Содержание
На момент написания данной статьи (июль 2004 года) фактически действуют одновременно 3 версии форматов представления данных отчетности в электронном виде (см. таблицу): версии 2.00, 2.01 и 3.00 (версии 2.00 и 2.01 в значительной степени схожи между собой).
Таблица
Версия | Дата ввода в действие | Примечание |
---|---|---|
1.00 | 28 декабря 2001 года | На данный момент не применяется, хотя формально не отменена |
2.00 | 25 марта 2002 года | Действующая |
2.01 | 12 февраля 2003 года | Действующая. Является развитием версии 2.00 формата |
3.00 | 22 декабря 2003 года | Действующая |
Рассмотрим два наиболее существенных отличия форматов 2.00/2.01 и 3.00.
- Формат версии 2.00/2.01 допускал наличие в одном файле данных нескольких форм отчетности: налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности. Формат версии 3.00 требует выгружать в одном файле данные только одной формы отчетности.
- В формате версии 2.00/2.01 все возможные показатели, содержащие сведения об организации-налогоплательщике в разных формах отчетности, были перечислены в общей части формата - документе "Общие требования к составу и структуре показателей налоговой и бухгалтерской отчётности (версия 2.01)". В файле выгрузки эти данные были сведены вместе в отдельный блок "Сведения о налогоплательщике". Конкретный состав показателей этого блока определялся тем, какие именно декларации были включены в файл выгрузки, или, говоря иными словами, - в этот блок включались только те сведения об организации, которые присутствовали в выгруженных формах отчетности.
Поясним это на примере.
Пример
В состав сведений об организации, перечисленных в общей части формата версии 2.00/2.01, входит показатель "Основной государственный регистрационный номер" (ОГРН). Однако если в файле выгрузки включены только формы бухгалтерской отчетности (в которых, как известно, ОГРН не указывается), этот показатель выгружается с пустым значением.
В формате версии 3.00, в части указания сведений об организации, внесены принципиальные изменения. Теперь состав сведений об организации приводится в формате выгрузке каждой конкретной формы отчетности, и включает только те показатели, которые приводятся в "бумажной" форме соответствующей формы отчетности.
Данные изменения были внесены по требованию юристов, которые вполне справедливо посчитали, что файл с данными формы отчетности в электронном виде должен точно соответствовать ее бумажному прототипу.
Из сказанного выше следует простой вывод: в зависимости от того, какая форма отчетности выгружается в электронном виде на магнитный носитель, она должна быть выгружена в соответствующем формате. Такую особенность работы с форматами должны учитывать и разработчики процедур выгрузки, и, безусловно, разработчики приемных программ. Причем их задача сложнее, и мы покажем это ниже.
Партнеры и пользователи фирмы "1С" периодически сообщают нам о том, что в местных ИМНС требуют представить в электронном виде в формате 3.00 формы отчетности, для которых еще не утверждены соответствующие составы показателей. Таких форм - весьма значительный список: например, это вся бухгалтерская отчетность.
Действительно, казалось бы, можно взять документ "Общие требования к составу и структуре показателей" (в котором, напомним, устанавливается порядок формирования файлов с данными форм отчетности в электронном виде) от версии 3.00, а состав показателей конкретной формы отчетности - в формате 2.01, и "соединить" их. Однако, вопрос "совмещения" форматов - не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
Как мы рассказывали выше, в версии 3.00, в отличие от версий 2.00/2.01, состав сведений об организации-налогоплательщике определяется составом показателей конкретной формы отчетности (налоговой декларации), а не общими требованиями к составу и структуре показателей. И в составах показателей разных форм отчетности составы сведений об организации-налогоплательщике могут различаться - это зависит от того, какие именно сведения требуется указывать в бумажной форме.
Так как в составах показателей формата 2.01 состав сведений об организации отсутствует, его придется разрабатывать самостоятельно, фактически, дополняя утвержденный состав показателей версии 2.01. Понятно, что это уже не будет документом, утвержденным МНС России. Такой подход к реализации в любом случае требует согласования программы выгрузки данных отчетности в электронном виде, используемой налогоплательщиком, и приемной программы, используемой налоговой инспекцией.
Как правило, разные налогоплательщики используют различные программные продукты для автоматизации учета, причем это могут быть не только широко распространенные программы, но и местные разработки, и даже программы собственной разработки.
Очевидно, что наиболее правильным подходом является максимальное следование официально утвержденным МНС России форматам. Это позволяет однозначно решать все вопросы и автоматически согласовывать формат программы, работающей у бухгалтера, и программы у налогового инспектора.
Разработчики фирмы "1С", прежде всего, обеспечивают именно соответствие программ официально принятым на данный период форматам.
Существует и еще одна потенциальная неприятность использования "гибридных", неофициальных форматов. Она касается только тех налогоплательщиков, кому придется представлять исправительные отчеты.
Известно, что исправительные отчеты за прошлые отчетные периоды следует представлять по форме, действовавшей в периоде, за который представляются исправительные данные. Аналогично, в электронном виде эти формы отчетности должны быть представлены в формате, действовавшем на момент представления первичного отчета.
Данное требование должно учитываться как разработчиками программ, реализующих выгрузку данных отчетности в электронном виде, так и разработчиками приемных программ.
В программных продуктах "1С" выгрузка "привязана" к комплекту отчетности, поэтому пользователь, имеющий комплект отчетности за какой-либо прошлый период, легко может заполнить ту форму отчетности, которая действовала в том периоде, и выгрузить ее в требуемом формате.
Очевидно, что приемная программа должна уметь принимать отчетность, представленную в электронном виде, не только за последний отчетный период, но и за предшествующие периоды. К тому же, если сама форма отчетности не изменилась, то приемная программа должна уметь принимать одну и ту же форму отчетности в разных форматах - в зависимости от периода, за который представляется исправительный отчет.
По имеющейся у нас информации, МНС России не планирует без каких-либо веских оснований менять форматы для тех форм отчетности, для которых на данный момент утверждены форматы версии 2.00/2.01 (список этих форматов можно увидеть здесь).
Поэтому задача одновременной корректной поддержки разных версий форматов будет актуальной еще в течение какого-то времени.
Если в вашей ИМНС ведется прием отчетности в электронном виде, мы рекомендуем пользователям программных продуктов фирмы "1С", прежде всего, уточнить в вашей ИМНС: можно ли сдавать отчетность в электронном виде по утвержденным МНС России форматам? Если в вашей инспекции по каким-либо причинам не поддерживается прием в электронном виде в утвержденном МНС России формате, то налогоплательщик может воспользоваться правом сдачи отчетности в печатном виде путем представления лично или отправки по почте заказным письмом.
В любом случае, пользователям программных продуктов фирмы "1С" мы рекомендуем сообщить в фирму "1С" о возникающих проблемах с указанием:
- номера ИМНС;
- даты и времени обращения;
- при сдаче каких форм отчетности возникли проблемы.
Это можно сделать, например, написав сообщение в форуме "Представление регламентированной отчетности" на сайте BUH.RU, сообщить по электронной почте на адрес hline@1c.ru, передать информацию через партнеров фирмы "1С" в вашем регионе либо непосредственно сообщив в офис фирмы "1С" по адресу: Москва, Селезневская ул., д. 21.