВЭД ЕАЭС 1602), готовая и консервированная рыба (код ТН ВЭД ЕАЭС 1604, кроме 1604 31 000 0 и 1604 32 00), готовые и консервированные ракообразные, моллюски (код ТН ВЭД ЕАЭС 1605), джемы, желе фруктовое, мармелады, фруктовое или ореховое пюре (код ТН ВЭД ЕАЭС 2007) и др.);
- растительных масел (постановление Правительства РФ от 21.12.2023 №2221) – с 25.12.2023 г. по 31.08.2024 г. включительно (масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое (код ТН ВЭД ЕАЭС 1512), масло оливковое (код ТН ВЭД ЕАЭС 1509) и др.);
- ветеринарных препаратов (постановление Правительства РФ от 21.12.2023 №2222) – с 25.12.2023 г. по 31.12.2024 г. (вакцины ветеринарные (код ТН ВЭД ЕАЭС 3002 42 000 0) и др.);
- кормов для животных (постановление Правительства РФ от 21.12.2023 №2220) – с 25.12.2023 г. по 31.08.2024 г.
- парфюмерных и косметических средств и бытовой химии (постановление Правительства РФ от 29.12.2023 №2405) – с 15.01.2024 г. по 28.02.2025 г. (косметических средств по ходу за кожей, для снятия макияжа (код ТН ВЭД ЕАЭС 3304); средств для волос (код ТН ВЭД ЕАЭС 3305); мыла (код ТН ВЭД ЕАЭС 3401) и др.);
- отдельных видов товаров для детей (постановление Правительства РФ от 14.12.2023 №2145) – с 20.12.2023 г. по 01.12.2024 г. (самокаты, куклы и др., код ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00);
- радиоэлектронной продукции (постановление Правительства РФ от 25.11.2023 №1993 в ред. постановления от 23.05.2024 №656) – с 01.12.2023 г. по 31.08.2025 г. (штепсели, розетки и др., код ТН ВЭД ЕАЭС 8536 69 900 8);
- оптоволокна и оптоволоконной продукции (постановление Правительства от 16.11.2023 №1929) – с 01.12.2023 г. по 01.12.2024 г. и др.
- Разрешительный режим продажи маркированной продукции с 1 апреля 2024 года: кто может не применять и что ему за это будет
- Регистрация в системе «Честный знак»: кто и как должен зарегистрироваться в системе мониторинга маркировки
- Автоматическая проверка статусов УПД в ГИС МТ «Честный знак» в «1С:Бухгалтерии 8»
- Как в 1С настроить онлайн-проверку кодов маркировки для разрешения продаж
Регистрация в системе маркировки
В экспериментах на добровольной основе участвуют компании-участники оборота соответствующей продукции, подлежащей маркировке, федеральные органы исполнительной власти, оператор системы маркировки (ГИС МТ) «Честный знак», операторы электронного документооборота (ЭДО), операторы фискальных данных (ОФД).
Для участия в эксперименте участник оборота должен зарегистрироваться (если не был зарегистрирован ранее) в системе маркировки и подать заявку на участие в эксперименте. Для регистрации в системе необходимо наличие усиленной квалифицированной цифровой подписи. Для отражения операции между участниками оборота универсальным передаточным документом (УПД) и универсальным корректировочным документом (УКД) необходимо также подключение к оператору электронного документооборота.
Бесшовная интеграция с операторами ЭДО в программах 1С реализована в сервисе 1С-ЭДО. Получить электронную подпись и подключиться к сервису можно непосредственно из программы.
Подобрать решение для автоматизации маркировки, подключить к «Честному знаку», настроить рабочее место для продажи маркированных товаров и просто проконсультировать могут партнеры фирмы «1С» с компетенциями по маркировке.
Настройки интеграции с системой маркировки
После подтверждения заявки на участие в эксперименте можно приступать к настройкам интеграции с системой маркировки в программе 1С. Для этого необходимо установить (если не был установлен ранее) флаг НСИ и администрирование – Администрирование – Интеграция с ИС МП (одежда, обувь, табак…) – Вести учет маркируемых товаров и указать в списке товарные группы, с которыми будет работать организация.
Все указанные товарные группы уже доступны в актуальных версиях программ «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5).
Также в информационной базе необходимо указать сертификаты электронной подписи для авторизации в ГИС МТ. Для возможности заказа кодов маркировки необходимо выполнить настройки станции управления заказами (СУЗ), см. рисунок. Для новых видов продукции операции, проводимые через СУЗ, доступны только для формата обмена с СУЗ версии 3.
Настройки СУЗ включают идентификатор СУЗ (OMS ID), идентификатор соединения, адрес и порт. Узнать OMS ID можно в личном кабинете системы маркировки в разделе Управление заказами – Устройства. Получить идентификатор соединения можно непосредственно из формы настроек Настройка обмена с СУЗ по кнопке в виде закругленной стрелки справа от поля Идентификатор соединения.
Адресом по умолчанию является suz2.crpt.ru, порт 443. Если доступных СУЗ нет, то нужно обратиться в службу поддержки оператора системы маркировки ЦРПТ.
- Маркировка товаров и ГИС
- Порядок настройки сертификатов электронной подписи и ЭДО в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5)
- Настройки интеграции с системой маркировки в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5)
Все товары должны быть описаны в Национальном каталоге – подсистеме системы маркировки. Это можно сделать из личного кабинета или непосредственно из программы, используя сервис 1С:Номенклатура.
Операции с маркируемой продукцией в 1С
Общие принципы маркировки товарных групп схожи. Обобщенно можно выделить следующие этапы жизненного цикла маркируемой продукции:
- маркировка продукции:
- описание продукции в Национальном каталоге;
- заказ на эмиссию кодов маркировки;
- печать кодов маркировки;
- нанесение кодов маркировки, передача отчета о верификации нанесенных кодов маркировки в ГИС МТ;
- ввод продукции в оборот;
- движение маркируемой продукции между участниками оборота (в оптовом звене);
- розничная продажа или иное выбытие из оборота маркируемой продукции.
Обязанность по маркировке товаров, производимых в РФ, возлагается на производителя, а по импортируемым товарам – на импортера.
Коды маркировки наносятся на потребительские упаковки. Для товарных групп Оптоволокно и оптоволоконная продукция и Радиоэлектронная продукция предусмотрены также групповые упаковки – такие упаковки могут продаваться в розницу целиком или разукомплектовываться для продажи входящих в них товарных упаковок по отдельности.
Коды маркировки для групповых упаковок должны быть заказаны дополнительно к кодам маркировки товарных упаковок в соответствующем количестве. Вид упаковки – товарная или групповая – уточняется в заказе на эмиссию.
- Маркировка: как начать внедрение
- Как описать товары в Национальном каталоге
- Изменения в маркировке с 1 мая 2024 года: разрешительный режим, маркировка икры, молока, воды, антисептиков и одежды
- Маркировка сигарет, пиротехники, сухарей, картофеля и ГСМ: что изменилось с 1 июля 2024 года
- Изменения в обязательной маркировке с 1 июня 2024 года: безалкогольные напитки, пиво и одежда
Для товарных групп Консервированная продукция, Растительные масла, Корма для животных, Парфюмерные и косметические средства и бытовая химия, Оптоволокно и оптоволоконная продукция, Радиоэлектронная продукция предусмотрена возможность выбора стандартного или укороченного кода маркировки (указывается в заказе на эмиссию). Укороченный код занимает меньше места и используется в случае физически ограниченных размеров продукции. В общем случае рекомендуется использовать стандартный код.
Коды маркировки должны быть предварительно заказаны и эмитированы. Для заказа кодов маркировки в 1С в контуре интеграции с ГИС МТ предусмотрен документ Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ, который можно создать из рабочего места Обмен с ИС МП (Обувь, одежда, табак…) в разделах интерфейса Закупки, Продажи, Производство, Склад и доставка.
После получения кодов их необходимо распечатать и нанести на продукцию. Сведения о нанесенных кодах маркировки для ввода в оборот нужно передать в ГИС МТ. Можно выполнить отдельно передачу Отчета о верификации нанесенных КМ и далее независимо, возможно в другую дату, выполнить операцию ввода в оборот, а также можно передать Отчет о верификации нанесенных КМ одновременно с вводом продукции в оборот. Операции передачи отчета и ввода в оборот выполняются документом Маркировка товаров ИС МП.
Движение товаров между участниками оборота в оптовом звене отражаются по ЭДО. После завершения электронного документооборота оператор электронного документооборота самостоятельно передает сведения о смене владельца кодов маркировки в ГИС МТ.
При розничных продажах маркируемых товаров код маркировки указывается в чеке. Оператор фискальных данных передает эти сведения в ГИС МТ, после чего коды выводятся из оборота.
Для указанных товарных групп в 1С также предусмотрены операции Вывод из оборота (для случаев, не связанных с розничной продажей) и Возврат в оборот.
В 1С:Лектории проводятся лекции по маркировке товаров, поддержке в 1С.
В материале использованы фото: metamorworks / Shutterstock / Fotodom.