Содержание
- Переход на новый порядок учета
- Перенос информации из конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) в конфигурацию "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
- Корректировка износа
- Регистрация операций 2005 года
В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" с 1 января 2005 года введена в действие Инструкция по бюджетному учету, устанавливающая единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах, организующих и исполняющих бюджеты, в бюджетных учреждениях. Согласно новой Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения по мере их организационно-технической готовности должны осуществить переход на новый План счетов бюджетного учета и единую методологию учета как по исполнению бюджетов, так и по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях до 1 октября 2005 года.
Таким образом, предусмотрен переходный период на новый порядок бюджетного учета в течение 9 месяцев 2005 года.
Новый план счетов имеет кардинально новую структуру и кодировку счетов. А так как план счетов является основой конфигурации, фирмой "1С" к 1 января 2005 года была разработана новая типовая конфигурация - "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5). Вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции от 26.08.2004 № 70н надо в новой информационной базе.
Пользователям конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) новая редакция 5 предоставляется бесплатно.
Таким образом, пользователи программных продуктов "1С" имели возможность с 1 января 2005 года вести учет по новым правилам.
Ведение учета в компьютерной программе предусматривает первоначальный ввод остатков по счетам и объектам аналитического учета. Однако по состоянию на 01.01.2005 перенести остатки по счетам не представлялось возможным и вот почему.
Кроме изменения плана счетов существенно изменен порядок учета многих объектов бюджетного учета. Кроме того, теперь на учет следует поставить ряд объектов, которые ранее не отражались в балансах бюджетных учреждений. Для перехода на новые план счетов и порядок учета Инструкция по бюджетному учету не содержит необходимую информацию. Требуются дополнительные разъяснения официальных органов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ таким органом является Минфин России. Самостоятельно принять решение о переносе остатков по счетам, для которых нет соответствия в новом плане счетов, и по другим вопросам, связанным с переходом и не отраженным в нормативных документах, бухгалтер не имеет права.
Тем не менее, многие бухгалтеры решили вести учет по новым правилам с 1 января 2005 года, для того чтобы освоить новый порядок учета и сократить объем работы в последующем.
Чтобы облегчить работу бухгалтера, пользователям была предоставлена возможность перенести в информационную базу редакции 5 информацию, хранящуюся в справочниках редакции 4. При большом количестве контрагентов, с которыми ведет расчеты учреждение, большой номенклатуре материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении или в оперативном управлении учреждения - это существенное облегчение в работе. Таким образом, была обеспечена возможность ведения текущего учета - выписка платежных поручений, отражение операций по лицевым счетам в казначействе (банке), кассе, по расчетам с поставщиками и подотчетными лицами и т.п.
24 февраля 2005 года на интернет-сайте Минфина России размещен приказ Минфина России от 24.02.2005 № 26н, которым утверждены Методические указания по внедрению Инструкции по бюджетному учету (далее Методические указания), а также Таблица соответствия счетов плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов плану счетов бюджетного учета и бухгалтерскими записями по переводу на счета бюджетного учета (Приложение № 1, далее Таблица 1) и Таблица соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (Приложение № 2, далее Таблица 2).
Указанный документ дал ответы на многие вопросы, но и содержал ряд неясных положений и неточностей. Несмотря на то, что Методические указания на тот момент не являлись официальным документом, по многочисленным просьбам пользователей в релизе 505 конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" был предусмотрен перенос из информационной базы программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) данных, хранящихся в справочниках, и остатков по счетам в информационную базу программы "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
Перенос данных реализован согласно Методическим указаниям с учетом ошибок.
14 апреля 2005 года на интернет-сайте Минфина России размещен обновленный приказ Минфина России от 24.02.2005 № 26н, признанный Минюстом России не нуждающимся в регистрации (письмо Минюста России от 07.04.2005 № 01/2594-ВЯ).
Анализ изменений показал, что перенос остатков был реализован верно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При изменении учетной политики в течение финансового года информация в бухгалтерской отчетности должна формироваться с приведением к новой методологии всех данных, ранее полученных в учетном процессе.
Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н) не предусмотрены какие-либо исключения по составлению отчетности бюджетными учреждениями за 2005 год. При этом отмечается, что бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года (п.7 названного документа).
Данные бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений подлежат консолидации в отчетах распорядителя, главного распорядителя, финансового органа. Данные, представленные по разным планам счетов и сформированные с использованием различных правил учета невозможно консолидировать.
При возникновении подобных изменений в течение финансового года необходимо составлять бухгалтерскую отчетность с применением единых, наиболее поздних по времени утверждения правил бухгалтерского учета.
Поэтому независимо от сроков перехода к применению Инструкции по бюджетному учету остатки по счетам бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) по состоянию на 1 января 2005 года переносятся на входящие остатки по счетам Плана счетов бюджетного учета по состоянию на 1 января 2005 года. Это положение закреплено в пункте 2 Методических указаний.
Согласно пункту 3 Методических указаний при внедрении Инструкции № 70н в течение 2005 года наряду с входящими остатками по счетам на 1 января 2005 года подлежат переводу и обороты по субсчетам бухгалтерского учета, сложившиеся на дату перехода к применению Инструкции № 70. Следует отметить, что в связи с коренным отличием старого и нового порядков бухгалтерского учета невозможно корректно перенести обороты с сохранением всей аналитики, необходимой для ведения учета и составления отчетности по новым правилам.
Таким образом, в целях соблюдения требования сопоставимости данных за 2005 год при составлении отчетности необходимо, чтобы как входящие остатки на 1 января 2005 года, так и все операции, совершенные в 2005 году, были отражены в программе в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету № 70н.
Основными моментами, на которые необходимо обратить внимание при осуществлении работ по переносу остатков, являются следующие:
- Перенос данных следует проводить после осуществления операций по закрытию счетов бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности за 2004 год. Результаты инвентаризации (постановка на учет не числящихся объектов, списание недостач и т.д.) должны быть отражены в бухгалтерском учете до заключения счетов 2004 года.
- Перенос остатков осуществляется пообъектно в той оценке, по которой объекты числились по состоянию на 31 декабря 2004 года в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. Перенос остатков в сложившейся оценке позволит бюджетному учреждению выверить данные учета после отражения остатков по новому Плану счетов, что упростит процедуру перехода.
- Оценка объектов приводится в соответствие с требованиями Инструкции по бюджетному учету посредством осуществления корректировочных проводок по счетам нового Плана счетов в межотчетный период - 31 декабря 2004 года. В результате осуществления бухгалтерских записей в межотчетный период будут сформированы входящие остатки отчетности за 2005 год.
- Изменения в учете, связанные с переносом остатков и осуществлением корректировочных проводок, в отчетности бюджетного учреждения за 2004 год не отражаются.
Как уже отмечалось, данные отчетности бюджетного учреждения на начало и конец отчетного периода должны быть сопоставимы. Поэтому после переноса остатков на 1 января 2005 года все операции 2005 года следует отражать в учете в соответствии с новыми требованиями.
Таким образом, чем позже бюджетное учреждение примет решение о переходе на новый План счетов, тем больший объем работ придется проделать. Например, бюджетное учреждение принимает решение о переходе на новый План счетов с 1 апреля 2005 года; следовательно, все операции за первый квартал 2005 года необходимо отразить в соответствии с новыми требованиями. На осуществление ввода данных в автоматизированную систему учета в зависимости от объема проведенных операций может потребоваться значительное количество времени, ведь параллельно нужно вводить данные второго квартала 2005 года, чтобы обеспечить непрерывность учета.
Переход на новый порядок учета
В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" с 1 января 2005 года введена в действие Инструкция по бюджетному учету, устанавливающая единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах, организующих и исполняющих бюджеты, в бюджетных учреждениях. Согласно новой Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения по мере их организационно-технической готовности должны осуществить переход на новый План счетов бюджетного учета и единую методологию учета как по исполнению бюджетов, так и по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях до 1 октября 2005 года.
Таким образом, предусмотрен переходный период на новый порядок бюджетного учета в течение 9 месяцев 2005 года.
Новый план счетов имеет кардинально новую структуру и кодировку счетов. А так как план счетов является основой конфигурации, фирмой "1С" к 1 января 2005 года была разработана новая типовая конфигурация - "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5). Вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции от 26.08.2004 № 70н надо в новой информационной базе.
Пользователям конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) новая редакция 5 предоставляется бесплатно.
Таким образом, пользователи программных продуктов "1С" имели возможность с 1 января 2005 года вести учет по новым правилам.
Ведение учета в компьютерной программе предусматривает первоначальный ввод остатков по счетам и объектам аналитического учета. Однако по состоянию на 01.01.2005 перенести остатки по счетам не представлялось возможным и вот почему.
Кроме изменения плана счетов существенно изменен порядок учета многих объектов бюджетного учета. Кроме того, теперь на учет следует поставить ряд объектов, которые ранее не отражались в балансах бюджетных учреждений. Для перехода на новые план счетов и порядок учета Инструкция по бюджетному учету не содержит необходимую информацию. Требуются дополнительные разъяснения официальных органов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ таким органом является Минфин России. Самостоятельно принять решение о переносе остатков по счетам, для которых нет соответствия в новом плане счетов, и по другим вопросам, связанным с переходом и не отраженным в нормативных документах, бухгалтер не имеет права.
Тем не менее, многие бухгалтеры решили вести учет по новым правилам с 1 января 2005 года, для того чтобы освоить новый порядок учета и сократить объем работы в последующем.
Чтобы облегчить работу бухгалтера, пользователям была предоставлена возможность перенести в информационную базу редакции 5 информацию, хранящуюся в справочниках редакции 4. При большом количестве контрагентов, с которыми ведет расчеты учреждение, большой номенклатуре материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении или в оперативном управлении учреждения - это существенное облегчение в работе. Таким образом, была обеспечена возможность ведения текущего учета - выписка платежных поручений, отражение операций по лицевым счетам в казначействе (банке), кассе, по расчетам с поставщиками и подотчетными лицами и т.п.
24 февраля 2005 года на интернет-сайте Минфина России размещен приказ Минфина России от 24.02.2005 № 26н, которым утверждены Методические указания по внедрению Инструкции по бюджетному учету (далее Методические указания), а также Таблица соответствия счетов плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов плану счетов бюджетного учета и бухгалтерскими записями по переводу на счета бюджетного учета (Приложение № 1, далее Таблица 1) и Таблица соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (Приложение № 2, далее Таблица 2).
Указанный документ дал ответы на многие вопросы, но и содержал ряд неясных положений и неточностей. Несмотря на то, что Методические указания на тот момент не являлись официальным документом, по многочисленным просьбам пользователей в релизе 505 конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" был предусмотрен перенос из информационной базы программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) данных, хранящихся в справочниках, и остатков по счетам в информационную базу программы "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
Перенос данных реализован согласно Методическим указаниям с учетом ошибок.
14 апреля 2005 года на интернет-сайте Минфина России размещен обновленный приказ Минфина России от 24.02.2005 № 26н, признанный Минюстом России не нуждающимся в регистрации (письмо Минюста России от 07.04.2005 № 01/2594-ВЯ).
Анализ изменений показал, что перенос остатков был реализован верно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При изменении учетной политики в течение финансового года информация в бухгалтерской отчетности должна формироваться с приведением к новой методологии всех данных, ранее полученных в учетном процессе.
Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н) не предусмотрены какие-либо исключения по составлению отчетности бюджетными учреждениями за 2005 год. При этом отмечается, что бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года (п.7 названного документа).
Данные бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений подлежат консолидации в отчетах распорядителя, главного распорядителя, финансового органа. Данные, представленные по разным планам счетов и сформированные с использованием различных правил учета невозможно консолидировать.
При возникновении подобных изменений в течение финансового года необходимо составлять бухгалтерскую отчетность с применением единых, наиболее поздних по времени утверждения правил бухгалтерского учета.
Поэтому независимо от сроков перехода к применению Инструкции по бюджетному учету остатки по счетам бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) по состоянию на 1 января 2005 года переносятся на входящие остатки по счетам Плана счетов бюджетного учета по состоянию на 1 января 2005 года. Это положение закреплено в пункте 2 Методических указаний.
Согласно пункту 3 Методических указаний при внедрении Инструкции № 70н в течение 2005 года наряду с входящими остатками по счетам на 1 января 2005 года подлежат переводу и обороты по субсчетам бухгалтерского учета, сложившиеся на дату перехода к применению Инструкции № 70. Следует отметить, что в связи с коренным отличием старого и нового порядков бухгалтерского учета невозможно корректно перенести обороты с сохранением всей аналитики, необходимой для ведения учета и составления отчетности по новым правилам.
Таким образом, в целях соблюдения требования сопоставимости данных за 2005 год при составлении отчетности необходимо, чтобы как входящие остатки на 1 января 2005 года, так и все операции, совершенные в 2005 году, были отражены в программе в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету № 70н.
Основными моментами, на которые необходимо обратить внимание при осуществлении работ по переносу остатков, являются следующие:
- Перенос данных следует проводить после осуществления операций по закрытию счетов бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности за 2004 год. Результаты инвентаризации (постановка на учет не числящихся объектов, списание недостач и т.д.) должны быть отражены в бухгалтерском учете до заключения счетов 2004 года.
- Перенос остатков осуществляется пообъектно в той оценке, по которой объекты числились по состоянию на 31 декабря 2004 года в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. Перенос остатков в сложившейся оценке позволит бюджетному учреждению выверить данные учета после отражения остатков по новому Плану счетов, что упростит процедуру перехода.
- Оценка объектов приводится в соответствие с требованиями Инструкции по бюджетному учету посредством осуществления корректировочных проводок по счетам нового Плана счетов в межотчетный период - 31 декабря 2004 года. В результате осуществления бухгалтерских записей в межотчетный период будут сформированы входящие остатки отчетности за 2005 год.
- Изменения в учете, связанные с переносом остатков и осуществлением корректировочных проводок, в отчетности бюджетного учреждения за 2004 год не отражаются.
Как уже отмечалось, данные отчетности бюджетного учреждения на начало и конец отчетного периода должны быть сопоставимы. Поэтому после переноса остатков на 1 января 2005 года все операции 2005 года следует отражать в учете в соответствии с новыми требованиями.
Таким образом, чем позже бюджетное учреждение примет решение о переходе на новый План счетов, тем больший объем работ придется проделать. Например, бюджетное учреждение принимает решение о переходе на новый План счетов с 1 апреля 2005 года; следовательно, все операции за первый квартал 2005 года необходимо отразить в соответствии с новыми требованиями. На осуществление ввода данных в автоматизированную систему учета в зависимости от объема проведенных операций может потребоваться значительное количество времени, ведь параллельно нужно вводить данные второго квартала 2005 года, чтобы обеспечить непрерывность учета.
Перенос информации из конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) в конфигурацию "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
Перенос информации из редакции 4 в редакцию 5 конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" состоит из двух этапов:
- Перенос справочной информации.
- Перенос остатков по счетам.
После этого выполняются корректировка износа и регистрация всех операций 2005 года.
Для переноса информации в поставку релиза 505 конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5) включены дополнительные внешние обработки.
Указанные обработки в виде файлов содержатся в подкаталоге ExtForms каталога, в котором установлен релиз 505 (и выше) редакции 5.
В подкаталоге ExtForms релиза 505 (и выше) редакции 5 содержатся также инструкции по переносу справочников и остатков: Инструкция по переносу справочников из ред.4 в ред.5, Инструкция по переносу остатков по счетам из ред.4 в ред.5 (Сервис - Дополнительные возможности").
Для переноса информации из ред.4 в ред. 5 необходимо предварительно переписать в каталог "ExtForms" рабочей информационной базы редакции 4 все файлы подкаталога ExtForms обновления.
Внимание!
Перенос данных из редакции 4 возможен только с релиза не ниже 7.70.430. Если релиз конфигурации текущей рабочей информационной базы (редакции 4) ниже 7.70.430, то проведите обновление конфигурации до указанного или выше.
Перенос данных в редакцию 5 возможен только в релизе не ниже 7.70.505. Если релиз конфигурации текущей рабочей информационной базы (редакции 5) ниже 7.70.505, то проведите обновление конфигурации до указанного или выше.
Порядок переноса данных приведен в инструкциях по переносу справочников и остатков, входящих в комплект поставки, а также подробно изложен на апрельском диске ИТС (раздел "Методическая поддержка "1С:Предпритяия 7.7" - "Рекомендации по внедрению и использованию типовых конфигураций 1С:Предприятия - Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (или Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений") - Переход с редакции 4 конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" на редакцию 5 конфигурации Бухгалтерия для бюджетных учреждений").
Конвертер данных (Правила переноса остатков по счетам) разработан на основании приказа Минфина России от 24.02.2005 № 26Н "Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету" (далее - Приказ № 26Н).
Приказ № 26Н, утвержденные им Методические указания и Приложения (Таблица 1 и Таблица 2) также включены в состав апрельского выпуска ИТС ("Законодательство. База "Гарант" - Гарант. Налоги, бухгалтерский учет, предпринимательство").
К Инструкции по переносу остатков, входящей в состав релиза 505, прилагается таблица соответствия счетов, используемая при переносе остатков по счетам из конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (ред. 4) в конфигурацию "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5).
Следует отметить, что в размещенных на сайте Минфина Росии (по состоянию на 16.03.2005) и в базе "Гарант" Методических указаниях в отношении переноса остатков нематериальных активов содержатся неточности. При квалификации объектов нематериальных активов следует руководствоваться критериями признания нематериальных активов, установленными Инструкцией по бюджетному учету №70н. Объекты, учтенные по счету 031 "Нематериальные активы", должны быть отражены по новому Плану счетов следующим образом:
- по дебету счета 103.01 "Нематериальные активы" в части объектов, удовлетворяющих критериям признания нематериальных активов, установленных Инструкцией по бюджетному учету №70н;
- по дебету счета 106.02 "Капитальные вложения в нематериальные активы" в части затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также стоимости иных объектов, удовлетворяющих критериям признания нематериальных активов, но на которые на 1 января 2005 года не оформлены в установленном порядке документы, подтверждающие исключительные права бюджетного учреждения;
- по дебету счета 401.03 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" в части стоимости остальных объектов, в том числе программные продукты, на которые учреждение не имеет исключительных прав (см. статью "Подготовка к переходу на новый план счетов бюджетного учета" ).
- В целях сохранности и учета вы можете открыть рабочий забалансовый счет с субконто "Основные средства" и "МОЛ" и ручными проводками отразить на нем необходимые объекты НМА (информация о них при переносе справочников перенесена в справочник "Основные средства");
- по дебету счета 101.01 "Жилые помещения" - квартиры.
Согласно Инструкции от 30.12.1999 № 107н на субсчете 155 "Расчеты по авансам полученным" учитываются авансы, полученные от покупателей и заказчиков в счет выполняемых учреждением для них работ, услуг, изготовленной продукции. В новом Плане счетов аналогичного счета не предусмотрено.
Методические указания допускают отражение кредиторской задолженности по активному счету. На основании изложенного авансы полученные отражаются по кредиту счета учета расчетов с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг. Следовательно, остатки по субсчету 155 "Расчеты по авансам полученным" переводятся в кредит счета 205.03.2 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг", несмотря на то, что данный счет предназначен для расчетов с дебиторами.
Для раздельного учета авансов, полученных от покупателей (заказчиков) за товары, работы, услуги, имущество, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость, счет 205.03.2 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" введен в редакции 5 как счет-группа с субсчетами:
- 205.03.2.А "Авансы: Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг";
- 205.03.2.0 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Автоматически остатки по счету 155 будут отнесены в кредит счета 205.03.2.А.
Обратите внимание! В соответствии с Методическими указаниями дебиторская задолженность по счету 172 "Расчеты по специальным видам платежей" за:
- содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
- питание детей в интернатах при школах;
- обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях;
- питание, получаемое работниками по месту работы
признается согласно Инструкции по бюджетному учету в качестве дебиторской задолженности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и переводится на счет 205.03.2 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
В случае предоплаты за перечисленные выше услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, на субсчете 172 "Расчеты по специальным видам платежей" по состоянию на 31 декабря 2004 года может образоваться кредиторская задолженность. Остатки по кредиту субсчета 172 переводятся в кредит счетов:
- 205.03.2.0 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" в части кредиторской задолженности по услугам;
- Остатки по счету 172 в части расчетов по содержанию воспитанников в школах-интернатах и плате за форменную одежду будут перенесены на счет 205.10 "Расчеты с дебиторами по прочим доходам".
Кредиторская задолженность, отраженная на счете 173 "Расчеты по платежам в бюджет" переводится на соответствующие субсчета счета 303 "Расчеты по платежам в бюджеты":
- 303.01.1 (2,3) "Расчеты по налогу на доходы физических лиц";
- 303.03.2 "Расчеты по налогу на прибыль";
- 303.04.1 (2,3) "Расчеты по налогу на добавленную стоимость";
- 303.05.1 (2,3) "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету № 107н счет 173 "Расчеты по платежам в бюджет" является активно-пассивным, соответственно, на указанном счете на конец отчетного года может образоваться дебетовый остаток в случае, например, переплаты по налогам.
В новом Плане счетов счет для учета дебиторской задолженности по налогам не предусмотрен. Если по состоянию на 31 декабря 2004 года на счете 173 "Расчеты по платежам в бюджет" у бюджетного учреждения образуется дебиторская задолженность по платежам в бюджет, то она переводится в дебет соответствующих аналитических счетов счета 303 "Расчеты по платежам в бюджеты".
На субсчете 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" согласно Инструкции № 107н учитываются начисленные суммы платежей, подлежащие к получению: от юридических лиц и направляемые в рамках исполнения бюджета на финансирование расходов учреждения (арендная плата за пользование государственным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства и т.п.); от физических и юридических лиц за оказываемые услуги по основной деятельности; от учащихся, студентов и аспирантов - плата за проживание в общежитии.
На указанном счете могут отражаться остатки как по дебету (задолженность по оплате услуг), так и по кредиту - в случае получения авансов и предоплаты за оказываемые услуги.
Дебиторская задолженность по арендной плате переводится на счет 205.02.1 (2,3) "Расчеты с дебиторами по доходам от собственности" в соответствии классификацией доходов бюджетов РФ.
Дебиторская задолженность физических и юридических лиц за оказываемые услуги по основной деятельности; по оплате учащимися, студентами и аспирантами за проживание в общежитии переводится на счет 205.03.2 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Если на счете 175 на момент перехода на новый План счетов образовалась кредиторская задолженность, то она переводится в кредит счетов:
- 205.02.1 (3), 205.02.2.0 "Расчеты с дебиторами по доходам от собственности";
- 205.03.2.0 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Следует учитывать, что не все счета из редакции 4 выгружаются в редакцию 5. Это связано с невозможностью автоматического распределения остатков по некоторым счетам из редакции 4 по счетам редакции 5. Поскольку в редакции 4 для автоматического разбиения необходимой информации нет. Такое распределение может выполнить только бухгалтер. Остатки по этим счетам следует перенести вручную.
Корректировка износа
Согласно пункту 40 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом от 26.08.2004 № 70н, годовая сумма начисления амортизации основных средств и нематериальных активов рассчитывается линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету по классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством РФ.
На момент подготовки статьи автору известно только Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 № 415, от 08.08.2003 № 476). В тексте Постановления не содержатся ограничения по его применению бюджетными учреждениями. Однако на момент подготовки статьи автору неизвестны нормативные документы, в которых бы отменялась необходимость применения бюджетными учреждениями классификаторов, ранее используемых для начисления износа.
Сроки полезного использования и нормы начисления износа и амортизации отличаются. Методическими указаниями № 26н разъяснен порядок учета амортизации нефинансовых активов, приобретенных (принятых к учету) до 1 января 2005 года:
- "на объекты нематериальных активов, приобретенные (созданные) до 1 января 2005 года и отраженные на счете 010301000 "Нематериальные активы" по состоянию на 1 января 2005 года, а также на нематериальные активы, переведенные со счета 010602000 "Капитальные вложения в нематериальные активы" после оформления документов, подтверждающих исключительное право правообладателя на нематериальные активы, начисление амортизации производится по нормам, исчисленным в соответствии со сроком полезного использования, рассчитанным с учетом даты принятия нематериального актива к бухгалтерскому учету;
- на объекты основных средств (кроме библиотечного фонда) стоимостью до 10 000 руб. включительно, приобретенные до 1 января 2005 года и находящиеся в эксплуатации, производится доначисление амортизации до 100 % в порядке, установленном Инструкцией № 70н в межотчетный период;
- на объекты основных средств, приобретенные до 1 января 2005 года в случае, если срок их полезного использования, исчисленного в порядке, установленном Инструкцией № 70н, меньше срока, исчисленного по ранее применявшимся нормам износа, то норма амортизации рассчитывается как результат деления остаточной стоимости актива на оставшийся срок полезной эксплуатации; в случае если фактический срок эксплуатации объекта больше вновь исчисленного, то амортизация доначисляется до 100% в январе 2005 года".
После отражения бухгалтерских операций по переносу остатков по счетам учета ОС (101), НМА (103), начисленной амортизации (104) необходимо выполнить корректировку амортизации, связанную с изменением сроков полезного использования ОС и НМА, и начислить амортизацию на объекты ОС и НМА, на которые в соответствии с Инструкцией № 107н износ не начислялся.
Однако, прежде чем проводить корректировку износа, по нашему мнению, следует дождаться нормативных документов, разъясняющих порядок применения бюджетными учреждениями Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, поскольку основные средства не принадлежат учреждению, а находятся в оперативном управлении или хозяйственном ведении.
Учреждения - плательщики налога на имущество находятся в затруднительном положении, так как они обязаны составить декларацию по налогу на имущество за I квартал 2005 года и заплатить авансовый платеж. Если в I квартале 2005 года учитывать имущество по правилам Инструкции 107н, то после перехода на новый порядок учета придется сделать перерасчет авансовых платежей и заплатить пени.
Обратите внимание! В соответствии с пунктом 44 Инструкцией № 70н на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1 000 рублей включительно амортизация не начисляется, их стоимость списывается на расходы в момент ввода в эксплуатацию, за исключением посуды, мягкого инвентаря, библиотечного фонда. Поэтому подлежат обложению налогом на имущество посуда, стоимостью до 1 000 руб., весь мягкий инвентарь, в том числе служебное обмундирование, библиотечный фонд, а также основные средства, учтенные на счете 101.10 "Прочие основные средства" (за исключением рабочего скота, многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста). (Было бы логично начислять 100% амортизацию при передаче в эксплуатацию всех ОС, стоимостью до 10 000 руб. включительно, которые не списываются с учета в момент перевода в эксплуатацию, а не только от 1 000 руб.).
Корректировка износа выполняется с помощью документов вида "Корректировка амортизации", входящих в релиз 505.
Документ "Корректировка амортизации" вводится в межотчетный период - на дату переноса остатков - "31.12.2004г.".
При проведении документа доначисляется амортизация для НМА и для тех основных средств, у которых производится 100% начисление амортизации при вводе в эксплуатацию.
Доначисление амортизации в межотчетный период производится в дебет счета 401.03.000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" в корреспонденции с кредитом счета 104. аналитический счет, указанный в карточке основного средства.
Для основных средств с линейным способом начисления амортизации при проведении документа рассчитываются и записываются в справочник "Основные средства" остаточная стоимость для начисления амортизации и оставшийся срок полезного использования на 31.12.2004 для дальнейшего расчета амортизации исходя из остаточной стоимости и остаточного срока полезного использования на 31.12.2004.
В инвентарной карточке таких основных средств будет выводиться дополнительная строка с информацией: Остаточная стоимость для начисления амортизации; Оставшийся срок полезного использования на 1.01.2005 и месячная сумма амортизации, равная частному от деления Остаточной стоимости на Остаточный срок.
Для тех основных средств, срок полезного использования которых по новым правилам уже закончился, а амортизация до конца не начислена, срок полезного использования записывается равным 1 месяцу. Амортизация будет начислена полностью при расчете за январь 2005 года согласно Методическим рекомендациям № 26н.
Регистрация операций 2005 года
Для формирования отчетности в соответствии с новым порядком бюджетного учета необходимо ввести все операции с 1 января 2005 года до даты, предшествующей дате перехода, в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету № 70н.
Обратите внимание, не все операции, отраженные в 2005 году в редакции 4, следует отражать в редакции 5. Например, не следует отражать полученное финансирование, движение малоценных предметов, которые списываются с учета в межотчетный период и т.п.
В конце каждого месяца после ввода всех операций по учету основных средств и НМА следует начислять амортизацию документом "Начисление амортизации".
Обратите внимание! В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 17, п. 2) "рабочий План счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз".
Поэтому следует сделать архивную копию всей рабочей информационной базы редакции 4 за 2004 год и хранить ее не менее пяти лет. В течение этого времени необходимо хранить также ключ защиты программы. С тем чтобы при необходимости можно было восстановить из архива информационную базу 2004 года для просмотра и формирования необходимой отчетности.