Содержание
- Порядок перехода на ЕНВД
- Расчет критериев применения ЕНВД и физических показателей
- Некоторые нюансы отдельных видов деятельности при ЕНВД
Постановка на учет в качестве налогоплательщика
В отличие от порядка, предусмотренного Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон № 148-ФЗ), в настоящее время субъектам ЕНВД необходимо вставать на учет в качестве плательщиков единого налога только на территории тех субъектов РФ, на которых они еще не зарегистрированы в качестве налогоплательщиков.
Согласно статье 346.28 НК РФ налогоплательщики - организации, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте.
Во исполнение указанной нормы налогового законодательства МНС России был издан приказ от 19.12.2002 № БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".Согласно порядку постановки на учет, установленному пунктом 2 вышеуказанного документа, налогоплательщик, осуществляющий деятельность на территории налогового органа, в котором он состоит на учете по какому-либо основанию (организация по месту ее нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, участка недр), не должен вставать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Таким образом, если в данном случае организация уже состоит на учете в налоговом органе по своему месту нахождения или по другим основаниям, то заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД подавать не нужно.
Необходимо обратить внимание, что статья 346.28 НК РФ не содержит норм, определяющих какие-либо особенности постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от ее характера (стационарный или разъездной), периода осуществления, расположения места осуществления деятельности.
По мнению автора, НК РФ дает однозначный ответ на вопрос о необходимости постановки на учет в качестве плательщиков ЕНВД по месту нахождения обособленных подразделений. В пункте 2 статьи 346.28 речь идет строго о тех местах осуществления деятельности, которые расположены в других субъектах РФ, отличных от тех, в которых налогоплательщик уже состоит на учете. Следовательно, если юридическое лицо и его обособленное подразделение расположены на территории одного и того же субъекта РФ, то становиться на учет в качестве плательщика единого налога по месту нахождения этого подразделения не надо.
Налогообложение незаконченных хозяйственных операций
В отличие от главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения, глава 26.3 не устанавливает правил и порядка налогообложения операций в переходный период, что естественно привело к возникновению многочисленных вопросов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов.
Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на расходных операциях. Особенностью и сущностью ЕНВД по-прежнему является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату ЕНВД, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест. Реальные доходы и расходы налогоплательщиков не влияют на расчет единого налога.
Таким образом, произведенные, но не учтенные до перехода на ЕНВД затраты, не будут учтены при применении данного специального налогового режима.
Так, например, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ субъекты упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), выбравшие в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами, имеют право отнести в состав расходов перечисленные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.Как известно, статья 346.17 НК РФ установила правило, в соответствии с которым расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Следовательно, только после фактического перечисления в Пенсионный фонд страховые взносы могут быть признаны в составе расходов, учитываемых при налогообложении при УСН.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам, то есть за декабрь страховые взносы могут быть уплачены до 15 января следующего года. Следовательно, данные затраты налогоплательщик не сможет учесть в налоговой базе текущего года.При применении ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени. То есть при исчислении единого налога за I квартал, учитываются страховые взносы, уплаченные не в I квартале, а за I квартал.
Как видно, уплаченные в январе за декабрь страховые взносы не могут быть учтены налогоплательщиками ни при упрощенной системе налогообложения, ни при ЕНВД. Целесообразно в данном случае страховые взносы перечислять в Пенсионный фонд РФ заранее, в последнем месяце перед переходом на ЕНВД.
С другой стороны, доходы, относящиеся к периоду применения традиционной системы налогообложения или УСН, но полученные в период применения ЕНВД, также не будут учтены для целей налогообложения (в данном случае автор исключает вопросы уплаты НДС, которые будут рассмотрены ниже).
Так, авансы, полученные до перехода на ЕНВД налогоплательщиками, применяющими метод начисления, не будут учтены в налоговой базе по налогу на прибыль. Произведя отгрузку товаров (работ, услуг), будучи на ЕНВД, налогоплательщики не должны учитывать ее при налогообложении, так как для расчета единого налога, как уже говорилось выше, используются величины, не связанные с реальными экономическими показателями.
Аналогичная ситуация возникает у налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, которые отгрузили товары (работы, услуги) до перехода на ЕНВД, а получили оплату уже после перехода на эту систему.
Порядок уплаты НДС при переходе на ЕНВД
1. Остатки товарно-материальных ценностей.
По мнению налоговых органов, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, должны восстановить суммы "входного" НДС и перечислить их в бюджет. Так, в письме от 30.10.2002 № 03-1-09/2827/13-АЛ095 МНС России обосновывает свою позицию тем, что до момента перехода на ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели, являвшиеся налогоплательщиками НДС, имели право принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику при приобретении товаров (работ, услуг) при условии, что эти товары (работы, услуги) в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ приобретались для осуществления облагаемых НДС операций. НДС по товарам (работам, услугам) производственного назначения, которые используются организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода на уплату единого налога, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ.
Учитывая то обстоятельство, что остатки товаров, по которым НДС был ранее принят к вычету, не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, и будут реализовываться без налога организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, должны восстановить суммы НДС и перечислить их в бюджет.
Вместе с тем, при рассмотрении спора, возникшего в аналогичной ситуации, ФАС Северо-Западного округа указал на следующее.
Дело № _ Ни в Федеральном законеРФ от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", ни в главах 21 и 26.3НК РФ не содержится норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на уплату ЕНВД, восстановить ранее правомерно предъявленные к возмещению из бюджета суммы НДС по материальным ресурсам, реализованным (использованным) после указанного перехода, то есть норм, аналогичных норме пункта 8 статьи 145 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ и применяемой лишь в случае освобождения от обязанностей плательщика НДС. Постановление ФАС СЗО от 11.08.2003 по делу № А26-1727/03-27
|
2. Авансы, полученные до перехода на ЕНВД.
Этот вопрос должен разрешаться в зависимости от учетной политики, применяемой налогоплательщиком в период применения общепринятой системы налогообложения.
Если налогоплательщик использовал метод "по отгрузке", и реализация товаров (работ, услуг) осуществлялась в период применения ЕНВД, суммы НДС, уплаченные в бюджет по авансовым платежам до перехода на ЕНВД, подлежат возврату налогоплательщику. В свою очередь налогоплательщик должен вернуть полученный в составе аванса НДС покупателю.
Необходимо отметить, что, по мнению Минфина и МНС России, возврат сумм НДС из бюджета может производиться только после перерасчетов с покупателем. Так, в письме Минфина России от 10.09.2001 № 04-03-11/125 указано, что покупателям следует возвратить суммы НДС по полученным авансам, уплаченные в бюджет. По итогам перерасчетов с покупателем производится перерасчет с бюджетом в общеустановленном порядке. Аналогичная позиция по схожим ситуациям была высказана МНС России в пунктах 6.17.2 и 39.5.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (утв. приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447).
При проведении перерасчетов с покупателем, налогоплательщик должен уведомить его о том, что в связи с переходом на ЕНВД изменяется стоимость товаров (работ, услуг). Договор и первичные документы должны быть переоформлены с указанием новой цены (без НДС). В документах, подтверждающих отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), цена сделки должна быть указана без НДС, счет-фактура покупателю не выставляется.
В том случае, если организация ранее использовала метод "по оплате", то, согласно статьям 167 и 273 НК РФ, полученные суммы предоплаты для целей налогообложения на момент перехода на ЕНВД уже учтены. Возврат НДС в этом случае не производится.
3. Отгрузка товаров (работ, услуг) до перехода на ЕНВД.
В том случае, если применялся метод определения доходов и расходов, налоговой базы по НДС "по отгрузке", то перерасчет по НДС не производится.
Налогоплательщикам, применявшим метод "по оплате", следует учесть, что при переходе на ЕНВД они, согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ, утрачивают статус плательщика НДС, в связи с чем на них не распространяются требования по формированию налоговой базы и уплате налога.
Однако в пункте 1.3. Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ МНС России требует выручку от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) на общепринятой системе налогообложения, полученную после перехода на ЕНВД, облагать НДС в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, можно решить данную проблему в том же порядке, как и в предыдущем случае, то есть налогоплательщик должен уведомить покупателя о переходе на ЕНВД и переоформить договор и первичные документы, исключив НДС из стоимости товаров (работ, услуг).
В том случае, если стоимость товаров (работ, услуг) налогоплательщиком все-таки пересмотрена не будет, он должен уплатить НДС в бюджет. Данный вывод вытекает из косвенного характера НДС, а также наличия у покупателей товаров (работ, услуг), уплативших суммы налога субъекту ЕНВД, права на предъявление этого налога к вычету, которое не обременено дополнительной обязанностью выяснять, является ли поставщик плательщиком НДС, если последний выделяет суммы этого налога в расчетных и первичных документах отдельной строкой.
При этом необходимо учитывать, что в последнем случае на основании пункта 5 статьи 174 НК РФ необходимо будет предоставить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем или кварталом), налоговую декларацию по НДС. В этой декларации надо отразить сумму выручки в качестве налоговой базы по НДС.
Восстановление остаточной стоимости ОС при переходе с УСН на ЕНВД
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 НК РФ при переходе с "упрощенки" на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения УСН в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.
Обратим внимание, что речь в указанной норме налогового законодательства идет о переходе на общий режим налогообложения, а не на другие режимы. Поэтому при переходе на ЕНВД восстанавливать остаточную стоимость основных средств на дату перехода не нужно.
Вместе с тем необходимо учитывать, что помимо видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, налогоплательщик может осуществлять другие виды деятельности, облагаемые в общем порядке. В этом случае необходимо восстановить остаточную стоимость основных средств исходя из следующих особенностей.
Если основные средства будут использоваться только для осуществления операций, подпадающих под ЕНВД, то восстанавливать остаточную стоимость на дату перехода не надо. В случае, когда основные средства будут использоваться только для операций, облагаемых в общем порядке, необходимо восстановить остаточную стоимость основных средств на дату перехода в полной мере по правилам пункта 3 статьи 346.25 НК РФ.
Наибольшую сложность вызывает ситуация, когда основные средства используются одновременно при обеих системах налогообложения. Логичнее всего предположить, что остаточную стоимость основных средств необходимо восстановить пропорционально экономически обоснованному критерию, характеризующему долю видов деятельности, подпадающих под общий режим налогообложения, в общей деятельности налогоплательщика. Здесь как раз и возникает трудность. Если предположить, что таким критерием может быть выручка, то сразу встает вопрос: за какой период? Ведь восстанавливать остаточную стоимость необходимо на дату перехода, то есть если речь идет о переходе с начала нового календарного года, то на 1 января этого года.
На взгляд автора, ситуацию можно разрешить следующим образом: на дату перехода распределить остаточную стоимость основных средств исходя из предполагаемых показателей выручки, а в конце отчетного периода на основе справки бухгалтера скорректировать произведенные расчеты с учетом реальных показателей деятельности налогоплательщика.
Порядок перехода на ЕНВД
Постановка на учет в качестве налогоплательщика
В отличие от порядка, предусмотренного Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон № 148-ФЗ), в настоящее время субъектам ЕНВД необходимо вставать на учет в качестве плательщиков единого налога только на территории тех субъектов РФ, на которых они еще не зарегистрированы в качестве налогоплательщиков.
Согласно статье 346.28 НК РФ налогоплательщики - организации, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте.
Во исполнение указанной нормы налогового законодательства МНС России был издан приказ от 19.12.2002 № БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".Согласно порядку постановки на учет, установленному пунктом 2 вышеуказанного документа, налогоплательщик, осуществляющий деятельность на территории налогового органа, в котором он состоит на учете по какому-либо основанию (организация по месту ее нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, участка недр), не должен вставать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Таким образом, если в данном случае организация уже состоит на учете в налоговом органе по своему месту нахождения или по другим основаниям, то заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД подавать не нужно.
Необходимо обратить внимание, что статья 346.28 НК РФ не содержит норм, определяющих какие-либо особенности постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от ее характера (стационарный или разъездной), периода осуществления, расположения места осуществления деятельности.
По мнению автора, НК РФ дает однозначный ответ на вопрос о необходимости постановки на учет в качестве плательщиков ЕНВД по месту нахождения обособленных подразделений. В пункте 2 статьи 346.28 речь идет строго о тех местах осуществления деятельности, которые расположены в других субъектах РФ, отличных от тех, в которых налогоплательщик уже состоит на учете. Следовательно, если юридическое лицо и его обособленное подразделение расположены на территории одного и того же субъекта РФ, то становиться на учет в качестве плательщика единого налога по месту нахождения этого подразделения не надо.
Налогообложение незаконченных хозяйственных операций
В отличие от главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения, глава 26.3 не устанавливает правил и порядка налогообложения операций в переходный период, что естественно привело к возникновению многочисленных вопросов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов.
Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на расходных операциях. Особенностью и сущностью ЕНВД по-прежнему является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату ЕНВД, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест. Реальные доходы и расходы налогоплательщиков не влияют на расчет единого налога.
Таким образом, произведенные, но не учтенные до перехода на ЕНВД затраты, не будут учтены при применении данного специального налогового режима.
Так, например, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ субъекты упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), выбравшие в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами, имеют право отнести в состав расходов перечисленные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.Как известно, статья 346.17 НК РФ установила правило, в соответствии с которым расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Следовательно, только после фактического перечисления в Пенсионный фонд страховые взносы могут быть признаны в составе расходов, учитываемых при налогообложении при УСН.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам, то есть за декабрь страховые взносы могут быть уплачены до 15 января следующего года. Следовательно, данные затраты налогоплательщик не сможет учесть в налоговой базе текущего года.При применении ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени. То есть при исчислении единого налога за I квартал, учитываются страховые взносы, уплаченные не в I квартале, а за I квартал.
Как видно, уплаченные в январе за декабрь страховые взносы не могут быть учтены налогоплательщиками ни при упрощенной системе налогообложения, ни при ЕНВД. Целесообразно в данном случае страховые взносы перечислять в Пенсионный фонд РФ заранее, в последнем месяце перед переходом на ЕНВД.
С другой стороны, доходы, относящиеся к периоду применения традиционной системы налогообложения или УСН, но полученные в период применения ЕНВД, также не будут учтены для целей налогообложения (в данном случае автор исключает вопросы уплаты НДС, которые будут рассмотрены ниже).
Так, авансы, полученные до перехода на ЕНВД налогоплательщиками, применяющими метод начисления, не будут учтены в налоговой базе по налогу на прибыль. Произведя отгрузку товаров (работ, услуг), будучи на ЕНВД, налогоплательщики не должны учитывать ее при налогообложении, так как для расчета единого налога, как уже говорилось выше, используются величины, не связанные с реальными экономическими показателями.
Аналогичная ситуация возникает у налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, которые отгрузили товары (работы, услуги) до перехода на ЕНВД, а получили оплату уже после перехода на эту систему.
Порядок уплаты НДС при переходе на ЕНВД
1. Остатки товарно-материальных ценностей.
По мнению налоговых органов, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, должны восстановить суммы "входного" НДС и перечислить их в бюджет. Так, в письме от 30.10.2002 № 03-1-09/2827/13-АЛ095 МНС России обосновывает свою позицию тем, что до момента перехода на ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели, являвшиеся налогоплательщиками НДС, имели право принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику при приобретении товаров (работ, услуг) при условии, что эти товары (работы, услуги) в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ приобретались для осуществления облагаемых НДС операций. НДС по товарам (работам, услугам) производственного назначения, которые используются организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода на уплату единого налога, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ.
Учитывая то обстоятельство, что остатки товаров, по которым НДС был ранее принят к вычету, не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, и будут реализовываться без налога организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, должны восстановить суммы НДС и перечислить их в бюджет.
Вместе с тем, при рассмотрении спора, возникшего в аналогичной ситуации, ФАС Северо-Западного округа указал на следующее.
Дело № _ Ни в Федеральном законеРФ от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", ни в главах 21 и 26.3НК РФ не содержится норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на уплату ЕНВД, восстановить ранее правомерно предъявленные к возмещению из бюджета суммы НДС по материальным ресурсам, реализованным (использованным) после указанного перехода, то есть норм, аналогичных норме пункта 8 статьи 145 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ и применяемой лишь в случае освобождения от обязанностей плательщика НДС. Постановление ФАС СЗО от 11.08.2003 по делу № А26-1727/03-27
|
2. Авансы, полученные до перехода на ЕНВД.
Этот вопрос должен разрешаться в зависимости от учетной политики, применяемой налогоплательщиком в период применения общепринятой системы налогообложения.
Если налогоплательщик использовал метод "по отгрузке", и реализация товаров (работ, услуг) осуществлялась в период применения ЕНВД, суммы НДС, уплаченные в бюджет по авансовым платежам до перехода на ЕНВД, подлежат возврату налогоплательщику. В свою очередь налогоплательщик должен вернуть полученный в составе аванса НДС покупателю.
Необходимо отметить, что, по мнению Минфина и МНС России, возврат сумм НДС из бюджета может производиться только после перерасчетов с покупателем. Так, в письме Минфина России от 10.09.2001 № 04-03-11/125 указано, что покупателям следует возвратить суммы НДС по полученным авансам, уплаченные в бюджет. По итогам перерасчетов с покупателем производится перерасчет с бюджетом в общеустановленном порядке. Аналогичная позиция по схожим ситуациям была высказана МНС России в пунктах 6.17.2 и 39.5.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (утв. приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447).
При проведении перерасчетов с покупателем, налогоплательщик должен уведомить его о том, что в связи с переходом на ЕНВД изменяется стоимость товаров (работ, услуг). Договор и первичные документы должны быть переоформлены с указанием новой цены (без НДС). В документах, подтверждающих отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), цена сделки должна быть указана без НДС, счет-фактура покупателю не выставляется.
В том случае, если организация ранее использовала метод "по оплате", то, согласно статьям 167 и 273 НК РФ, полученные суммы предоплаты для целей налогообложения на момент перехода на ЕНВД уже учтены. Возврат НДС в этом случае не производится.
3. Отгрузка товаров (работ, услуг) до перехода на ЕНВД.
В том случае, если применялся метод определения доходов и расходов, налоговой базы по НДС "по отгрузке", то перерасчет по НДС не производится.
Налогоплательщикам, применявшим метод "по оплате", следует учесть, что при переходе на ЕНВД они, согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ, утрачивают статус плательщика НДС, в связи с чем на них не распространяются требования по формированию налоговой базы и уплате налога.
Однако в пункте 1.3. Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ МНС России требует выручку от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) на общепринятой системе налогообложения, полученную после перехода на ЕНВД, облагать НДС в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, можно решить данную проблему в том же порядке, как и в предыдущем случае, то есть налогоплательщик должен уведомить покупателя о переходе на ЕНВД и переоформить договор и первичные документы, исключив НДС из стоимости товаров (работ, услуг).
В том случае, если стоимость товаров (работ, услуг) налогоплательщиком все-таки пересмотрена не будет, он должен уплатить НДС в бюджет. Данный вывод вытекает из косвенного характера НДС, а также наличия у покупателей товаров (работ, услуг), уплативших суммы налога субъекту ЕНВД, права на предъявление этого налога к вычету, которое не обременено дополнительной обязанностью выяснять, является ли поставщик плательщиком НДС, если последний выделяет суммы этого налога в расчетных и первичных документах отдельной строкой.
При этом необходимо учитывать, что в последнем случае на основании пункта 5 статьи 174 НК РФ необходимо будет предоставить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем или кварталом), налоговую декларацию по НДС. В этой декларации надо отразить сумму выручки в качестве налоговой базы по НДС.
Восстановление остаточной стоимости ОС при переходе с УСН на ЕНВД
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 НК РФ при переходе с "упрощенки" на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения УСН в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.
Обратим внимание, что речь в указанной норме налогового законодательства идет о переходе на общий режим налогообложения, а не на другие режимы. Поэтому при переходе на ЕНВД восстанавливать остаточную стоимость основных средств на дату перехода не нужно.
Вместе с тем необходимо учитывать, что помимо видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, налогоплательщик может осуществлять другие виды деятельности, облагаемые в общем порядке. В этом случае необходимо восстановить остаточную стоимость основных средств исходя из следующих особенностей.
Если основные средства будут использоваться только для осуществления операций, подпадающих под ЕНВД, то восстанавливать остаточную стоимость на дату перехода не надо. В случае, когда основные средства будут использоваться только для операций, облагаемых в общем порядке, необходимо восстановить остаточную стоимость основных средств на дату перехода в полной мере по правилам пункта 3 статьи 346.25 НК РФ.
Наибольшую сложность вызывает ситуация, когда основные средства используются одновременно при обеих системах налогообложения. Логичнее всего предположить, что остаточную стоимость основных средств необходимо восстановить пропорционально экономически обоснованному критерию, характеризующему долю видов деятельности, подпадающих под общий режим налогообложения, в общей деятельности налогоплательщика. Здесь как раз и возникает трудность. Если предположить, что таким критерием может быть выручка, то сразу встает вопрос: за какой период? Ведь восстанавливать остаточную стоимость необходимо на дату перехода, то есть если речь идет о переходе с начала нового календарного года, то на 1 января этого года.
На взгляд автора, ситуацию можно разрешить следующим образом: на дату перехода распределить остаточную стоимость основных средств исходя из предполагаемых показателей выручки, а в конце отчетного периода на основе справки бухгалтера скорректировать произведенные расчеты с учетом реальных показателей деятельности налогоплательщика.
Расчет критериев применения ЕНВД и физических показателей
Расчет количества работников
Количество работников не является критерием применения ЕНВД, но по таким видам деятельности как оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств участвует в расчете налоговой базы как физический показатель.
В соответствии с последним абзацем статьи 346.27 НК РФ под количеством работников понимается среднесписочная за налоговый период численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству.
Обратим внимание, что в отличие от главы 26.2 НК РФ законодатель в данном случае не требует расчета численности по правилам, устанавливаемым Госкомстатом России.
Такое требование содержится в пункте 7 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ (утв. приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707) (далее - Методичка), где указано, что среднесписочная численность должна рассчитываться по правилам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 № 72 (далее - постановление № 72).
Однако данное постановление было недавно отменено. Вопрос о том, каким нормативным актом надо теперь руководствоваться при исчислении среднесписочной численности, читайте на стр. 41 №3 журнала "БУХ.1С" за 2004 год в статье "Чем руководствоваться при определениии "среднесписочной численности"?".
Вместе с тем, вне зависимости от решения вопроса о применении документов Госкомстата, при расчете количества работников должны учитываться среднесписочная численность работников, средняя численность совместителей и не должны учитываться физические лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) для налогоплательщика на основе договоров гражданско-правового характера.
Напомним, что так как статья 346.27 НК РФ не требует руководствоваться предписаниями Госкомстата при расчете среднесписочной численности, здесь можно основываться на дословном толковании закона.
Так, в статье 346.27 НК РФ речь идет только о "работниках".Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ под "работником" понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
В свою очередь статья 16 ТК РФ говорит о том, что трудовые отношения возникают на основании только трудового договора, но не договора гражданско-правового характера.
Следовательно, при расчете количества работников субъект ЕНВД не должен учитывать физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) для налогоплательщика на основе договоров гражданско-правового характера.
Расчет торговой площади и площади зала обслуживания посетителей
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Кроме того, ЕНВД применяется в отношении оказания услуг общественного питания при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.
Для этих же видов деятельности площадь торгового зала и зала обслуживания соответственно являются физическими показателями, используемыми при расчете налоговой базы по единому налогу.
Существует большое количество разъяснений как со стороны МНС, так и со стороны Минфина России по указанным видам деятельности. Обобщим наиболее важные моменты.
- Ограничение по площади должно соблюдаться по каждому объекту. Налогоплательщики, превысившие данные ограничения хотя бы по одному объекту организации торговли или общественного питания, не подлежат переводу на уплату ЕНВД.
При этом необходимо учитывать, что торговые залы, расположенные в разных зданиях, рассматриваются каждый в отдельности. Площадь торговых залов, расположенных в одном здании, рассматривается в сумме. - В расчет берется только фактически используемая площадь. Как указал Минфин России в письме от 22.01.2003 № 04-05-12/02, в площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) не включается площадь, переданная в аренду (при наличии соответствующего договора), а также временно не используемая (например, находящаяся на ремонте) для осуществления розничной торговли (оказания услуг общественного питания), при наличии подтверждающих документов (например, договора подряда на ремонт помещения).
- В расчет не принимается площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
- Площадь зала определяется на основании правоустанавливающих документов, к которым, как указало МНС России в письме от 01.08.2003 № 22-2-14/1757-АБ026, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания) документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом. Такими документами могут быть: договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение; планы, схемы, экспликации; договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей); разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т. п.
Определение количества транспортных средств
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ под действие ЕНВД подпадает оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество ТС, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
Под физическим показателем "количество автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и грузов" понимается количество транспортных средств (из числа эксплуатируемых), фактически используемых налогоплательщиком в течение налогового периода для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. При этом к транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Изменение физического показателя внутри налогового периода
Согласно пункту 9 статьи 346.29 НК РФ при изменении внутри налогового периода величины физического показателя налогоплательщик при исчислении ЕНВД учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.
Из данного правила следует важный вывод. Несмотря на то, что единый налог рассчитывается в целом по налоговому периоду, которым, как известно, является квартал, физические показатели должны рассчитываться помесячно. Так, например, расчет среднесписочной численности работников производится не за квартал, а за каждый месяц.
В дальнейшем для расчета налоговой базы по ЕНВД количество работников суммируется за три месяца отчетного квартала. То же самое относится и к площади зала, и к количеству транспортных средств.
Изменение критериев применения ЕНВД
Как разъяснил Минфин России в письме от 22.01.2003 № 04-05-12/02, в том случае, если плательщик ЕНВД прекратил осуществлять вид деятельности, облагаемый данным налогом, и начал заниматься видом деятельности, не подпадающим под действие ЕНВД, или превысил ограничения, установленные статьей 346.26 НК РФ (например, приобрел магазин с площадью торгового зала более 150 кв. м), в течение налогового периода, то он должен перейти на общий режим налогообложения с месяца, следующего за месяцем, в котором он прекратил заниматься видом деятельности, облагаемым ЕНВД, или превысил установленные ограничения.
Некоторые нюансы отдельных видов деятельности при ЕНВД
Бытовые услуги
Особенностью этого вида деятельности является то, что под ЕНВД подпадают только услуги, поименованные в группе 01 "Бытовые услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.
Кроме того, такие услуги должны быть оказаны физическим лицам. Так, например, если прачечные услуги оказываются гостинице (юридическому лицу), то данный вид деятельности не подпадает под ЕНВД.
Оказание бытовых услуг индивидуальным предпринимателям также подпадает под ЕНВД, поскольку и ВАС РФ неоднократно признавал индивидуальных предпринимателей физическими лицами (например, в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16), и статья 11 НК РФ прямо называет индивидуальных предпринимателей физическими лицами. Вид производимых расчетов при оказании бытовых услуг роли не играет.
Ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств
Сложность с данным видом деятельности возникает из-за того, что он поименован в Общероссийском классификаторе услуг населению, и ссылка на данный документ содержится в Методичке. Из этого многие налогоплательщики сделали вывод, что под ЕНВД подпадают только услуги, оказанные физическим лицам.
Вместе с тем глава 26.3 НК РФ выделила рассматриваемый вид деятельности в отдельную статью, не увязав его с бытовыми услугами или другими ограничениями. Поэтому оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств в том числе юридическим лицам подпадает под ЕНВД.
Общественное питание
Как указал Минфин России в пункте 10 письма от 22.01.2003 № 04-05-12/02, при исчислении суммы ЕНВД налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания с применением такого физического показателя базовой доходности, как площадь зала обслуживания посетителей, к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкальное обслуживание, проведение концертов, программы варьете и видеопрограммы, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
Напомним, что в отличие от розничной торговли, для отнесения услуг общественного питания к ЕНВД не требуется соблюдения принципа осуществления расчетов только наличными денежными средствами.