Новые правила расчета МРОТ и прожиточного минимума поступили в Госдуму

В Госдуму поступил правительственный законопроект, который изменяет правила расчета прожиточного минимума.

Законопроект № 1027748-7 предлагает отказаться от расчета прожиточного минимума на основе потребительской корзины и перейти к установлению данной величины, исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год.

Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. Соответственно при таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.

С 2021 года предлагается установить соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России и величины медианного дохода в размере 44,2%, что составит 11 653 рубля в абсолютном выражении. По сравнению с прогнозной величиной прожиточного минимума в целом по РФ за 2020 год рост составит 3,7%. При этом прожиточный минимум будет устанавливаться не ежеквартально, а ежегодно.

Если прожиточный минимум на федеральном уровне будет устанавливаться с учетом медианного дохода, то минимальный размер оплаты труда предлагается определять с учетом медианной заработной платы.

Предполагается, что соотношение МРОТ и медианной зарплаты в 2021 году составит 42%. Величина МРОТ, рассчитанная по новой методике, в 2021 году должна составить 12 792 рубля. В сравнении с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) этот показатель вырастет на 5,5%.

Одновременно законопроект предусматривает, что соотношения прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%), а также соотношения МРОТ и медианной зарплаты (42%) должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет. Как поясняют в правительстве, это даст возможность при росте экономики и доходов населения увеличивать указанное соотношение.

Величины прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по РФ Правительство РФ будет определять в процентах от среднего прожиточного минимума на душу населения.

В частности, прожиточный минимум трудоспособного населения составит 109% от величины среднего прожиточного минимума, прожиточный минимум пенсионеров - 86%, прожиточный минимум детей - 97%.

В субъектах РФ прожиточный минимум на душу населения будет устанавливаться исходя из общероссийского показателя, умноженного на региональный коэффициент. Эти коэффициенты также будет утверждать Правительство РФ.

При этом законопроект предполагает установить пятилетний переходный период для установления региональных показателей прожиточного минимума по новым правилам. 

БУХПРОСВЕТ

В настоящее время прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, в которую входит набор жизненно важных продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, а также совокупность обязательных платежей. При расчете потребительской корзины законодатели исходят из официально установленного усредненного объема потребления продуктов питания, определяемого в среднем на одного человека в год.

Помимо установления величины МРОТ прожиточный минимум необходим в целях формирования федерального и региональных бюджетов, оценки уровня жизни населения, определения размеров стипендий, пособий, доплат к пенсиям и других социальных выплат. Также прожиточный минимум служит для установления социальных выплат малоимущим семьям. Малоимущими признаются граждане, чей доход не превышает величину регионального прожиточного минимума.

В свою очередь зарплата сотрудника, который полностью отработал положенную норму рабочего времени, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Выплата сотрудникам зарплаты ниже данной величины является нарушением трудовых прав сотрудников и влечет для работодателей ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф по данной статье назначается в размере от 1 000 до 5 000 рублей – для ИП, от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций.

Комментарии