Предмет спора: налоговая инспекция истребовала у организации комплект документов по сделкам с контрагентом, который прекратил ведение хозяйственной деятельности и был ликвидирован. Никакой налоговой проверки ИФНС не проводила. Организация отказалась представлять в инспекцию запрошенные документы, сославшись на то, что у налоговиков отсутствуют полномочия по истребованию документов, касающихся деятельности ликвидированных компаний. В связи с этим ее оштрафовали по ст. 129.1 НК РФ. Не согласившись с действиями ИФНС, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить наложенный на нее штраф.
За что спорили: возможность истребования документов по ликвидированным контрагентам.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что прекращение существования юридического лица исключает возможность проведения в отношении него налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Как следствие, ИФНС утрачивает возможность истребования документов, касающихся деятельности ликвидированных организаций у компаний-контрагентов. Организация не обязана представлять какие-либо документы, связанные с деятельностью ликвидированного контрагента. Поскольку компания-контрагент была ликвидирована, а ИФНС не объяснила, зачем ей были нужны запрошенные документы, налоговики не вправе были штрафовать организацию за непредставление данных документов.
Суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и признал наложенный на нее штраф законным и обоснованным. Судьи разъяснили, что для истребования документов налоговикам не обязательно инициировать проведение налоговой проверки. Документы могут истребовать в ходе любых мероприятий налогового контроля, а не только камеральных и выездных налоговых проверок.
Поэтому ликвидация компании и невозможность проведения в ее отношении налоговой проверки не означает, что налоговики не могут истребовать необходимые документы у контрагентов ликвидированной организации. Непроведение проверки в отношении плательщика и его контрагентов, в том числе по причине ликвидации последних, не лишает налоговиков права на истребование документов. Не лишает их такого права и то, что ИФНС не пояснила, зачем ей потребовались запрошенные документы. Налоговый орган не обязан раскрывать обстоятельства, для установления которых он истребует соответствующие документы, поскольку они могут составлять налоговую тайну.
Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, должностное лицо ИФНС вправе истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Лицо, получившее требование о представлении документов, исполняет его в течение 10 дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Непредставление истребованных документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В спорном случае у организации были истребованы документы, касающиеся сделок, совершенных с ликвидированным впоследствии контрагентом. Ликвидация контрагентов сама по себе не освобождает организации от представления документов, которые непосредственно связаны со сделками, совершенными с участием таких контрагентов. Организация не сообщила в ИФНС об отсутствии запрошенных у нее документов. Поэтому, заключил суд, ИФНС обоснованно оштрафовала организацию за непредставление документов.
Вполне понятно, что суд принял такое решение. А иначе бы получилось, что после ликвидации контрагента - все документы, как в топку. Это прям было б раздолье для разных серых схем.