Новые возможности указания сведений объемно-сортового учета маркируемых товаров в программах 1С

В некоторых случаях участники оборота маркируемых товаров могут передавать в систему маркировки "Честный знак" только код товара (GTIN) и количество отгружаемого маркированного товара, без указания кодов маркировки, то есть указывать сведения объемно-сортового учета (ОСУ). В "1С:Управлении торговлей 8" начиная с версии 11.5.13.98 появились возможности указания сведений ОСУ в документах оптовых продаж, которые помогут упростить порядок работы с маркируемым товаром пользователям 1С. Эксперты 1С рассказывают о новых возможностях программы.

Оптовые продавцы молочной продукции и упакованной воды в течение переходного периода (для молочной продукции - до 31.05.2025 (включительно), для упакованной воды - по 28.02.2025 (включительно)) могут передавать в систему маркировки сведения о маркируемых товарах, которые включают только код товара (GTIN) и количестве отгружаемого маркированного товара, без указания кодов маркировки (п. 4.2 Правил маркировки молочной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099; п. 27 Правил маркировки упакованной воды, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 841). Такой упрощенный порядок в профессиональном сообществе получил название объемно-сортовой учет (ОСУ). При этом используется электронный документооборот (ЭДО).

Напомним, что с 01.09.2023 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.2023 № 834 требование по маркировке упакованной воды распространяется на воду, предназначенную для детского питания. Обязанность передачи сведений об обороте воды, предназначенной для детского питания, для участников оптового рынка наступает 01.03.2024. Возможность передачи сведений в объемно-сортовом формате будет действовать так же, как для упакованной воды, не относящейся к детскому питанию, - до 28.02.2025 (включительно).

В программе "1С:Управление торговлей 8" начиная с версии 11.5.13.98 появились новые возможности указания сведений ОСУ, которые помогут сократить время и упростят порядок работы пользователя 1С с документом Реализация товаров и услуг:

  • автоматическое формирование кодов ОСУ без использования формы подбора и проверки маркируемой продукции;

  • автоматический расчет количества кодов для весовой молочной продукции.

О сроках реализации в решениях 1С законодательных изменений в сфере обязательной маркировки товаров см. в "Мониторинге законодательства" в разделе  "Маркировка и интеграция".

Продажи штучной маркируемой продукции участникам оборота с оформлением ЭДО

Участники оптового рынка передают сведения об обороте маркируемой продукции, в частности сведения ОСУ, в составе электронного документа - универсального передаточного документа (УПД) и универсального корректировочного документа (УКД). То есть и продавец, и покупатель должны быть подключены к электронному документообороту и иметь усиленные квалифицированные электронные подписи. Исключением являются гостиницы, предприятия общественного питания и госучреждения, которые приобретают продукцию для использования в целях, не связанных с последующей реализацией (продажи для собственных нужд).

1С:ИТС

В программах 1С для обмена электронными документами с контрагентами применяется встроенный сервис 1С-ЭДО.

Оптовые продажи оформляются документом Реализация товаров и услуг. В документе на закладке Основное указывается оптовый покупатель, соглашение и договор с покупателем, склад, с которого выполняется отгрузка. Указание группы складов в случае продажи маркируемой продукции не допускается. Перечень товаров указывается на закладке Товары. Актуальные возможности программы позволяют не использовать форму Подбор и проверка маркируемой продукции.

Коды ОСУ будут сформированы автоматически при выполнении следующих условий:

  • номенклатура поддерживает ОСУ;

  • у номенклатуры только 1 GTIN потребительской упаковки;

  • к номенклатуре в этом документе не подобраны штрихкоды упаковок товаров.

1С-ЭДО в обязательной маркировке товаров

При отгрузке и приемке маркируемого товара участники оборота должны передавать в систему маркировки "Честный знак" сведения о переходе права собственности на товар. Для этого по общему правилу используется электронный документооборот с применением универсального передаточного документа (УПД). Бесшовная интеграция с операторами ЭДО в программах 1С реализована в сервисе 1С-ЭДО. 

В строке таблицы Товары при выполнении указанных условий отображается серая пиктограмма маркированного товара (рис. 1). Коды ОСУ формируются в момент создания электронного документа. Создать электронный документ можно с помощью команд меню ЭДО или перейдя по ссылке Не начат в нижней части формы, отражающей текущее состояние ЭДО.

0011 (1).png Рис. 1

В сформированном электронном документе в разделе Номера средств идентификации товаров будут указаны автоматически сгенерированные коды ОСУ (рис. 2).

0021 (1).png Рис. 2 

Продажи весовой молочной продукции с автоматическим указанием сведений ОСУ

Весовая молочная продукция - это продукция, вес упаковок которой не фиксирован. Например, к такой продукции относится сыр в головах (рис. 3). В Национальном каталоге для указанной продукции задается диапазон веса. При указании общего веса отгружаемой продукции в программе автоматически рассчитывается количество кодов идентификации на основе указанного веса отгружаемой продукции и информации системы маркировки о диапазоне и статистической информации о среднем весе продукции. Это происходит в момент создания электронного документа. При этом нужен запрос информации в ГИС МТ, и, соответственно необходимо, чтобы к моменту формирования электронного документа в информационной базе был сохранен токен авторизации. При отсутствии сохраненного ранее токена авторизации при формировании электронного документа выводится сообщение об ошибке.

0031 (1).png Рис. 3 

Получить токен авторизации возможно следующими способами:

  • текущий пользователь информационной базы в явном виде выполняет авторизацию в ГИС МТ доступным ему сертификатом электронной подписи, например при открытии формы Подбор и проверка маркируемой продукции;

  • в информационной базе настройку в разделе НСИ и администрирование - Администрирование - Интеграция с ИС МП (обувь, одежда, табак...) - Ответственные за актуализацию токенов авторизации задан список уполномоченных пользователей по каждой организации, которые периодически выполняют авторизацию в ГИС МТ с сохранением в информационной базе токена авторизации, который будет доступен другим пользователям. 

Полученный токен авторизации действителен в течение 10 часов.

При наличии сохраненного в информационной базе токена авторизации запрос расчета количества кодов идентификации происходит автоматически в момент формирования электронного документа и не требует каких-либо дополнительных действий со стороны пользователя, а сам процесс будет полностью аналогичен рассмотренному выше случаю формирования кодов ОСУ штучного товара.

Продажи для собственных нужд

Участники оборота - предприятия сегмента HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe), то есть предприятия общественного питания, гостиницы, а также школы, детские сады, больницы и другие участники оборота товаров, которые приобретают молочную продукцию или воду, подлежащую маркировке, для использования в целях, не связанных с последующей реализацией (для собственных нужд), до 30.11.2023 (включительно) вправе не представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной продукции и не использовать ЭДО (пп. "е" п. 3 Постановления № 2099, пп. "е" п. 3 Постановления № 841). 

В этом случае продавец оформляет в 1С вывод из оборота документом Вывод из оборота ИС МП с указанием Вида учета - Объемно-сортовой, Причины вывода из оборота - Использование для собственных нужд и ИНН покупателя. На закладке Товары указывается Номенклатура выводимых товаров, а также код GTIN, который должен быть внесен в список штрихкодов в карточке этой номенклатуры. Также указывается количество товаров, единица измерения упаковки, цена, сумма, ставка и сумма НДС. Количество кодов маркировки для весовой продукции указывается пользователем.

1С:Лекторий

Онлайн-лекция с участием А. Игнатовой, руководителя проектов внедрения оператора системы маркировки ЦРПТ, и эксперта 1С В. Харитонова: 

В соответствии с постановлениями № 2099 и № 841 с 01.12.2023 оптовые покупатели из сегмента HoReCa должны подключиться к ЭДО. При реализации товара для собственных нужд покупателя в документе Реализация товаров и услуг на закладке Дополнительно в реквизите Маркируемая продукция выбирается значение Выбывает из оборота по причине использования покупателем для собственных нужд (рис. 4).

Этот признак будет указан в сформированном электронном УПД.

0041 (1).png Рис. 4

Комментарии
  1. Камералочка

    Отвратительное новшество. раньше вывод из оборота осуществляли по API, а после обновления вывод из оборота задвоился. И отключить данное автоматическое заполнение никак не возможно, зачем тогда назвали возможностью?

    И ещё один неприятный момент: если УПД ушла по ЭДО, и по этому-же УПД оформить Вывод из оборота, оба документа спокойно уйдут. Как потом искать двойной вывод из оборота никто не сказал.

    • Редакция БУХ 1С
      Официальный аккаунт

      Камералочка,

      Основным способом оформления операций между участниками оборота маркируемой продукции является направление УПД по ЭДО. Именно в УПД указываются коды маркировки. Документ «Вывод из оборота» применяется в случаях, когда действующей нормативной базой разрешено не оформлять УПД.

      Вы не описали подробно отражаемую хозяйственную операцию, но похоже, что оформление документа «Вывод из оборота» в вашем случае (операция уже оформлена УПД по ЭДО) не требуется.