В преддверие Нового года - 27 декабря 2002 года - Президент РФ подписал Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании", который фактически установил новые правила сертификации продукции (то есть подтверждения соответствия продукции установленным требованиям), а также новую систему стандартизации. Технические регламенты, предусмотренные этим законом, призваны сменить систему ГОСТов, существующую в настоящее время. Попробуем разобраться в основных нововведениях и принципиальных положениях закона вместе с юристом О.Н. Толмачевой (юридическая фирма ЗАО "БФ - Юрист").

Содержание

Основными понятиями, вводимыми законом "О техническом регулировании", являются понятия "технического регулирования" и "технического регламента". Под техническим регулированием понимается правовое регулирование в области установления и исполнения обязательных, а также иных (то есть необязательных, добровольно установленных) требований к продукции, а также к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При этом обязательные требования к продукции, а также к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются исключительно в технических регламентах. Ни в каких других нормативных актах либо документах обязательные требования к продукции и указанным выше процессам содержаться не могут.

Технические регламенты

В соответствии со статьей 6 закона технические регламенты могут приниматься только в строго определенных целях, а именно: в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических, юридических лиц, государства и муниципальных образований, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Введение технических регламентов в иных целях запрещается. Кроме того, в пункте 2 статьи 7 закона "О техническом регулировании" закреплено, что требования, содержащиеся в технических регламентах, не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для достижения указанных выше целей. По своей сути технические регламенты призваны установить минимальные требования, которые бы обеспечивали различную безопасность, в частности, промышленную, пожарную, химическую, механическую и другую. Таким образом, технические регламенты призваны сменить систему ГОСТов, существующую в настоящее время. После вступления в силу закона "О техническом регулировании" и введении в действие соответствующих технических регламентов вся продукция, выпущенная в обращение на территории Российской Федерации, а также все процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны будут соответствовать обязательным требованиям, содержащимся в технических регламентах.

Законом "О техническом регулировании" установлено, что технические регламенты принимаются только федеральным законом и лишь в исключительных случаях, закрепленных в статье 10 указанного закона, допускается принятие технического регламента Указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ. Императивной нормой данного закона установлено, что технический регламент, принятый федеральным законом, вступает в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования, иной срок вступления в силу технического регламента предусмотрен быть не может.

Отметим также, что закон "О техническом регулировании" очень детально и подробно регламентирует непосредственно процедуру разработки проекта технического регламента и его принятия. В частности, закрепляются стадии многократного публичного обсуждения проекта технического регламента, внесения предложений по нему всеми заинтересованными лицами и учет их мнения, обязательная публикация уведомления о разработке проекта технического регламента, о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента и некоторых других, а также проведение специальными комиссиями экспертизы проекта технического регламента.

Пересмотр системы стандартизации

Отдельная глава закона "О техническом регулировании" посвящена стандартизации, система которой, как было отмечено выше, подверглась значительному пересмотру. Напомним, что сейчас требования государственных стандартов (ГОСТов) являются обязательными для соблюдения всеми хозяйственными субъектами. После вступления в силу закона "О техническом регулировании" положения стандартов, по сути тех же ГОСТов, будут носить рекомендательный характер, обязательными будут только лишь требования технических регламентов. Итак, к документам в области стандартизации закон "О техническом регулировании" относит национальные стандарты, классификаторы и стандарты организаций, применяемые, подчеркнем еще раз, на добровольной основе.

Отметим, что закон "О техническом регулировании" предусмотрел возможность маркировать продукцию, которая соответствует требованиям стандартов, специальным знаком. Однако данный знак не будет иметь юридического значения.

Сертификация

В отельный блок вопросов в законе "О техническом регулировании" выделены положения, касающиеся подтверждения соответствия (иначе - сертификации) продукции, а также процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации обязательным требованиям технических регламентов. Так, подтверждение соответствия (сертификация) может быть добровольным либо в отдельных случаях обязательным*.

* Примечание: В настоящее время в Законе РФ от 10.06.1993 № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" также предусмотрено деление на добровольную и обязательную сертификацию.

Отметим, что при добровольной сертификации происходит проверка продукции и указанных выше процессов на предмет их соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации либо даже условиям договоров. В то время как при обязательной сертификации устанавливается соответствие обязательным требованиям технических регламентов.

Для прохождения добровольного подтверждения соответствия заявитель должен заключить договор с органом по сертификации, который, в случае положительных результатов проведенных исследований, выдает сертификат. Указанный орган по сертификации также осуществляет и работы по обязательному подтверждению соответствия. При этом он строго следует закрепленным в технических регламентах формам, схемам, а также другим моментам обязательного подтверждения соответствия. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем по установленному тарифу. Документами, подтверждающими соответствие продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации обязательным требованиям, являются декларация о соответствии и сертификат соответствия. Причем оба эти документа в соответствии с пунктом 3 статьи 23 закона "О техническом регулировании" имеют равную юридическую силу.

Отметим, что декларация о соответствии подлежит регистрации заявителем в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию. Однако данная норма (пункт 6 статьи 24 закона "О техническом регулировании") сформулирована таким образом, что не позволяет сделать вывод об обязанности заявителя представлять декларацию о соответствии в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию для ее регистрации. На наш взгляд, указанное положение сразу же вызовет множество вопросов: в частности, является ли необходимой регистрация декларации о соответствии либо это может осуществляться по желанию заявителя?

Что касается сертификата соответствия, то исходя из статьи 26 закона "О техническом регулировании" можно сделать вывод, что сведения о выданных сертификатах будут вноситься в специальный реестр федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до выдачи их заявителю.

В соответствии со статьей 27 закона продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке (получен сертификат либо декларация о соответствии), маркируется знаком обращения на рынке. Однако данный знак наносится исключительно в информационных целях и также остается открытым вопрос, является ли его нанесение обязательным либо может осуществляться по желанию хозяйствующего субъекта.

Ответственность и другие вопросы

Специальный раздел в законе "О техническом регулировании" посвящен ответственности и другим соприкасающимся с ней вопросам. В частности, в случае, если продавцу либо изготовителю становится известно о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, то продавец должен довести данную информацию до изготовителя, а изготовитель в течение 10 дней должен сообщить об этом в орган государственного контроля. При этом изготовитель также обязан в течение 10 дней провести проверку полученной информации и принять соответствующие меры на период указанных 10 дней для того, чтобы возможный вред от обращения на рынке продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, не увеличился, пока будет идти проверка полученной информации. Если информация подтвердится, то изготовитель опять же в течение 10 дней обязан разработать программу мероприятий по предотвращению вреда от обращения на рынке продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, и согласовать ее с органом государственного контроля. В случае невыполнения указанной программы, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 закона, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В заключение отметим, что закон "О техническом регулировании" вступает в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования**, то есть 1 июля 2003 года.

**Примечание: Федеральный закон "О техническом регулировании" был опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2002 года.

С этой же даты утрачивают силу Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и Закон РФ "О стандартизации" и начинается отсчет семилетнего срока, предусмотренного для разработки и принятия соответствующих технических регламентов.

В течение указанного срока (7 лет), а точнее до принятия соответствующих технических регламентов (если они будут приняты ранее истечения 7-летнего срока) будут продолжать действовать нормативные акты, в том числе и ГОСТы, содержащие обязательные требования к продукции и процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Однако все указанные документы сохраняют свое действие лишь в части, которая соответствует целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических, юридических лиц, государства и муниципальных образований, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Если же в указанный срок, то есть в течение 7 лет, технические регламенты не будут приняты, то все имеющиеся обязательные требования к продукции и процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации прекращают свое действие. Исключением являются только лишь обязательные требования, установленные Законами РФ "О карантине растений", "О ветеринарии", "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения". Обязательные требования, установленные указанными законами, сохранят свое действие до принятия соответствующих технических регламентов вне зависимости от семилетнего срока.

Новые правила подтверждения сертификации продукции

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии