Записки неадекватного главбуха: про цирк с конями и восстановление бухучета
Перепало мне счастье в виде магазина по продаже амуниции для верховой езды. До встречи со мной этот славный магазин был на обслуживании у одной аудиторской фирмы. По наивности я была уверена, что если уж эти люди берутся проверять правильность ведения бухгалтерского учета в крупных фирмах и благотворительных фондах, то у них-то самих в учете комар носа не подточит.

При первом же взгляде на договор между клиентом и аутсорсерами я пришла в неописуемый восторг: в договоре четко прописаны обязанности клиента, но никак не прописана ответственность исполнителя за ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. При этом, как недвусмысленно указано в договоре, в случае его расторжения по инициативе клиента бухгалтерская база клиенту не возвращается, равно как и приказ по учетной политике. Я аж задохнулась от восхищения! И ведь есть милые люди, которые это вот подписывают.

– А я не читала! – печально вздохнула директор.

Грустный рассказ о том, как мы доставали из аудиторской фирмы бухгалтерскую базу, я опущу как могущий травмировать психику читателя. Могу сказать, что было весело.

shutterstock_312287621.jpgБУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.

Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.

Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.

Среди моих директоров нет двух одинаковых.

Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.

При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.

Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.

Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.


P.S. Редакция будет рада, если вы напишете нам о своей жизни и работе. Самые интересные письма будут опубликованы в рубрике Записки неадекватного главбуха, а автор получит гонорар.

Ждем ваши письма по адресу buh@1c.ru

И вот база у меня, и я начинаю ее просматривать.

Лирическое отступление. Неоднократно мне перепадали бухгалтерские базы в самом интересном состоянии. Из всех моих немногочисленных клиентов только трое пришли ко мне до открытия организации, и я вела их с нуля. Остальные достались после ведения бухгалтерского учета другими бухгалтерами, и один – Хозяин Волшебной Кнопки – до меня вел свою бухгалтерию сам, что называется, без ансамбля, свято веруя в то, что 1С и без бухгалтера все прекрасно делает, бухгалтер нужен только для того, чтобы помнить, какой отчет когда сдавать, а отрицательные остатки по счету 51 – это нормально, почему нет.

Соответственно, нужно было разбирать документы, сваленные в коробку из-под ксерокса, учет приходилось восстанавливать и сдавать уточненные декларации.

Но происходящее в бухгалтерской базе после аудиторской фирмы никакому разумному объяснению не поддавалось. Дикая задолженность организации перед подотчетниками объяснялась тем, что покупка чего-то с корпоративной карты проводилась как выдача под отчет. И, соответственно, не списывалась – зачем, ведь упрощенка 6%.

Отрицательные остатки по счету 57.1 «Переводы в пути» объяснялись тем, что продажи по кассе в базу просто не вводились по несколько месяцев, несмотря на беспрепятственный доступ в личный кабинет ОФД.

Остатки по счету 51 «Расчетный счет» не совпадали с реальными тысяч на 600 – ну, мелочи же несущественные. 

В книгу учета доходов и расходов попадает выручка за вычетом стоимости услуг банка по эквайрингу – ерунда же.

Вишенка на торте: задолженность перед покупателями измерялась суммой с семью нулями, так как отгрузочные документы по юридическим лицам и ИП вводились в последний раз – никогда.

Ну и больше всего развлекли продажи – номенклатура в розничном магазине в базе отсутствует как таковая. Приходный документ – сумма покупки и сумма принятия к учету с учетом торговой наценки. Что купили? Что продали? Тайна, покрытая мраком.

– Номенклатуру ведете в другой программе? – наивно поинтересовалась я у директора.

– Ну-у… У нас есть программа «1С:Управленческий учет», мы пытаемся ее освоить.

Шах и мат. Цирк с конями. Покупки и продажи со времен Очаковских и покорения Крыма ведутся вручную в тетрадочке формата А4. Свести это все воедино невозможно абсолютно, инвентаризация не проводилась никогда. Как директор понимает, что у него в магазине есть, а что надо заказывать, не воображаю.

– Нам сказали, что у нас баланс рисованный! Это как? – вопрошает директор.

И я не знаю, как ей объяснить, почему после бухгалтерского учета в аудиторской фирме у него рисованный баланс.

В общем, восстанавливаю учет. Муж, дети и прочая домашняя живность забыли, как я выгляжу. Домой прихожу только спать, все время ковыряюсь в документах и конной амуниции.

И попутно думаю: я же, наверное, крутая? Я же круче аудиторской фирмы!

Вот интересно, у кого-нибудь было такое, чтобы вы пришли на новое место, и не приходилось восстанавливать учет после предыдущего бухгалтера? Или я одна такая счастливая? 

Комментарии
  1. Нервный бух

    У меня было один раз. Но я пришла после знакомого главбуха, по ее же рекомендации. Вот у нее все было четко. Но больше такого в моей практике не было, не знаю, как люди работают

  2. Герой документооборота

    Любопытно, сколько стоит восстановление учета?

    • Бух-предпенсионер

      Герой документооборота, Ха! Сразу видно нестрелянного воробья ! Это не совсем аудиторские фирмы, а скорее фирмы, зарабатывающее чёсом на отчетах малого бизнеса. Увы, но очень многие предприниматели далеки от реалий сегодняшнего положения дел с бухучетом , считается , что на это не стоит тратиться... Результат известный... В общем жареный петух в виде проверки заставляет их раскошелиться на восстановление. Если это разовое мероприятие , надо "уже вчера", то за срочность, как все нормальные профессионалы, надо брать 2-3 тарифа от обычных  расценок. А если вы подрядились там работать надолго, то все зависит от договорных отношений с директором... Помните также, что инициатива наказуема, не увлекайтесь разбором чужого хлама, лучше ведите достойно своё.

  3. Минибух

    У меня ситуация абсолютно один в один после аудиторов: восстанавливала бухгалтерский учёт из бреда, сдавала уточнёнки, доплачивали налоги и прочие сопутствующие прелести.

  4. Входящий НДС

    Я в восторге! Хохотала очень громко на рабочем месте. Такая же история у меня приключилась в 2015 году и сейчас занимаюсь такими же упражнениями, только после армии предыдущих бухгалтеров. Спасибо автору!

  5. Чиновник из Минфина

    у меня было такое неоднократно (клиент считает что восстановить учет, те разобрать несколько мешков (так что кто получает в коробке из под ксерокса - возрадуйтесь. Скорее всего в коробке документы не очень грязные, сухие и читабельны) документов - ерунда и платить там особо не за что, это же прошлое) и поэтому принимая новую компанию подписываю акт что получила, остатки и что ответственность за них несет руководитель. Если все-таки руководитель желает восстановить учет то подробно обсуждаем: за сколько денег, что конкретно (далеко не все можно восстановить), срок этой работы и проч. И опять же я не несу ответственность за полноту и достоверность данных, так как многих людей нет и никто ничего вспомнить не может а при отсутствии информации выводы могут быть ощибочны. А про аудиторскую деятельность могу сказать одно: их действия очень жестко регламентированы стандартами и авторам стандартов нет дела до проблем с БУ и НУ у предпринимателей (организаций).  

  6. Люда Даровских

    Вы правы Аудиторам все равно лишь бы остатки сошлись, баланс и показатели МСФО, но я не понимаю такого рвения существует рабочий день, если только большая денежная компенсация, тогда нечего сетовать -зарабатывайте деньги.

  7. Просто Мария

    На заметку директорам.

    Под вывеской аудиторских фирм учет обычно ведут студентки-вечерницы 3-го курса и раз в год м.б. проверит помощник аудитора (студент 4-5 курса дневного отделения), а если фирма на упрощенке, то "че там ваще проверять-то". (Наблюдения из прошлого)

    • Бухгалтер на пенсии

      Просто Мария, не везде же так;)

      а для удешевления себестоимости скажите спасибо, что не узбеки))) иногда и организации, специализирующие только восстановлением учета этим не гребуют.

  8. Нетипичный 1С-ник

    а Вам это надо брать такую фирму и жертвовать семьей?