Кто и как ищет нелицензионное ПО
Расследованием нарушений и преступлений в сфере авторских прав на компьютерные программы и базы данных занимается полиция. Поводом для возбуждения административных/уголовных дел по фактам использования пиратского ПО может являться (ст. 28.1 КоАП РФ и ст. 140 УПК РФ):
- заявление правообладателя;
- обнаружение нарушения непосредственно сотрудником правоохранительных органов;
- сообщение о нарушении/преступлении, полученное из СМИ и иных источников.
Таким образом, чтобы полиция начала проверку, достаточно любого сообщения из любого источника. Это может быть сотрудник организации/ИП, конкурент, недовольный контрагент или просто неравнодушный гражданин.
При этом полиции помогают разные общественные некоммерческие организации. Например, соблюдение авторских прав компании «1С» сейчас контролирует Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов (НП ППП).
На
Подтверждение факта нарушения может грозить либо административной, либо уголовной ответственностью.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Расследованием нарушений и преступлений в сфере авторских прав на компьютерные программы и базы данных занимается полиция.
2. Чтобы полиция начала проверку, достаточно любого сообщения из любого источника. Это может быть сотрудник организации/ИП, конкурент, недовольный контрагент или просто неравнодушный гражданин.
3. Полиции помогают разные общественные некоммерческие организации.
4. Незаконное использование компьютерных программ и баз данных является основанием для привлечения граждан к административной или уголовной ответственности.
5. Одновременно и к административной, и к уголовной ответственности не привлекают.
6. Помимо уголовной и административной ответственности для желающих сэкономить на лицензионном софте предусмотрена еще и статья 1301 ГК РФ. Она защищает интересы правообладателей и устанавливает материальную ответственность за нарушение исключительных прав, в том числе на компьютерные программы и базы данных.
Административная ответственность за использование нелицензионного ПО
Незаконное использование компьютерных программ и баз данных является основанием для привлечения граждан к административной ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие штрафы:
- от 1 500 до 2 000 рублей – для физлиц;
- от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- от 30 000 до 40 000 рублей – для организаций.
Оштрафовать по данной статье могут одновременно и саму организацию, и ее должностных лиц, допустивших использование нелицензионных программ. Например, генерального директора, системного администратора или главбуха, работавшего на пиратских версиях программ.
Причем штраф последует не только за использование, но и за незаконное обновление программ (см., например, постановление Мирового суда судебного участка № 99 г. Санкт-Петербурга от 26.04.2018).
Помимо штрафов, по ст. 7.12 КоАП РФ предусматривается обязательная конфискация контрафактных экземпляров компьютерных программ, а также оборудования, на котором они работали.
То есть если организация использовала в своей деятельности нелицензионные продукты, ее не только оштрафуют и изымут контрафактное ПО, но еще и конфискуют все компьютеры, на которые оно было установлено. Возмещать стоимость компьютеров никто не будет.
При этом «отделаться» административными штрафами и конфискацией компьютеров получится только в том случае, если совокупная стоимость нелицензионного софта составит 100 000 рублей или меньше (см. примечание к ст. 146 УК РФ).
Если величина ущерба, причиненного правообладателю, превысит указанное значение, действия нарушителя будут квалифицироваться уже не как административное правонарушение, а как преступление по УК РФ.
Одновременно за нелицензионный софт к административной и уголовной ответственности не привлекают.
Уголовная ответственность за нелицензионное ПО
Если стоимость контрафактных экземпляров ПО превысит 100 000 рублей, нарушителя привлекут к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 146 УК РФ. При расчете стоимости пиратского софта полицией используются рыночные цены на аналогичный лицензионный софт. Как правило, берут самые высокие цены на программы.
Для установления реальной стоимости пиратских программ и подтверждения этой стоимости полиция обращается непосредственно к правообладателю или его официальным дилерам/представителям. Они и выдают полиции справки о стоимости программных продуктов.
За использование пиратских компьютерных программ и баз данных предусматривается одно из следующих наказаний:
- штраф в размере до 200 000 рублей;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- исправительные либо принудительные работы на срок до 2 лет;
- лишение свободы до 2 лет.
Если стоимость пиратских программ превысит 1 млн рублей, нарушитель понесет наказание в виде (ч. 3 ст. 146 УК РФ):
- принудительных работ на срок до 5 лет;
- лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или без такового.
Такое же наказание последует за преступление, совершенное должностным лицом организации (например, для гендиректора компании, принявшего решение использовать нелицензионный софт), а также группой лиц по предварительному сговору (например, когда пиратские программы устанавливаются сисадмином по распоряжению гендиректора организации).
В этих случаях преступление будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 146 УК РФ, даже если совокупная стоимость нелицензионных программ и баз данных меньше 1 млн рублей.
Часто обвиняемыми в таких делах становятся руководители организаций/ИП. При этом тот факт, что они могли не знать, что установленные версии программ являлись нелицензионными, не освобождает их от ответственности.
Как правило, в ходе предварительного следствия по ст. 146 УК РФ полиция выдает руководству компаний обязательное предписание на проверку программного обеспечения, установленного на компьютерах и используемого работниками. В ответ на данное предписание руководство либо предоставляет полиции лицензии на используемое ПО, либо заявляет об отсутствии программ, требующих обязательных лицензий.
Таким образом, у руководства фирм всегда есть несколько дней, чтобы проверить, нет ли на компьютерах пиратских программ. Поэтому сослаться на неосведомленность и неведение руководителям организаций не удастся (см., например, апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.05.2018 № 22-3666/2018).
Правообладатели проходят в подобных уголовных делах в качестве потерпевших. В рамках уголовного дела они имеют право заявить к нарушителю гражданский иск, по которому им будет выплачена денежная компенсация.
Уголовный срок и миллионное взыскание за использование нелицензионного ПО
Получить реальный уголовный срок и миллионное взыскание можно даже за несколько пиратских программ. Например, Сысертский районный суд Свердловской области вынес приговор № 1-127/2016 1-3/2017 от 25.11.2017 по делу № 1-127/2016 о незаконном использовании компьютерных программ на общую сумму в 600 000 рублей.
В обоснование своей невиновности бывший директор организации ссылался на то, что он даже не догадывался об использовании в его фирме нелицензионного программного обеспечения. Спорные программные продукты были установлены неизвестными лицами, найденными по объявлению. Никаких распоряжений об установке пиратских программ он не давал и поэтому считал, что основания для привлечения его к уголовной и гражданско-правовой ответственности отсутствуют.
Суд отклонил эти доводы обвиняемого. Материалами дела подтверждалось, что обвиняемый занимал должность руководителя организации. Соответственно, за все организационные вопросы, в том числе и за законность устанавливаемого на компьютеры фирмы ПО, ответственность нес именно он. Неосведомленность о незаконном характере используемых программ не освобождает от ответственности за пиратский софт.
В связи с этим суд признал бывшего директора виновным в незаконном использовании объектов авторского права в крупном размере с использованием своего служебного положения и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Кроме того, его обязали выплатить правообладателю компенсацию в размере 1 253 086 рублей.
Гражданско-правовая ответственность за нелицензионный софт
Помимо всех вышеперечисленных видов наказаний для желающих сэкономить на лицензионном софте предусмотрена еще и статья 1301 ГК РФ. Она защищает интересы правообладателей и устанавливает материальную ответственность за нарушение исключительных прав, в том числе на компьютерные программы и базы данных.
Кстати, сам правообладатель может и не участвовать в возбуждении уголовного дела/дела об административном нарушении по факту использования нелицензионного ПО. Он даже может и не знать о нарушении своих прав.
Часто о нарушениях правообладатели узнают от полиции, которая, как мы уже говорили, обращается к ним за получением информации о стоимости лицензионных версий ПО. В рамках уголовных дел они становятся гражданскими истцами, в пользу которых взыскивается денежная компенсация.
В соответствии со ст. 1301 ГК РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в следующих размерах:
- в двукратном размере стоимости программы,
- в размере от 10 000 до 5 млн рублей.
Конкретный размер компенсации устанавливается по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.
Компенсация взыскивается за каждую нелицензионную программу, установленную на компьютере организации/ИП. При этом сам факт использования конкретной программы в предпринимательской деятельности для взыскания компенсации значения не имеет.
Программа может и не использоваться, а просто храниться на компьютере. Важен сам факт наличия программы на носителе, принадлежащем нарушителю (апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.05.2018 № 22-3969/2018).
Если правообладателю будет недостаточно привлечения нарушителя к ответственности и взыскания с него компенсации, он может обратиться в прокуратуру с требованием о ликвидации организации-нарушителя или о прекращении деятельности ИП (1253 ГК РФ).
Если прокуратура подтвердит, что организация неоднократно нарушала исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд может принять решение о ее ликвидации по требованию прокурора. То же самое касается и ИП, неоднократно уличенного в использовании контрафактных программ.
Таким образом, высокая стоимость официального ПО и обновлений не может служить оправданием для использования пиратских программ. Наказание за контрафактные программы очень жесткое – вплоть до многомиллионных штрафов, реальных тюремных сроков и прекращения деятельности.
Нелегальные обновления программ
Обновления программ – такие же объекты интеллектуальной собственности, как и само программное обеспечение. При этом вендором, помимо правовой и юридической защиты, могут использоваться и технологические, программные способы защиты обновлений.
Незаконное обновление программ чревато судимостью, и такие прецеденты уже есть. В зависимости от способа обхода защиты, и распространителю, и исполнителю, и пользователю могут вменить как ст. 272 УК РФ, так и 273 УК РФ (максимальное наказание по ним - лишение свободы на срок до 5 лет).
Следите за нашими материалами - мы готовим статью с рекомендациями по самостоятельному аудиту лицензионной чистоты используемого в вашей организации программного обеспечения и обновлений к нему.
куда обратиться о фирме где используют нелицинзиованное п. о.
Квартальный отчетик, я чё знаю
Квартальный отчетик, Выше по тексту указан сайт ассоциации стукачей.
Квартальный отчетик, Ну ты и чепуха
город ковров ул Волго-Донская фирма ООО,, ТИАЛ-СТ,, используют нелицинзиованное программное обеспечение, Windows, Word, Excel, Solidworks, SolidCam, autocad.
Квартальный отчетик, Стукач обьявился. Это копирайтевмкая статья, твой комментарий даже читать не будут.
АО "Нижнетагильский Хлебокомбинат" и Торговый Дом "Тагилхлеб" г. Нижний Тагил используют не лицензионное ПО Windows на 50 рабочих местах. Собственник бизнеса не дает денег покупать его, тем самым подставляет своих руководителей фирм входящих в холдинг.
Сколько стукачей!!! Надо всех посадить за пиратский софт. А точнее все население нашей страны когда либо использовавших компьютер!!!)))
Бухгалтер, стукачи сейчас ликуют, надо же, как можно хоть немного реалитзовать с вою мерзкую душенку
Сам себе кассир, не все так просто, как кому-то кажется. анонимные сообщения о совершаемых правонарушениях правоохранителями сейчас не рассматриваются. поэтому никто подобные сообщения проверять не будет конечно же.