Пилотный проект по проведению профилактики профзаболеваний работников
Правительством РФ принято решение реализовать с 1 марта по 31 декабря 2023 года пилотный проект по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности (постановление от 1 февраля 2023 года № 134). Рассказываем, кто может участвовать в проекте и каким образом.

Кто участвует в проекте

Участниками пилотного проекта являются:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ, 
  • СФР и его территориальные органы по месту регистрации работодателей в качестве страхователей, 
  • работодатели, 
  • медицинские организации и реабилитационные центры СФР.

Перечень работодателей - участников проекта утвердит СФР по согласованию с Минтрансом, Минпромторгом и Минэнерго.

Работники, подпадающие под пилотный проект – это сотрудники следующих отраслей экономики: гражданской авиации, железнодорожного транспорта, металлургической и угольной промышленности, у которых выявлены ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Что должны делать работодатели в рамках проекта

Медицинские организации на основании результатов медосмотров и другой имеющейся у них информации о состоянии здоровья работника определяют его нуждаемость в профилактике профзаболевания. Состояния здоровья, по которым будет проводиться профилактика в рамках проекта, должны относиться к таким профилям, как неврология, терапия, пульмонология, оториноларингология и профпатология.

После выявления у работника признаков профзаболевания и нуждаемости в его профилактике, медорганизация в течение 5 рабочих дней информирует об этом его работодателя.

После получения такой информации работодатель должен сформировать списки работников, у которых по результатам медосмотра выявлены ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и которым рекомендовано проведение профилактики профзаболеваний.

Не позднее 15 апреля 2023 года работодатели должны представить такие списки в территориальные органы СФР в форме электронного документа или на бумажном носителе.

Затем работодателю необходимо заключить договор с соответствующим по нозологическому профилю специализации реабилитационным центром СФР о проведении профилактики профессиональных заболеваний работников. Также работодатель должен согласовать с реабилитационным центром графики прохождения профилактики профзаболеваний работниками.

И до 1 июля 2023 года работодатель должен представить в территориальный орган СФР заявление о финансовом обеспечении расходов на профилактические мероприятия.

Финансирование в проекте

Работодатели, участвующие в пилотном проекте, должны оплатить своим работникам комплекс мероприятий по профилактике профзаболеваний с последующим возмещением понесенных расходов из бюджета СФР. На финансирование пилотного проекта предусмотрено 500 млн руб.

Финансовому обеспечению в рамках проекта подлежат расходы на осуществление следующих мероприятий:

  • профилактика профзаболеваний работников, проводимая в реабилитационных центрах СФР, в целях предупреждения развития у них профессиональных заболеваний;
  • дополнительный отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), предоставляемый работникам на период проведения профилактики профзаболеваний;
  • проезд работников к месту проведения профилактики профзаболеваний и обратно;
  • медосмотры работников;
  • уплата страховых взносов, начисленных на суммы расходов работодателя, направленных на финансирование мероприятий по профилактике профзаболеваний.

Получив от работодателя заявление на оплату расходов и необходимые документы, СФР должен в течение 10 рабочих дней принять решение о финансовом обеспечении расходов или об отказе в нем.

Когда СФР может отказать в оплате расходов на профилактику профзаболеваний

После проведения всех профилактических мероприятий работодатель не позднее 1 декабря 2023 г. должен представить в СФР заявление о возмещении произведенных расходов и отчет о реализации профилактических мероприятий. 

Вместе с заявлением работодатель должен предоставить документы, подтверждающие произведенные расходы, в том числе:

  • документы, подтверждающие оплату профилактики профессиональных заболеваний;
  • копию приказа о предоставлении дополнительного отпуска работнику;
  • справку-расчет о размере оплаты дополнительного отпуска и копию документа, подтверждающего оплату этого отпуска;
  • документы, подтверждающие расходы на проезд, а также на оплату таких расходов;
  • документы, подтверждающие проведение и стоимость медосмотров по результатам проведенной профилактики;
  • документы, подтверждающие начисление и оплату страховых взносов.

Территориальный орган СФР в течение 3 рабочих дней со дня получения от работодателя всех документов, принимает решение о возмещении расходов за счет средств бюджета фонда и перечисляет средства на расчетный счет работодателя.

Также фонд может принять решение об отказе в финансовом обеспечении расходов. Отказать он может в следующих случаях:

  • представленные работодателем документы содержат недостоверную информацию;
  • предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение расходов работодателя на текущий год полностью распределены;
  • работодателем представлен неполный комплект документов.

По другим основаниям СФР отказать работодателю в финансовом обеспечении расходов на профилактику профзаболеваний не может. 

Комментарии