Проверка в 1С готовности к работе с маркированной продукцией в розничной торговле в 2025 году
Требование об обязательной маркировке охватывает все новые товарные группы. С 01.04.2024 поэтапно вводится разрешительный порядок продаж маркируемых товаров. В 2025 году перечень таких товаров будет расширен и в него войдут ветеринарные препараты, безалкогольное пиво, велосипеды и др. товары, подлежащие обязательной маркировке.

Для исключения сбоев при начале работы и минимизации ошибок в процессе работы необходимо проверить выполнение ряда требований и при необходимости выполнить соответствующие настройки. Эксперты 1С подготовили перечень таких проверок с краткими рекомендациями по настройке для обеспечения бесперебойной работы с маркированной продукцией в розничной торговле с учетом требований законодательства в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5).

Разрешительный режим продажи маркированного товара

Разрешительный режим предполагает передачу сведений о кодах маркировки непосредственно перед розничной продажей в систему маркировки «Честный знак» и получения разрешения на продажу. Возможность запрета продажи в отдельных случаях предусмотрена Федеральным законом 13.06.2023 №204-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 

Перечень случаев запрета продажи утвержден постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 №1944. Продажи маркированного товара запрещаются, например, если:

  • товар выведен из оборота или не введен в оборот;
  • отсутствуют сведения о товаре в системе маркировки «Честный знак»;
  • истек срок годности (для отдельных товарных групп, в частности для молочной продукции, упакованной воды, пива, безалкогольных напитков, антисептиков, БАД);
  • цена ниже минимальной или выше максимальной установленной розничной цены.

Проверки в рамках разрешительного режима выполняются средствами управляющего программного обеспечения (программ 1С).

Разрешительный режим продажи товаров на начало 2025 года уже распространяется на табачную, альтернативную табачную и никотиносодержащую продукцию; пиво (в кегах и потребительских упаковках); молоко и молочную продукцию; упакованную воду; БАД; антисептики; духи и туалетную воду; обувную продукцию; товары легкой промышленности и одежду; фотокамеры и лампы-вспышки; шины и автопокрышки.

В 2025 году этот перечень будет пополняться. С 05.02.2025 разрешительный режим распространяется на отдельные категории безалкогольные напитков, указанных в Постановлении №1944, а также на перечень товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 22.11.2024 №1606 (далее – Постановление №1606), которым были внесены изменения в Постановление №1944. В перечень входят, в том числе следующие товары:

  • ветеринарные препараты – с 01.09.2025;
  • велосипеды и велосипедные рамы – с 01.09.2025;
  • технические средства реабилитации – с 01.10.2025;
  • безалкогольное пиво – с 01.10.2025;
  • икра осетровых и лососевых – с 01.10.2025.

Проверки при разрешительном режиме в программах 1С могут выполняться как онлайн – запрос к серверам ГИС МТ, так и локально (офлайн) – запрос к локальному модулю ГИС МТ. Обязательная офлайн-проверка для отдельных товарных групп требуется с 01.03.2025 (см. Постановление №1944). Поддержка локального (офлайн) модуля «Честный знак» в программах «1С:Предприятие» будет реализована с выходом актуальных версий

Как проверить готовность к работе с маркированной продукцией в рознице

Приведенный перечень проверок и настроек для конкретного предприятия может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей компании. Точный перечень может быть определен только на месте по результатам анализа бизнес-процессов конкретного предприятия. Отдельные однократно выполняемые настройки могут потребовать дополнительных знаний и навыков за рамками ежедневных сценариев работы и администрирования информационной базы. 

Проверка 1. Установлена актуальная версия конфигурации (нужно проверить, что используется актуальная версия программы 1С, и, если это не так, нужно обновить свою программу 1С до последней версии). 
Проверка 2. Установлены актуальные версии прошивки и драйвера ККТ (обновлением прошивки ККТ занимаются обслуживающие организации, см. список сертифицированных моделей оборудования ККТ с передачей данных с указанием информации об актуальной версии драйвера)
Проверка 3. В информационной базе включена функциональность работы с электронными подписями. Для отражения операций между участниками оборота маркированных товаров универсальным передаточным документом (УПД) и универсальным корректировочным документом (УКД) необходимо также подключение к оператору ЭДО. Бесшовная интеграция с операторами ЭДО в программах 1С реализована в модуле 1С-ЭДО. Получить электронную подпись и подключиться к сервису можно непосредственно из программы. В частности, электронная подпись необходима для подписания входящих электронных документов от поставщиков маркированной продукции. Включить опцию можно в разделе НСИ и администрирование – Настройка интеграции – Обмен электронными документами – Электронная подпись и шифрование – Электронные подписи.

Функциональность работы с маркировкой доступна пользователям программ 1С, применяющим 1С-ЭДО.
1С:ИТС
Проверка 4. Установлена программа-криптопровайдер, которая необходима для работы с электронной подписью. Программа устанавливается на компьютер, с которого будет выполняться подписание входящих электронных документов от поставщиков маркируемой продукции, а также работа в личном кабинете на сайте честныйзнак.рф. Установка зависит от операционной системы и используемой программы-криптопровайдера (см. пример настроек для КриптоПРО и ViPNet CSP на ОС Windows).
Проверка 5. Оформлена ЭП на руководителя, сертификат ЭП прописан в информационной базе. Усиленная квалифицированная подпись руководителя необходима, в том числе для регистрации в системе «Честный знак». Подать заявление на выпуск сертификата можно непосредственно из программы в списке НСИ и администрирование – Настройка интеграции – Обмен электронными документами – Электронная подпись и шифрование – Настройки электронной подписи и шифрования. В этом же списке можно прописать полученный ранее установленный на компьютере сертификат. 
Проверка 6. Организация зарегистрирована на сайте ГИС МТ «Честный знак», чтобы работать с маркированной продукцией в соответствии с законодательством РФ и передавать сведения о маркировке. 
Проверка 7. Получены сертификаты и МЧД на других сотрудников. Сертификаты необходимы всем сотрудникам организации, которые будут подписывать электронные УПД и документы в ГИС МТ, в частности менеджерам по закупкам. Сертификаты сотрудников можно получить и прописать в информационной базе аналогично сертификату руководителя. 

Оформить МЧД или загрузить ранее оформленную МЧД из реестра ФНС также можно из программы 1С из списка ЭДО: Машиночитаемые доверенности. Перейти в список можно из карточки организации по команде ЭДО – Машиночитаемые доверенностиМЧД на сотрудников организации также должны быть прописаны в личном кабинете «Честный знак». Добавить пользователя в профиль можно в личном кабинете.  
Если у вас есть вопросы по созданию МЧД в 1С, прямо сейчас их можно задать эксперту фирмы «1С» Денису Головину. Специальная форма для отправки вопросов эксперту 1С опубликована на главной странице сайта.
Проверка 8. В информационной базе настроен ЭДО. ЭДО используется при обмене сведениями о маркированных товарах в оптовом звене, в частности при закупке маркированной продукции. Необходимо включить функциональную опцию НСИ и администрирование – Настройка интеграции – Обмен электронными документами – Обмен с контрагентами – Сервисы ЭДО и выполнить настройки. 
Проверка 9. В информационной базе включена работа с товарной группой (необходимо установить флаг товарной группы в таблице НСИ и администрирование – Настройка интеграции – Интеграция с ИС МП (одежда, обувь, табак…) – Вести учет маркируемых товаров)В этой же таблице необходимо проверить даты начала обязательной маркировки. Даты по умолчанию прописываются в соответствии с действующими на момент выхода версии нормативными актами. 
Проверка 10. Настроен сканер штрихкодов на каждом рабочем месте, с которого предполагается работа с маркированной продукцией. Установка драйвера и настройка выполняются в списке НСИ и администрирование – РМК и оборудование – Подключаемое оборудование. Сканер должен поддерживать работу с двумерными кодами и правильно настроен на работу с кодами GS1. 
Проверка 11. Настроен контроль статусов и владельцев кодов маркировки. Для товарных групп, на которые распространяется разрешительный режим, контроль для операции Розничная продажа является обязательным. В форме настроек НСИ и администрирование – Администрирование – Интеграция с ИС МП (Обувь, одежда, табак…) – Настройки сканирования кодов маркировки должен быть установлен флаг Запрашивать данные сервиса ГИС МТ, Контролировать статусы кодов маркировки, Контролировать владельцев кодов маркировкиФлаг Проверка кодов маркировки средствами ККТ (ФФД 1.2) – Игнорировать результаты проверки рекомендуется снять, см. рис. 1
Рис. 1
Проверка 12. Создан отдельный Вид номенклатуры по товарной группе. Настроить вид номенклатуры можно в разделе НСИ и администрирование – НСИ – Номенклатура.   Все номенклатурные позиции маркированного товара должны быть отнесены к этому виду номенклатуры.
Проверка 13. В карточке товара указаны коды GTIN и виды упаковок по GTIN. Коды GTIN указываются в карточке номенклатуры по ссылке ШтрихкодыСоответствие кодов GTIN видам упаковок заполняется в карточке номенклатуры в группе настроек Маркируемая продукция – Виды упаковок по GTINТакже в этой группе настраивается частичное выбытие в розничной торговле, если оно предусмотрено для товарной группы. 
1С:Лекторий
Проверка 14. Установлен токен авторизации из системы «Честный знак» с типом ИС МП (Розница). Токен требуется для подключения ГИС МТ для проверки возможности продажи в рамках разрешительного режима. Отсутствие токена авторизации является наиболее распространенной проблемой при начале работы. Для получения токена нужно войти в личный кабинет на сайте «Честныйзнак» и перейти в раздел «Профиль». Затем следует нажать на кнопку «Сгенерировать токен» и скопировать его. Токен с типом ИС МП (Розница) должен быть установлен для каждой организации-продавца. Проверить это можно в разделе: Продажи / Закупки – Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак…) – См. также – Токены авторизации. 
Проверка 15. Настроены CDN-площадки (элементы территориально распределенной инфраструктуры ГИС МТ, используемые для онлайн-проверки в рамках разрешительного режима). Настройки параметров работы с CDN-площадками выполняются в форме настроек НСИ и администрирование – Настройки интеграции – Интеграция с ИС МП (Обувь, одежда, табак…) – Настройки сканирования кодов маркировки – Розничные продажи, разрешительный режим. Посмотреть и актуализировать список CDN-площадок можно в рабочем месте Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак…) – См. также – CDN-площадки ГИС МТ, см. рис. 2.
Рис. 2
Проверка 16. Настроен локальный модуль (требуется для офлайн-проверки работы в разрешительном режиме с 01.03.2025 в соответствии с Постановлением №1944). Работа с локальным модулем будет подержана с выходом актуальных версий. 

В материале использованы фото: panuwat phimpha / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии