Рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения
В связи с тем, что в настоящее время фирма "1С" занимается разработкой новой программы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), методисты фирмы провели встречу с начальником Управления налогообложения малого бизнеса МНС России Мельниченко Анатолием Николаевичем и начальником Отдела налогообложения юридических лиц указанного Управления Пахалуевой Светланой Борисовной. Полученные в ходе встречи разъяснения по ряду вопросов, связанных с применением УСН в 2003 году, и информация об изменениях, которые планируется внести в главу 26.2 НК РФ, безусловно будут интересны нашим читателям.

Содержание

Документы, подготовленные МНС России

МНС России подготовило пакет документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения.

1. Заявления и уведомления

Утвержден и введен в действие приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Этим приказом утверждена форма заявления о переходе на упрощенную систему, а также другие документы: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения; уведомление о невозможности применения этой системы; уведомление об отказе от ее применения и форма сообщения об утрате права на применение УСН. Все эти формы являются рекомендуемыми.

При составлении заявления о переходе на упрощенную систему много вопросов налогоплательщиков вызывает, в частности, ОГРН, который, согласно названному приказу, нужно указать в заявлении. Представители МНС России пояснили, что основной государственный регистрационный номер (ОГРН) должны будут указать в заявлениях те налогоплательщики, которые уже получили этот номер (организации, зарегистрированные после 1 июля 2002 года, а также те организации, которым этот номер был присвоен при внесении записей в государственный реестр). В связи с этим организации, еще не получившие ОГРН, не указывают его в заявлении.

2. Книга учета доходов и расходов

Министерством подготовлена новая Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Эта Книга и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

Важное отличие от действующего порядка ведения учета при применении УСН заключается в том, что новую книгу учета доходов и расходов можно вести в электронном виде.

Книга учета доходов и расходов состоит из трех разделов:

  • раздел I "Доходы и расходы";
  • раздел II "Расчет расходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу";
  • раздел III "Расчет налоговой базы по единому налогу".

Как известно, в связи со вступлением в силу главы 26.2 НК РФ вводится особый порядок списания основных средств, которые будут учитываться при расчете налоговой базы по единому налогу. Поэтому в Книге и предусмотрен Раздел II, в котором рассчитываются расходы на приобретение основных средств. При этом часть раздела I и раздел II Книги заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Книга по-прежнему будет заполняться нарастающим итогом с начала года.

3. Декларации и Методические рекомендации

Помимо этого, МНС России подготовлен приказ от 12.11.2002 № БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения". Эту декларацию, как и декларации по другим налогам, можно будет передавать в налоговые органы в электронном виде по каналам связи.

Параллельно МНС России занимается подготовкой Методических рекомендаций по применению главы НК РФ об УСН, которые также увидят свет до Нового года.

Изменения в главу 26.2 НК РФ

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ и некоторые акты законодательства РФ. В рамках встречи представители МНС рассказали и об этих изменениях. Заметим, что для того, чтобы документ вступил в силу с 1 января 2003 года (как это записано в тексте законопроекта), необходимо, чтобы он был принят и официально опубликован не ранее конца ноября (см. статью 5 НК РФ о вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах).

1. Ведение бухгалтерского учета

В настоящее время применение упрощенной системы налогообложения не освобождает организации от ведения бухгалтерского учета.

Упомянутый законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете". В соответствии с этими изменениями организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако с одной существенной оговоркой: учет основных средств и нематериальных активов такие организации все равно должны будут вести в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (то есть бухгалтерский учет основных средств должен вестись в соответствии с ПБУ 6/01, а учет нематериальных активов - в соответствии с ПБУ 14/2000 и другими нормативными актами о бухгалтерском учете).

Представители МНС также подчеркнули, что организациям нужно учитывать возможность потери права использования упрощенной системы налогообложения в середине года и перевода на общую систему налогообложения. В связи с этим для организации может возникнуть необходимость параллельного ведения бухгалтерского учета.

2. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Как известно, применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В указанном выше законопроекте в главу 26.2 НК РФ вносится уточнение: НДС не уплачивается, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

3. Стоимость амортизируемого имущества

В пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в действующей редакции указывается, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей. В законопроекте это положение уточняется: имеется в виду остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (а не в соответствии с главой 25 НК РФ).

4. Перевод на общий режим налогообложения

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика - организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В действующей редакции п. 4 ст. 346.13 НК РФ указано, что в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения, они освобождаются от уплаты ежемесячных авансовых платежей.

В соответствии с изменениями такие организации и индивидуальные предприниматели будут освобождаться не от уплаты авансовых платежей, а от уплаты пени и штрафов. То есть авансовые платежи они должны будут платить.

5. Учет доходов в целях налогообложения

Как известно, объектом налогообложения являются или доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с действующей редакцией главы 26.2 в целях налогообложения единым налогом учитываются все доходы. Однако законопроект исключает из их перечня доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль).

Другие вопросы

Покупная стоимость товаров

В ходе встречи представители МНС России подчеркнули, что покупная стоимость товаров не включается в расходы в целях расчета налоговой базы по единому налогу. Дело в том, что в отличие от главы 25 НК РФ, перечень расходов по упрощенной системе налогообложения является закрытым. Стоимость покупных товаров в этом перечне отсутствует. Таким образом, в действующей редакции упрощенная система налогообложения может оказаться невыгодной для многих торговых организаций (кроме тех, для которых будет выгодно выбрать для себя объектом налогообложения доходы, а не доходы за минусом расходов).

УСН и ЕНВД

До вступления в силу главы 26.2 НК РФ предприятие, переведенное по какому-либо виду деятельности на уплату ЕНВД, по другим видам деятельности имело право пользоваться упрощенной системой налогообложения. Сейчас в новой главе есть четкое ограничение, установленное в пп. 12 п. 3 ст. 346.12, о том, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на ЕНВД, не вправе применять УСН. Поэтому если хотя бы один вид деятельности попадает под ЕНВД, то организация и предприниматель теряют право на применение УСН.

Филиалы и представительства

В пп. 1 п. 3 ст. 346.12 также указано, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. В целях данного положения филиалы или представительства определяются в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ.

Представительства и филиалы должны наделяться имуществом этого юридического лица, и действовать на основании утвержденного им Положения. Одним из обязательных условий при этом является указание о наличии филиалов или представительств в учредительных документах организации. Таким образом, если организация имеет обособленные подразделения, не попадающие под определение представительства и филиала, данное в ГК РФ, то она вправе применять УСН.

Рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии