Маркировка молочной продукции в программах 1С с печатью кодов в типографии
Маркировка молочной продукции в программах 1С с печатью кодов в типографии
05.08.2021
Продолжаем серию публикаций о работе с маркировкой товаров в программах 1С. В этой статье эксперты 1С рассказывают на примере программ "1C:Управление торговлей 8" (ред. 11.5), "1С:Комплексная автоматизация 8" (ред. 2.5), "1С:ERP Управление предприятием 2" (ред. 2.5), как выполнить маркировку кодов молочной продукции при печати кодов в типографии. О поддержке обязательной маркировки в учетных решениях "1С:Предприятие 8" можно узнать в разделе "Маркировка" в "Мониторинге законодательства".
Заказ кодов маркировки, их печать, нанесение на продукцию и ввод в оборот могут выполняться организацией самостоятельно или с привлечением третьего лица - сервис-провайдера. В частности, сервис-провайдером может быть Центр этикетирования и маркировки (ЦЭМ) - это специализированная типография, которая печатает этикетки на продукцию с кодами маркировки. Учитывая масштабы производства, а также затраты на печать и нанесение кодов маркировки для молочной продукции, вариант печати кодов маркировки в типографии на этикетки продукции и дальнейшее нанесение этих этикеток в составе производственной линии могут оказаться более удобными для производителей, чем самостоятельная печать кодов маркировки.
Порядок работы в этом случае следующий:
Производитель товара оформляет в программе 1С Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ, в котором указывает вариант печати этикеток Сервис-провайдером.
Сервис-провайдер самостоятельно получает коды маркировки в ИС МП "Честный знак" и наносит их на товарные этикетки.
Сервис-провайдер передает этикетки с нанесенными кодами маркировки производителю товара.
Производитель товара упаковывает произведенную продукцию и наносит этикетки с кодами маркировки на производственной линии. Также на производственной линии устанавливаются высокопроизводительные сканеры кодов, которые считывают коды маркировки с упакованной продукции.
Производитель передает информацию о нанесенных на продукции кодах маркировки и вводит продукцию с этими кодами в оборот.
Рассмотрим порядок работы подробнее.
Оформление заказа кодов маркировки для печати в типографии
Если предполагается печать кодов маркировки сервис-провайдером, то в документе Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ переключатель Печать кодов маркировки устанавливается в положение Сервис-провайдером. После этого будет доступен выбор сервис-провайдера (типографии). Сервис-провайдеры СУЗ должны предварительно быть внесены в справочник информационной базы программы, который можно открыть из рабочего места Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...) в группе Настройки и справочники. Для сервис-провайдера указывается рабочее наименование; вид (в нашем случае - ЦЭМ (типография)); страна; ИНН; виды продукции, для которых сервис-провайдер может печатать этикетки, а также идентификатор сервис-провайдера, который задан для него в ИС МП.
Узнать идентификатор сервис-провайдера можно в личном кабинете ИС МП "Честный знак".
Список позиций номенклатуры, по которым производится заказ кодов маркировки, указывается в документе Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ на закладке Товары. Каждая позиция должна иметь код GTIN и быть описанной в национальном каталоге - подсистеме ИС МП. Код GTIN должен быть внесен в список штрихкодов по данной номенклатуре. Описать товары в национальном каталоге и получить по ним код GTIN можно непосредственно из программы с помощью сервиса 1С:Номенклатура.
Узнать подробнее о сервисе 1С:Номенклатура можно здесь.
Для каждой позиции указывается количество заказываемых кодов маркировки, а также Шаблон этикетки сервис-провайдера и принцип формирования серийных номеров: автоматически (рекомендуется) или самостоятельно. Для группового заполнения в выделенных строках документа шаблона этикетки можно воспользоваться командой меню Заполнить - Шаблон этикетки.
Шаблоны этикеток СУЗ должны предварительно быть внесены в справочник информационной базы, который можно открыть из рабочего места Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...) в группе Настройки и справочники. Для шаблона этикетки задается только рабочее наименование, вид продукции и идентификатор. Узнать идентификатор шаблона можно в личном кабинете ИС МП "Честный знак". При этом макет шаблона в информационной базе не хранится. Предпросмотр шаблона предусмотрен в личном кабинете ИС МП "Честный знак", но лучше получить образец этикетки от типографии и ориентироваться уже на этот образец.
После заполнения документа Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ нужно запросить коды маркировки в ИС МП по ссылке Запросите коды маркировки. Если не было ошибок оформления и документ принят СУЗ, статус заказа на эмиссию меняется на Коды маркировки эмитированы. Сгенерированные коды маркировки в информационную базу 1С не загружаются - их получает и печатает сервис-провайдер (типография). Организация для дальнейшей работы получит уже напечатанные коды от сервис-провайдера (типографии).
Передача отчета о верификации нанесенных кодов маркировки
Для молока и молочной продукции (как подлежащей отражению в ВетИС, так и без отражения в ВетИС) предусмотрена передача в ИС МП Отчета о верификации нанесенных КМ. Целью данного отчета является проверка считывания распечатанных и нанесенных на продукцию кодов.
В зависимости от условий технологического процесса передача Отчета о верификации нанесенных КМ может выполняться независимо от ввода в оборот, в разные даты, или одновременно с вводом в оборот.
Выполнить передачу отчета о верификации нанесенных кодов маркировки независимо от ввода в оборот можно документом Маркировка товаров ИС МП с указанием операции Отчет о верификации нанесенных КМ. Ввод в оборот в этом случае оформляется отдельным документом Маркировка товаров ИС МП с указанием операции Производство и указанием в поле Операция нанесения кодов маркировки значения <Выполнена независимо>.
Также передача отчета о нанесении и ввод продукции в оборот могут выполняться одним документом Маркировка товаров ИС МП. В этом случае в поле Операция указывается Производство, а в поле Операция нанесения кодов маркировки - соответствующий Отчет о верификации нанесенных КМ. Далее рассмотрим вариант передачи отчета о нанесении одновременно с вводом продукции в оборот.
Оформление документа "Маркировка товаров ИС МП"
В документе Маркировка товаров ИС МП для операций Отчет о верификации нанесенных КМ и Производство предусмотрен флаг Отчет производственной линии. Он используется для передачи в ИС МП перечня кодов маркировки, нанесенных непосредственно на продукцию в составе производственной линии.
На закладке Основное указывается Код ТН ВЭД продукции из перечня кодов, подлежащих маркировке, а также другие обязательные реквизиты, идентифицирующие партию товара (дата производства, срок годности).
При установленном флаге Создавать штрихкоды упаковок указывается наименование, характеристика и серия вводимой в оборот продукции. Предполагается, что производственная линия одновременно производит только одно наименование и серию товара. В этом случае в информационной базе 1С сохраняются сведения о кодах маркировки, которые позволяют в дальнейшем, при оформлении отгрузки, автоматически определить номенклатуру, характеристику и серию по считанному коду маркировки. Номенклатура и характеристика без серии могут определяться по коду GTIN без хранения штрихкодов упаковок в информационной базе программы 1С. Хранение штриходов в таком случае не дает дополнительных преимуществ, но при этом увеличивает размер информационной базы, поэтому, если не ведется учет по сериям, рекомендуется не устанавливать флаг Создавать штрихкоды упаковок.
Для молока и молочной продукции, подконтрольных ВетИС, на закладке Основное документа также указывается ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД). В поле можно выбрать ранее отраженный в информационной базе ВСД или идентификатор ВСД в виде строки, если ВСД создавался не из информационной базы. При создании документа Маркировка товаров ИС МП на основании документа Производственная операция ВетИС, в котором указана одна позиция, Номенклатура и ВСД заполняются автоматически (рис. 1).
Рис. 1
На закладке Коды маркировки указывается перечень кодов маркировки для передачи в ИС МП. В случае передачи Отчета о верификации нанесенных КМ необходимо указание полных кодов (включая так называемый "криптохвост"). Рекомендуемый формат передачи кодов "Base64" (см. рис. 2). Для каждого кода маркировки продукции возможно также указание кода логистической упаковки, в которую вложен товар с этим кодом маркировки. Информация о созданных упаковках будет передана в ИС МП для выполнения агрегации.
Рис. 2
Коды маркировки из файла, сгенерированного высокопроизводительным сканером, считывающим коды в составе производственной линии, можно скопировать в таблицу по кнопке Загрузить из внешнего файла (см. рис. 2). При этом должен быть установлен флаг Формат Base64.
Автоматизировать заполнение таблицы для конкретного оборудования может интегратор на внедрении. Выбрать партнера с компетенциями по маркировке можно на сайте фирмы "1С".
После заполнения документа необходимо передать его в ИС МП по ссылке Передайте отчет.
Если отчет о нанесении принят без ошибок, то статус документа изменится на Коды маркировки нанесены. Коды, указанные в документе в формате "Base64", будут нормализованы, то есть приведены к строке вида "(01)<Код GTIN>(23)<Серийный номер кода маркировки>". Из кодов исключается криптохвост, так как его хранение в информационной базе не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
Далее можно ввести продукцию в оборот. Для этого нужно еще раз выполнить информационный обмен с ИС МП по кнопке передайте данные. После успешной отработки статус документа изменится на Коды маркировки введены в оборот. Если указаны групповые упаковки, в том же документе будет предложено выполнить агрегацию. Оформлять отдельный документ для агрегации в этом случае не требуется.
В случае выявления брака использованные, но не введенные в оборот коды маркировки нужно списать документом Списание кодов маркировок ИС МП. В документе также предусмотрен режим отчета производственной линии.
* * *
Требования по маркировке продукции в соответствии с актуальным законодательством, безусловно, повысили требования к производителям. В этой статье мы описали актуальный порядок маркировки молока и молочной продукции, который в случае отлаженных процессов не должен представлять трудностей. Однако в процессе внедрения маркировки предстоит решить ряд организационных и технических вопросов, выбрать партнеров для печати этикеток, оборудование - высокопроизводительные сканеры, интегрировать их в производственную линию, а также выполнить интеграцию этих сканеров с программой 1С. Это однократные, но достаточно сложные задачи, решение которых требует профессиональной помощи. Такую помощь готовы оказать в том числе партнеры фирмы "1С". Выбрать партнера с компетенциями по маркировке можно на сайте фирмы "1С".
В силу объективных причин, которые мы рассматривали в статье о начале маркировки товаров (см. в № 11 (ноябрь), стр. 15 "БУХ.1С" за 2020 год и в статье "Маркировка: как начать внедрение"), на начальном этапе могут возникать вопросы. Чтобы избежать трудностей, рекомендуем ознакомиться с этим и другими полезными материалами 1С по маркировке.
В 1С:Лектории регулярно проводятся лекции по вопросам маркировки различных товаров, поддержке в 1С с участием представителей ЦРПТ и экспертов 1С.
В частности, 20.05.2021 состоялась онлайн-лекция "Маркировка молока и молочной продукции в программах "1С:Предприятие"" с участием представителя ЦРПТ и эксперта 1С. Подробнее см. на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория по ссылкам: