Содержание
Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н утвержден новый Административный регламент по регистрации ФНС контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ. Положения документа вступили в силу 7 октября 2012 года. Данный регламент имеет ряд отличий от своего предшественника - Регламента, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н. Рассмотрим нововведения подробнее.
Порядок подачи документов
С принятием нового регламента заявителю предоставлена возможность подавать документы на регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с учета в электронном виде по коммуникационным сетям, а также через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Следует обратить внимание, что перечень подаваемых документов остался прежним. Однако теперь при перерегистрации в связи с заменой фискальной памяти или накопителя фискальной памяти необходимо также представить заключение центра технического обслуживания (далее - ЦТО), если оно есть.
А при снятии ККТ с учета в силу форс-мажорных обстоятельств подтвердить эти обстоятельства документально. При этом в новом Регламенте не сказано, что представитель пользователя ККТ должен подтверждать свои полномочия документально. Однако данная обязанность прямо следует из положений законодательства РФ, ввиду чего предоставление доверенности по-прежнему необходимо.
Осмотр и регистрация ККТ
Как известно, после подачи документов и их рассмотрения следует осмотр контрольно-кассовой техники. Если прежний Регламент предписывал согласовывать место и время проведения осмотра ККТ по телефону, то теперь такое согласование допускается и по электронной почте, и на личном приеме.
Помимо этого, изменилась и сама процедура осмотра - с 7 октября 2012 года он проводится работником налогового органа совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО.
При фискализации теперь «выбивается» не 1 руб. 11 коп., а произвольная сумма.
Что касается самой регистрации, то появился еще один документ, который заполняет специалист налогового органа, - учетный талон ККТ.
Отказ в регистрации ККТ
Претерпел изменения и перечень оснований для отказа в регистрации ККТ.
Ранее неявка заявителя для проведения осмотра ККТ в согласованное время приостанавливала процедуру регистрации, теперь же это является основанием для отказа в регистрации ККТ.
Кроме того, согласно положениям Регламента новыми основаниями для отказа в регистрации являются подача заявления о регистрации в ненадлежащий налоговый орган и необеспечение доступа к ККТ, входящей в состав терминала.
Основания для перерегистрации
В новом Регламенте появился и перечень оснований для перерегистрации ККТ. Ранее с ним можно было ознакомиться только в форме заявления о регистрации ККТ, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.
Согласно новому Регламенту к основаниям для перерегистрации отнесены:
- замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- смена адреса места установки ККТ;
- изменение фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя-предпринимателя, наименования заявителя-организации;
- смена ЦТО.
Помимо этого, в Регламенте появилось и новое основание, по которому налоговые органы могут самостоятельно снять с регистрации ККТ, - это исключение пользователя из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Регламентированы сроки
Отметим, что согласно новому Регламенту запрещается приостанавливать процедуры регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. Ввиду данного обстоятельства установлены определенные сроки. Так, например, при предоставлении комплекта документов, необходимых для регистрации ККТ, оформленных с нарушением требований, заявитель должен устранить эти нарушения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего уведомления.
Также установлено, что срок регистрации не может превышать пять рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с учета), а также необходимых документов, предусмотренных Регламентом.
Таковы основные изменения, отличающие новый Регламент от предыдущего.
В заключение отметим, что ранее, до вступления в силу нового регламента регистрации контрольно-кассовой техники ФНС России выпустила ряд писем, касающихся заполнения и представления заявления о регистрации ККТ, а также вопросов применения контрольно-кассовой техники. Для удобства информация, необходимая организациям и индивидуальным предпринимателям, представлена в таблице.
Таблица
Полезная информация, необходимая организациям и индивидуальным предпринимателям для регистрации и последующего применения ККТ
Положения |
Реквизиты документа |
Комментарий |
Формы заявления о регистрации ККТ, карточки регистрации ККТ |
приказ ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (в ред. приказа ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-2/891@) |
В частности, теперь в заявлении на регистрацию (перерегистрацию, снятие с учета) заполняются титульный лист и два раздела:
В форму карточки регистрации ККТ добавляются строки, в которых отражаются сведения о платежном терминале и о номере марки-пломбы. Действуют с 01.01.2012 |
Формат представления заявления о регистрации ККТ в электронном виде |
приказ ФНС России от 14.03.2012 № ММВ-7-6/155@ |
Формат описываеттребования к файлам обмена для передачи информации по заявлению в электронном виде в налоговые органы |
Разъяснения по заполнению заявления о регистрации ККТ |
письма ФНС России от 21.03.2012 № АС-4-2/4767, от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@ |
В частности, если заявление подписано руководителем организации, то поле «наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» не заполняется. В случае регистрации или перерегистрации ККТ, не имеющей идентификационного знака, строка с кодом 50 раздела 1 не заполняется. По строке 060 раздела 1 указывается номер действующего паспорта ККТ, а при его отсутствии ставится прочерк. Если подается заявление о перерегистрации в связи с заменой блока электронной контрольной ленты защищенной, то по строке 070 раздела 1 указывается заводской номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ, а по строке 080 ставится прочерк. При этом регистрационный номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ проставляется в заявлении на странице 1 сотрудником налогового органа.
|
Ответы ФНС на наиболее часто задаваемые вопросы по заполнению заявления о регистрации ККТ |
письмо ФНС России от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@ |
В целях единообразного применения заявления приведенные в письме вопросы и ответы собраны в подборку и размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа» - «Контрольно-кассовая техника» - «Информационные материалы» http://nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/info_kkt/kkt_form/. По мере поступления вопросов подборка обновляется. |
Разъяснения ФНС по вопросам соблюдения законодательства о применении ККТ |
письмо ФНС России от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@ |
Содержатся, в частности, ответы на следующие вопросы:
|
Регистрируем кассовые аппараты по новым правилам
Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н утвержден новый Административный регламент по регистрации ФНС контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ. Положения документа вступили в силу 7 октября 2012 года. Данный регламент имеет ряд отличий от своего предшественника - Регламента, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н. Рассмотрим нововведения подробнее.
Порядок подачи документов
С принятием нового регламента заявителю предоставлена возможность подавать документы на регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с учета в электронном виде по коммуникационным сетям, а также через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Следует обратить внимание, что перечень подаваемых документов остался прежним. Однако теперь при перерегистрации в связи с заменой фискальной памяти или накопителя фискальной памяти необходимо также представить заключение центра технического обслуживания (далее - ЦТО), если оно есть.
А при снятии ККТ с учета в силу форс-мажорных обстоятельств подтвердить эти обстоятельства документально. При этом в новом Регламенте не сказано, что представитель пользователя ККТ должен подтверждать свои полномочия документально. Однако данная обязанность прямо следует из положений законодательства РФ, ввиду чего предоставление доверенности по-прежнему необходимо.
Осмотр и регистрация ККТ
Как известно, после подачи документов и их рассмотрения следует осмотр контрольно-кассовой техники. Если прежний Регламент предписывал согласовывать место и время проведения осмотра ККТ по телефону, то теперь такое согласование допускается и по электронной почте, и на личном приеме.
Помимо этого, изменилась и сама процедура осмотра - с 7 октября 2012 года он проводится работником налогового органа совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО.
При фискализации теперь «выбивается» не 1 руб. 11 коп., а произвольная сумма.
Что касается самой регистрации, то появился еще один документ, который заполняет специалист налогового органа, - учетный талон ККТ.
Отказ в регистрации ККТ
Претерпел изменения и перечень оснований для отказа в регистрации ККТ.
Ранее неявка заявителя для проведения осмотра ККТ в согласованное время приостанавливала процедуру регистрации, теперь же это является основанием для отказа в регистрации ККТ.
Кроме того, согласно положениям Регламента новыми основаниями для отказа в регистрации являются подача заявления о регистрации в ненадлежащий налоговый орган и необеспечение доступа к ККТ, входящей в состав терминала.
Основания для перерегистрации
В новом Регламенте появился и перечень оснований для перерегистрации ККТ. Ранее с ним можно было ознакомиться только в форме заявления о регистрации ККТ, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.
Согласно новому Регламенту к основаниям для перерегистрации отнесены:
- замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- смена адреса места установки ККТ;
- изменение фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя-предпринимателя, наименования заявителя-организации;
- смена ЦТО.
Помимо этого, в Регламенте появилось и новое основание, по которому налоговые органы могут самостоятельно снять с регистрации ККТ, - это исключение пользователя из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Регламентированы сроки
Отметим, что согласно новому Регламенту запрещается приостанавливать процедуры регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. Ввиду данного обстоятельства установлены определенные сроки. Так, например, при предоставлении комплекта документов, необходимых для регистрации ККТ, оформленных с нарушением требований, заявитель должен устранить эти нарушения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего уведомления.
Также установлено, что срок регистрации не может превышать пять рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с учета), а также необходимых документов, предусмотренных Регламентом.
Таковы основные изменения, отличающие новый Регламент от предыдущего.
В заключение отметим, что ранее, до вступления в силу нового регламента регистрации контрольно-кассовой техники ФНС России выпустила ряд писем, касающихся заполнения и представления заявления о регистрации ККТ, а также вопросов применения контрольно-кассовой техники. Для удобства информация, необходимая организациям и индивидуальным предпринимателям, представлена в таблице.
Таблица
Полезная информация, необходимая организациям и индивидуальным предпринимателям для регистрации и последующего применения ККТ
Положения |
Реквизиты документа |
Комментарий |
Формы заявления о регистрации ККТ, карточки регистрации ККТ |
приказ ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (в ред. приказа ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-2/891@) |
В частности, теперь в заявлении на регистрацию (перерегистрацию, снятие с учета) заполняются титульный лист и два раздела:
В форму карточки регистрации ККТ добавляются строки, в которых отражаются сведения о платежном терминале и о номере марки-пломбы. Действуют с 01.01.2012 |
Формат представления заявления о регистрации ККТ в электронном виде |
приказ ФНС России от 14.03.2012 № ММВ-7-6/155@ |
Формат описываеттребования к файлам обмена для передачи информации по заявлению в электронном виде в налоговые органы |
Разъяснения по заполнению заявления о регистрации ККТ |
письма ФНС России от 21.03.2012 № АС-4-2/4767, от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@ |
В частности, если заявление подписано руководителем организации, то поле «наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» не заполняется. В случае регистрации или перерегистрации ККТ, не имеющей идентификационного знака, строка с кодом 50 раздела 1 не заполняется. По строке 060 раздела 1 указывается номер действующего паспорта ККТ, а при его отсутствии ставится прочерк. Если подается заявление о перерегистрации в связи с заменой блока электронной контрольной ленты защищенной, то по строке 070 раздела 1 указывается заводской номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ, а по строке 080 ставится прочерк. При этом регистрационный номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ проставляется в заявлении на странице 1 сотрудником налогового органа.
|
Ответы ФНС на наиболее часто задаваемые вопросы по заполнению заявления о регистрации ККТ |
письмо ФНС России от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@ |
В целях единообразного применения заявления приведенные в письме вопросы и ответы собраны в подборку и размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа» - «Контрольно-кассовая техника» - «Информационные материалы» http://nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/info_kkt/kkt_form/. По мере поступления вопросов подборка обновляется. |
Разъяснения ФНС по вопросам соблюдения законодательства о применении ККТ |
письмо ФНС России от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@ |
Содержатся, в частности, ответы на следующие вопросы:
|