Выездная налоговая проверка: какие требования инспекции компании могут не исполнять
В рамках проводимых выездных налоговых проверок инспекция вправе запрашивать у компаний документы и пояснения. Но, как показывает практика, порой проверяющие требуют избыточное количество документов или затягивают проверку, чем доставляют бухгалтеру массу неудобств и лишней работы. Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Вероника Емельянова разбиралась, какие действия проверяющих выходят за рамки закона и какие требования в рамках проверки компании могут не исполнять. 

Срок выездной налоговой проверки

В общем случае выездная налоговая проверка (ВНП) может продолжаться не более двух месяцев ( п. 6 ст. 89 НК РФ. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Но для того, чтобы продлить общий срок, у налоговиков должны быть веские основания. 

Основания для продления проверки прописаны в приложении № 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. К ним относится, например, отнесение компании к категории крупнейших налогоплательщиков, наличие у компании обособленных подразделений, непредставление запрашиваемых в рамках ВНП документов в установленный срок. При этом ИФНС должна направить в Управление ФНС России (т.е. свой вышестоящий налоговый орган) мотивированный запрос о продлении срока.

Проверка «на паузе»

Выездная налоговая проверка может приостанавливаться. В такие моменты течение двухмесячного срока, данного на проведение проверки, фактически приостанавливается, проверка ставится «на паузу». 

Для приостановления проверки запрашивать согласия вышестоящего налогового органа не нужно. Руководитель ИФНС может принять такое решение самостоятельно. При этом приостановление ВНП (как и продление проверки) должно быть мотивировано. Причины, по которым проверка может приостанавливаться, перечислены в п. 9 ст. 89 НК РФ. К ним относится, например, необходимость инспекции в истребовании документов у контрагентов проверяемого лица.

Что здесь важно знать налогоплательщику? То, что в периоды «паузы» налоговики не вправе беспокоить компанию по вопросам приостановленной проверки. Иначе говоря, они должны покинуть помещение проверяемого налогоплательщика (если проверка проводится на территории компании), а также не вправе требовать у него документы. Но вызвать представителей компании в инспекцию для получения пояснений, равно как и допрашивать свидетелей (например, работников) на территории инспекции, проверяющие имеют право (письма ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@, Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11).

Ставить проверку «на паузу» инспекция может неоднократно, но максимальная продолжительность приостановления не должна превышать 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, предельная продолжительность налоговой проверки не может превышать в общем случае 8 месяцев (с учетом всех эпизодов приостановления).

Затягивание выездной налоговой проверки

На практике возможны ситуации, когда вышеуказанные сроки не соблюдаются, а ВНП растягивается на долгие месяцы, год, а то и больше. Можно ли компании использовать это в своих интересах?

К сожалению, только лишь на основании того, что инспекция незаконно затянула проверку, вряд ли удастся оспорить решение по доначислениям налогов. Нарушение налоговым органом срока проведения проверки является процессуальным нарушением, которое само по себе не может предрешать законность решения по проверке. Как следует из п. 14 ст. 101 НК РФ, основанием для отмены могут быть только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (лично либо через представителя) и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. При этом в п. 4 ст. 101 НК РФ также сказано, что основаниями для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.

Суды подтверждают, что одно только нарушение срока проведения ВНП не может служить поводом для отмены решения по доначислениям (постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2023 № Ф05-1371/2023 по делу № А40-30509/2022). 

При этом в судебной практике имеются примеры, где организации удалось доказать, что ввиду незаконного затягивания сроков проведения проверки доказательства считаются полученными с нарушением НК РФ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2015 N Ф05-8680/2015 по делу N А41-46433/14). Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Правда, в этом деле налоговики не только нарушили срок проведения ВНП, но и допустили еще одно нарушение - не вручили налогоплательщику все документы, подтверждающие факты нарушений им налогового законодательства. В совокупности суд согласился, что инспекция допустила существенные нарушения налогового законодательства при проведении налоговой проверки и сборе доказательств.

Кстати, некоторые специалисты считают, что, ссылаясь на незаконное затягивание проверки, организация может в судебном порядке уменьшить сумму начисленных пени. В качестве аргументов приводится довод, что в результате несвоевременного принятия решения сумма пени была необоснованно начислена в большем размере.

Здесь хотим заметить, что гарантий успешного исхода нет. Например, в споре, рассматриваемом в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 № 01АП-5322/2021 по делу № А79-10673/2019, организации не удалось снизить сумму пени. В этом деле суд свой вывод обосновал следующим: «В рассматриваем случае основанием для доначисления пени послужили неправомерные действия налогоплательщика, выраженные в исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в заниженном размере. ООО "Стройиндустрия" имело возможность самостоятельно без решения налогового органа исчислить суммы налогов и произвести их уплату. Вины налогового органа в исчислении заявителем сумм налогов в меньшем размере не имеется. Период начисления пени зависит не от момента вынесения решения, а от момента уплаты налогоплательщиком сумм налогов».

Какие требования проверяющих можно не выполнять

Требуя документы в рамках выездной проверки, налоговики порой допускают нарушения по срокам, форме, порядку или количеству запрашиваемых документов. Какие же требования проверяющих компании не обязаны исполнять? Что и как инспекция не вправе запрашивать в рамках ВНП?

1. Проверяющие не могут запрашивать документы в устной форме. Речь идет о ситуации, когда ВНП проводится на территории инспекции и все документы (их копии) бухгалтер вынужден представлять в ИФНС. Инспектор не может просто позвонить и перечислить, какие документы ждет от бухгалтера. Если ВНП проводится не на территории налогоплательщика и у налоговиков нет возможности знакомиться с документами на месте, то требование о представлении должно оформляться письменно, по специальной форме (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Устные требования проверяющих организация может не исполнять. Штрафовать за непредставление документов по такому требованию налоговики не имеют права.

2. Инспекция в рамках проверки не должна запрашивать у бухгалтеров проверяемых компаний разного рода «обобщающие» отчеты, аналитические справки, фактически возлагая на них дополнительную работу по составлению таких документов. Налоговики могут требовать только документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ). А разные справки и отчеты, которые компания в принципе не обязана оформлять в силу законодательства, у нее отсутствуют. Соответственно, компания при отсутствии истребуемых документов не может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ, поскольку отсутствует такой необходимый элемент состава правонарушения, как вина. И судебная практика это подтверждает.

Например, в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2021 № 12АП-1243/2021 по делу № А57-11635/2020 суд привел следующие выводы: «Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в связи с непредставлением Обществом по требованиям Инспекции 15184 документов (заявок, заказов, коммерческих предложений, калькуляций и иных документов) в виде штрафа в размере 3 036 800 руб. (200 руб. за каждый непредставленный документ). Судом первой инстанции правомерно отмечено, что ответственность по ст. 126 НК РФ наступает за непредставление не любых истребованных налоговым органом документов, а только тех, которые предусмотрены налоговым законодательством в качестве необходимых для исчисления и уплаты налогов. Как верно указал суд, незаконность требования налогового органа в этой части заключается в том, что запрошенные документы не являются первичными документами бухгалтерского или налогового учета. Не являются эти документы и регистрами бухгалтерского или налогового учета».

Кстати, ФНС России в этом вопросе придерживается такого же вывода. В п. 4 письма ведомства от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ поясняется, что налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

3. Компания может не исполнять требование о представлении документов, которые ранее уже были направлены в инспекцию либо по прошлым камеральным проверкам, либо по текущей выездной проверке (по ранее выставленным требованиям). В отличие от предыдущих ситуаций, данные действия налоговиков к незаконным отнести нельзя, но выполнять это требование компании необязательно – при условии, что она уведомит инспекцию о том, что истребуемые документы были представлены ранее. Такое уведомление должно быть заполнено по определенной форме, с указанием реквизитов документа, которым они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (п. 5 ст. 93 НК РФ).

4. Инспекция не должна требовать документы в периоды приостановления ВНП и не вправе штрафовать организацию за непредставление запрашиваемых документов. Но если налоговики направили требование, а на следующий день приостановили проверку, то в этом случае компания обязана это требование исполнить, так же, как и в ситуации, когда требование направлено в последний день проверки (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2021 № Ф08-486/2021 по делу № А32-8552/2020, определение Верховного Суда РФ от 13.05.2015 № 305-КГ15-5504 по делу № А41-23229/2014).

Что делать компании при истребовании множества документов

На то, чтобы собрать и представить все документы, которые указаны в требовании, компаниям дается 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), за редким исключением. Если требование направляется по ТКС, по которым бухгалтер должен направить квитанцию о получении, то фактически на сборы у него не 10, а 16 рабочих дней (с учетом 6-дневного срока, который дается на отправку квитанции, где и будет указана дата получения требования). Но и такого срока может быть недостаточно, если в требовании содержится большой объем документов. 

Если бухгалтер понимает, что подготовить в срок все запрашиваемые документы не получится, например, при запросе нескольких тысяч документов, компания может инициировать продление срока (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ). Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, организация должна направить в инспекцию уведомление, составленное по форме, утв. приказом ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@. В нем нужно указать срок, в течение которого компания сможет собрать и представить все документы, а также причину, из-за которой исполнить требование в первоначальный срок не представляется возможным. Компания может указать в уведомлении несколько причин, например, большой объем истребуемых документов и нахождение главного бухгалтера в отпуске (приложив приказ об отпуске).

Отметим, что ИФНС не обязана продлевать срок. Поэтому инспекция может и отказать в продлении, если сочтет неубедительными причины непредставления документов в срок. В любом случае рекомендуется начинать подготавливать запрошенные документы сразу же после получения требования. В случае отказа в продлении, чем больше истребованных документов компания представит вовремя, тем ниже будет штраф, который взыскивается при просрочке за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Комментарии