Содержание
|
Примечание:
* По данному вопросу см. также здесь
Суть проблемы
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, вступившей в силу с 31 августа 2002 года, из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах ...)), в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог.
Статьей 9 Закона № 110-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2003 года, пункт 1 статьи 3 Закона о дорожных фондах, определяющий перечень источников образования дорожных фондов, был изложен в новой редакции, в соответствии с которой из состава последних был исключен налог на пользователей автомобильных дорог.
Поскольку названными нормативными правовыми актами налог на пользователей автомобильных дорог был исключен из состава федеральных налогов и источников образования дорожных фондов, на практике встал вопрос о правомерности требований налоговых органов об уплате данного налога за период с 31 августа 2002 года по 1 января 2003 года.
Судебные решения
Так, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма налогового органа, в котором содержится решение об отказе в возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога на пользователей автодорог.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2003 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований Общества по тем основаниям, что факт излишней уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не может считаться установленным, и отсутствует переплата налога на пользователей автодорог.
По мнению налогового органа, исключение подпункта "м" пункта 2 статьи 19 Закона об основах ... с 01.09.2002 года не означает отмены налога на пользователей автодорог с 01.09.2002 года*.
Примечание:
* Налоговым органом дата вступления в силу соответствующих положений Закона №110-ФЗ определена с нарушением статьи 21 Закона № 110-ФЗ - не с 01.09.2002 года, а с 31.08.2002 года).
Одновременно с исключением подпункта "м" из пункта 1 статьи 19 Закона об основах ... в пункт 2 этой же статьи введен подпункт "ж" и в состав региональных налогов включен транспортный налог. В Закон о дорожных фондах внесено изменение, в соответствии с которым целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются, в частности, за счет транспортного налога. Налоговый орган полагает, что налог на пользователей автодорог по смыслу Закона № 110-ФЗ не отменен, а заменен транспортным налогом. Статьей 4 Закона № 110-ФЗ на налогоплательщиков возложена обязанность исчислить и уплатить налог на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003 года, в срок до 15.01.2003 года. Из статьи 20 этого же Закона прямо следует воля законодателя отменить налог на пользователей автодорог с 01.01.2003 года, что соответствует и статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что статьи 4 и 9 Закона № 110-ФЗ вступили в действие не с 01.09.2002 года, а с 01.01.2003 года, по мнению налогового органа, не изменяет общего смысла Закона, в соответствии с которым налог на пользователей автодорог подлежит исчислению и уплате за период с 01.09.2002 года по 01.01.2003 года.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые налоговым органом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного в октябре 2002 года налога на пользователей автодорог в размере 270 000 рублей. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога, сославшись в письме от 24.10.2002 № 10/4403 на статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральный закон "О федеральном бюджете в 2002 году", статью 4 Федерального закона № 110-ФЗ.
Принимая решение об удовлетворении заявления Общества, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что статьей 2 Закона № 110-ФЗ были внесены изменения в статью 19 Закона об основах ..., согласно которым из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона о дорожных фондах ... в число этих налогов входит налог на пользователей автомобильных дорог.
В силу статьи 21 Закона № 110-ФЗ этот документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие в ином порядке.
В соответствии со статьей 2 НК РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах. Согласно статье 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено статьей 5 НК РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы в Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений.
В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов о бюджете субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления на соответствующий год, иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Руководствуясь названными нормами, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что при разрешении вопроса о порядке вступления в силу отдельных положений налогового законодательства следует применять нормы налогового, а не бюджетного законодательства, так как бюджетное и налоговое законодательство имеют самостоятельные предметы регулирования.
Налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с положениями БК РФ.
Статья 5 НК РФ не ставит порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на соответствующий год.
При этом арбитражным судом обоснованно не принята ссылка налогового органа на статью 4 Закона № 110-ФЗ, так как в соответствии со статьей 21 Закона № 110-ФЗ указанная статья вступает в силу только с 01.01.2003 года.