Содержание
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, Министерство финансов РФ приказом от 09.06.2001 № 44н утвердило новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Данное Положение зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2001 года (№ 2806) и, следовательно, является нормативно-правовым документом.
В связи с изданием ПБУ 5/01 признаны утратившими силу приказ Минфина России от 15.06.1998 № 25н, которым было утверждено ПБУ 5/98, а также другие приказы Минфина России, которыми вносились изменения и дополнения в ПБУ 5/98 (от 30.12.1999 № 107н и от 24.03.2001 № 31н).
Приказ № 44н вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года (в отличие от ПБУ 6/01 «Учет основных средств» которое введено в действие с 2001 года), что облегчает работу бухгалтеров.
В этой статье мы покажем основные отличия новой редакции ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» от старого ПБУ 5/98.
Утверждение новой редакции ПБУ 5/01 обусловлено, главным образом, необходимостью изменить порядок учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, изложенный в старой редакции данного документа (ПБУ 5/98), привести его в соответствие с правилами учета, содержащимися в Инструкции по применению нового плана счетов бухгалтерского учета. Отсюда основное отличие ПБУ 5/98 от ПБУ 5/01 - отсутствие в последнем всякого упоминания о малоценных и быстроизнашивающихся предметах (определение, оценка, амортизация, порядок раскрытия информации о МБП в бухгалтерской отчетности и др.), поскольку они перестали быть объектом бухгалтерского учета.
В ПБУ 5/01 в отличие от ПБУ 5/98 дано понятие «организация». «Под организацией … понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений)».
В ПБУ 5/01 дано несколько иное определение товаров. Первое новшество носит редакционный характер, заключается в изъятии слов «или перепродажи» и является логичным, так как в старом определении два термина «продажа» и «перепродажа» по смыслу документа являлись синонимами. Второе новшество заключается в изъятии слов «без дополнительной обработки», что во многом меняет само определение «товары». Имеется в виду, что товары, поступающие в организацию, могут подвергаться какой-то дополнительной обработке. Данное новшество также является оправданным, поскольку на практике часть товаров всегда подвергалась дополнительной обработке (нарезка, фасовка, упаковка и т.д.).
В ПБУ 5/01 дана более широкая трактовка единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Если в ПБУ 5/98 ею является «номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и (или) однородных групп (видов)», то в ПБУ 5/01 говорится, что этой единицей кроме номенклатурного номера может быть «партия, однородная группа и т. п.». Такая трактовка единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов в большей степени отвечает требованиям практики.
ПБУ 5/98 определяло перечень затрат, которые «могли» включаться в фактическую себестоимость материально-производственных запасов, тогда как ПБУ 5/01 дает конкретный перечень этих затрат.
В пункте 6 ПБУ 5/01 при перечислении фактических затрат на приобретение материально-производственных запасов, в частности, сказано «таможенные пошлины», тогда как в ПБУ 5/98 говорилось «таможенные пошлины и иные платежи». Под «иными платежами», видимо, подразумевались иные таможенные платежи (сборы за таможенное оформление, за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение товаров и др.). Исходя из этого, может создаться впечатление, что эти иные платежи не должны включаться в фактическую себестоимость материально-производственных запасов. На самом деле, на наш взгляд, ничего не изменилось. Во-первых, в вышеуказанном пункте сказано, что в эту себестоимость включается «сумма фактических затрат организации на приобретение…». Во-вторых, в конце перечня фактических затрат говорится «иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов».
В ПБУ 5/98 говорилось, что к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся «затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит)» и «затраты по оплате процентов по заемным средствам» (подчеркнуто нами – В.П.). Отсюда можно было сделать вывод, что речь идет только об уплаченных процентах, хотя на самом деле исходя из принципа временной определенности фактов хозяйственной жизни, следовало относить к затратам начисленные проценты. В пункте 6 ПБУ 5/01 внесено правильное уточнение, что именно начисленные (а не оплаченные) проценты по кредитам поставщиков и по заемным средствам относятся к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов. Как и раньше, вышеуказанные проценты, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, включаются в операционные расходы.
Новым является указание в пункте 6 ПБУ 5/01, что «фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (увеличиваются или уменьшаются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах)». В этом же пункте дано определение суммовой разницы, которое, в принципе, аналогично ее определению, данному в пункте 6.6 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В пункте 9 ПБУ 5/01 впервые сказано, как определяется фактическая себестоимость материально производственных запасов, остающихся от выбытия основных средств и другого имущества – исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Здесь же дано определение этой стоимости как суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
В пункте 10 ПБУ 5/98 был приведен только один метод оценки материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. В ПБУ 5/01 указан второй метод оценки вышеуказанных активов (в случае невозможности использовать первый метод) – «исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы». Оба метода оценки согласуются с пунктом 6.3 ПБУ 10/99 «Расходы организаций».
Затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования по запасам, приобретенным за плату, согласно пункту 6 ПБУ 5/98 включаются в их фактическую себестоимость. Однако было неясно, куда относить вышеуказанные затраты по материально-производственным запасам, внесенным в счет вклада в уставный (складочный) капитал, организаций, полученным по договору дарения или безвозмездно, а также полученным по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. В пункте 11 ПБУ 5/01 эта проблема решена: указанные затраты включаются в фактическую себестоимость материально-производственных запасов. Кроме того, в ПБУ 5/01 уточнен перечень затрат по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. В частности, добавлены затраты по сортировке и фасовке товаров. Однако, по нашему мнению, это относится только к затратам, возникающим до принятия активов к бухгалтерскому учету. Например, расходы магазина по фасовке товаров, уже отраженных по дебету счета 41 «Товары», должны списываться на счет 44 «Расходы на продажу».
Новым в ПБУ 5/01 является также то, что при оценке отпускаемых материально-производственных запасов первоочередной акцент делается на группу, а не вид этих активов, как было в ПБУ 5/98 (см. пункты 16, 18, 21, 23, 27).
В пункте 11 ПБУ 5/98 говорилось, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и предусмотренных настоящим Положением. В следующем абзаце этого пункта был указан данный случай: снижение в течение года цены на материально-производственные запасы либо моральное старение МПЗ и потеря ими своего первоначального качества. В этих случаях МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе на конец года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации. На вышеуказанную разницу делалась запись:
Дебет 80 «Прибыли и убытки» Кредит счетов по учету материально-производственных запасов.
Следовательно, данной записью корректировалась (уменьшалась) учетная оценка (фактическая себестоимость) вышеуказанных активов.
В соответствии с пунктом 25 ПБУ 5/01 в таком случае образовывается резерв под снижение стоимости материальных ценностей также за счет финансовых результатов.
В ПБУ 5/01 добавлена еще одна причина корректировки оценки материально-производственных запасов: потеря первоначального качества не только частично, но и полностью. При этом будет делаться запись (по новому плану счетов):
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
При составлении годового бухгалтерского баланса сумма созданного резерва будет вычитаться (без проводки) из сальдо счетов по учету материально-производственных запасов* и разница отражается в разделе II «Оборотные активы».
_________
В ПБУ 5/01, в отличие от ПБУ 5/98 предусмотрена корректировка оценки оборудования к установке.
_________
При этом счета по учету данных активов не кредитуются, и их сальдо не изменяется. Таким образом, в ПБУ 5/01 не говорится о случаях изменения учетной стоимости материально-производственных запасов, в связи с чем в его пункте 12 изъяты слова «.. и предусмотренных настоящим Положением».
В связи с изменением способа корректировки оценки материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация не о разнице между фактической себестоимостью запасов и стоимостью их возможной реализации (пункт 25 ПБУ 5/98), а «о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей» (пункт 27 ПБУ 5/01).
В пункте 27 ПБУ 5/01 внесено дополнение, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию перечисленная не вся информация о материально-производственных запасах, а с учетом ее существенности. Кроме того, из начала этого пункта изъяты слова «в составе информации об учетной политике организации», поскольку не вся перечисленная ниже информация является элементом учетной политики (например, о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог).
Новшеством в ПБУ является уточнение ряда терминов и определений (см. таблицу 1).
Таблица 1. Термины и определения.
ПБУ 5/98 |
ПБУ 5/01 |
Имущество (п. 2,3) |
Активы (п. 2,4) |
Затраты на услуги транспорта (п. 6) |
Затраты за услуги транспорта (п. 6) |
Заготовительно-складской аппарат (п. 6) |
Заготовительно-складское подразделение ( п. 6) |
Дата оприходования (п. 9) |
Дата принятия к бухгалтерскому учету (п. 9) |
Безвозмездно (п. 9) |
По договору дарения или безвозмездно (п. 9) |
Приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами (п. 10) |
Полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами (п. 10) |
Определяется (п. 10) |
Признается (п. 10) |
Издержек обращения (п. 12) |
Расходов на продажу (п. 13) |
Методов (п. 15) |
Способов (п. 16) |
В течение отчетного периода (п. 15) |
Исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16) |