О сроках реализации в решениях 1С законодательных изменений в сфере обязательной маркировки товаров см. в "Мониторинге законодательства" в разделе "Маркировка".
Определение набора маркируемых товаров
В целях маркировки набор товаров - это несколько самостоятельных товаров, имеющих собственные коды маркировки, объединенных в одну общую упаковку. Упаковка может быть продана как единое целое или расформирована (в отличие от комплекта) для дальнейшей продажи этих товаров. Отражать разукомплектацию в системе маркировки "Честный знак" не нужно. Наборы предусмотрены, в частности, для следующих товарных групп:
-
духов и туалетной воды (п. 2 Правил маркировки духов и туалетной воды, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957);
-
товаров легкой промышленности (п. 2 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956);
-
фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек (п. 2 Правил маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1953);
-
молочной продукции (п. 2 Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099).
Набор по своей сути - это мультитоварная групповая упаковка, которая имеет свой собственный код GTIN. В соответствии с перечисленными правилами маркировки в набор могут входить товары, относящиеся к одному виду маркируемых товаров, а также физически включены немаркируемые товары, которые не отражаются в системе маркировки. В отличие от комплекта, набор может быть собран любым участником оборота, а также в любой момент разобран для продажи отдельных товаров, входящих в набор. Наборы маркируются собственными кодами маркировки, которые предварительно нужно заказать и получить в системе маркировки товаров, а далее отразить ввод набора в оборот и агрегацию.
Настройка номенклатуры для работы с наборами
Если набор включает несколько различных наименований товаров, то в учете в информационной базе набор является отдельной номенклатурной позицией, для которой указан Вид номенклатуры с типом Товар и указанием особенности учета - вида маркируемой продукции. Также возможен частный случай использования набора по аналогии с групповыми упаковками, в который включается несколько единиц одного и того же маркируемого товара. В этом случае используется та же карточка Номенклатуры, что и для товарной упаковки, для которой заданы упаковки.
В карточке Номенклатуры по ссылке Маркируемая продукция ГИС МТ - Виды упаковок по GTIN можно уточнить, какому виду упаковки соответствует код GTIN: потребительской упаковке, групповой упаковке (если для вида продукции предусмотрены групповые упаковки), логистической упаковке или набору (рис. 1).

Рис. 1
В карточке Номенклатуры, соответствующей набору, в группе Дополнительно может указываться вариант комплектации или производственная спецификация. К моменту маркировки набора должна быть отражена сборка товаров или производство набора.
Подробное описание работы: с документом Сборка (разборка) товаров в , , - см. в документации к программным продуктам; с документами производства в , - в документации к программным продуктам.
Заказ кодов маркировки и маркировка наборов
Коды маркировки Data Matrix для групповых упаковок и наборов должны быть предварительно заказаны документом Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ.
Если коды маркировки для товаров, входящих в состав набора, не были заказаны ранее, то их можно заказать одновременно с заказом кодов маркировки для набора. Номенклатура и Количество товаров для заказа кодов маркировки определяются следующим образом:
-
на основании вариантов комплектации для группировки в наборы товаров;
-
на основании производственной спецификации, если набор и его комплектующие производятся;
-
произвольно, если вариантов комплектации и спецификаций нет.
Если в предыдущих заказах на эмиссию были заказаны потребительские упаковки совместно с групповыми, тогда при сканировании штрихкода, при подборе Номенклатуры, при вводе заказа на эмиссию на основании документов сборки или производства система самостоятельно рассчитает и добавит необходимое для заказа количество кодов маркировки групповых и потребительских упаковок.
После добавления Набора в табличную часть Товары комплектующие набора могут быть заполнены с помощью команды Заполнить - Наборы / групповые упаковки.
Для заказа кодов маркировки для набора в документе Заказ кодов маркировки ИС МП для соответствующей Номенклатуры в поле Вид упаковки должно быть указано значение Набор.
Для позиций, входящих в набор в поле Вид упаковки, указывается Единица товара (входит в набор).
При изменении количества наборов автоматически пересчитывается количество товаров, входящих в набор. Для строк позиций товаров, которые входят в набор, доступно редактирование полей Вид упаковки, GTIN, Формирование серийных номеров (рис. 2). Остальные поля заблокированы для редактирования.

Рис. 2
Если составляющие набора были случайно удалены, то можно воспользоваться командой Заполнить - Перезаполнить наборы.
В таблице товаров можно установить отбор строк по набору командой контекстного меню Установить отбор строк по набору.
При установленном отборе строк по набору в нижней части документа появляется гиперссылка с информацией об установленном отборе. При нажатии на гиперссылку отбор отключается.
Подробное описание работы с документом Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ в , , см. в документации к программным продуктам.
При формировании набора и дальнейшей агрегации наборов в логистические упаковки произвольной структуры можно использовать механизм виртуальной агрегации.
Подробное описание виртуальной агрегации в , , см. в документации к программным продуктам.
После обработки заказа на эмиссию кодов их нужно нанести на товары.
Потребительские упаковки товаров, входящих в набор, должны быть промаркированы до формирования наборов.
Для ввода набора в оборот необходимо отразить документ Маркировка товаров ИС МП, в котором указать коды маркировки потребительских упаковок, наборов и логистических упаковок с учетом их иерархии.
Указание кодов маркировки наборов принципиально не отличается от указания кодов маркировки других групповых и логистических упаковок.
Если организация закупает введенные в оборот комплектующие наборов у поставщика, то в документе Маркировка товаров ИС МП нужно использовать флаг Комплектующие наборов введены в оборот независимо.
Продажа наборов
В документах отгрузки и (или) поступления наборы отображаются как товары, без указания комплектующих и их кодов. Набор можно в любой момент расформировать, и продать отдельные комплектующие с указанием их кодов.
* * *
Если на первых этапах внедрения маркировки товаров у компании возникли вопросы и затруднения, . Партнеры 1С : проконсультируют, подберут решение для автоматизации, подключат к "Честному знаку", настроят рабочее место для продажи маркированных товаров.
В 1С:ИТС доступны справочники о маркировке: ; ; ; ; ; ; .
Подробное описание возможностей программ , , можно найти в документации к программным продуктам.
В 1С:Лектории проводятся лекции по маркировке товаров, поддержке в 1С.
В частности, см. онлайн-лекцию "Объемно-сортовой учет молочной продукции и упакованной воды" от 01.09.2022 с участием А. Игнатовой, руководителя проектов внедрения ЦРПТ (ЦРПТ, оператора системы маркировки), и эксперта 1С:
-
А. Игнатова. ;
-
А. Игнатова. ;
-
В. Харитонов. С;
-
В. Харитонов. .