Верховный суд РФ в определении от 14.06.2022 № 307-ЭС22-8607 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция назначить проведение выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации.
Предмет спора: руководство организации приняло решение о ее добровольной ликвидации. Спустя месяц после принятого решения, налоговая инспекция организовала в отношении организации выездную налоговую проверку. Посчитав действия налоговиков нарушающими свои права, организация обратилась в суд. В иске она потребовала признать незаконным и отменить решение ИФНС о проведении выездной налоговой проверки.
За что спорили: возможность проведения проверки в период ликвидации компании.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, организация указывала, что проведение выездной проверки в рамках ликвидации компании мешает этой ликвидации и ограничивает плательщика в его правах. Налоговики ранее уже проводили выездную проверку организации и никаких причин для организации новой проверки не было.
Более того, выездная налоговая проверка была назначена в текущем налоговом периоде, до его окончания, что противоречит нормам НК РФ и нарушает права налогоплательщика. В связи с этим, по мнению организации, у налоговой инспекции не было правовых оснований для назначения проверки, а единственной целью данной проверки являлось создание непреодолимых препятствий для завершения добровольной ликвидации компании.
Суды нижестоящих инстанций отказали организации в удовлетворении ее иска. В результате спор дошел до Верховного суда РФ. Рассмотрев материалы дела, ВС РФ признал доводы организации-налогоплательщика несостоятельными и встал на сторону налоговой инспекции. Судьи пояснили, что порядок проведения выездных налоговых проверок установлен положениями ст. 89 НК РФ.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Такое решение должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименование налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка (абз. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ).
В спорном случае выездная налоговая проверка организации была назначена по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов, сборов и страховых взносов. Решение о назначении проверки было принято в рамках ликвидации организации. Вместе с тем, ликвидация компании не является препятствием для проведения выездной проверки. Более того, такая возможность прямо предусмотрена п. 11 ст. 89 НК РФ.
Согласно данной норме, выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Следовательно, принимая решение о ликвидации и назначении ликвидатора, организация была осведомлена и не могла не знать, что в отношении нее может быть проведена выездная проверка.
Что касается проведения проверки до окончания налогового периода, то обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей не всегда связаны с окончанием данного периода. Положения ст. 89 НК РФ не содержат запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
В связи с этим, заключил суд, ИФНС обоснованно назначила выездную проверку в отношении ликвидируемой организации, и оснований для отмены данной проверки не имеется.
ну тут организация, прям как Дон Кихот против мельниц, решила пойти против уже настолько устоявшейся практики назначения выездных проверок при ликвидации.
Незеленый бухгалтер, откровенно бесперспективный спор был. и дело тут не только в сформировавшейся практике. дело в самом законодательстве, которое прямо предусматривает возможность проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. более того, ликвидация - это еще и самостоятельный повод для проведения таких проверок. но это не отменяет тот факт, что подобные проверки действительно осложняют и тормозят ликвидацию.
Некоторые сами просят подобную проверку провести, меньше сюрпризов при ликвидации.
При ликвидации к нам обязательно придут с проверкой значит?