Из-за экономических санкций в целях снижения административной нагрузки на бизнес власти внесли значительные изменения в правила проведения проверок организаций и ИП. Рассказываем, повлияли ли эти изменения на проверки налоговой отчетности и как теперь проводятся камеральные налоговые проверки.
Как проводится камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.
В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем камеральные проверки проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.
Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, в том числе и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).
В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.
Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). К примеру, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.
Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Сроки проведения камеральных налоговых проверок
Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.
По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.
Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
При этом НК РФ не обязывает налоговые органы предварительно сообщать плательщикам о нарушениях, которые повлекли продление срока проверки (письмо Минфина от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615). Выявленные в ходе камеральной проверки декларации по НДС нарушения указываются в акте налоговой проверки.
Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки направляется налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика или заказным письмом в срок, не превышающий трех дней с даты принятия такого решения.
Представление пояснений при проведении камеральной проверки
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации и ИП пояснения. Пояснения истребуются в следующих случаях:
- в налоговой декларации/расчете выявлены ошибки или противоречия;
- в налоговой декларации/расчете содержатся сведения, противоречащие сведениям, имеющимся в наличии у ИФНС;
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет;
- в налоговой декларации заявляется получение убытка;
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет;
- в декларации/расчете заявляется об операциях или имуществе, по которым применены налоговые льготы.
Получив требование о представлении пояснений, налогоплательщики обязаны предоставить такие пояснения не позднее 5 дней (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Компании, которые обязаны сдавать налоговые декларации по НДС исключительно в электронном виде, должны представлять пояснения также в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Пояснения по консолидированной группе налогоплательщиков в ИФНС должен представлять ответственный участник этой группы.
Что касается налоговых льгот, то запрашивать пояснения ИФНС может только в отношении операций, к которым они применяются. Налоговики не вправе требовать предоставления пояснений по операциям, освобождаемым от налогообложения в соответствии с нормами НК РФ (письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-07-11/53982). Это объясняется тем, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Если какая-то операция освобождена от налогообложения на основании специальной нормы НК РФ и данная норма применяется в отношении всех налогоплательщиков, то подобное освобождение нельзя рассматривать в качестве льготы. Поэтому ИФНС не может затребовать пояснения в отношении подобных операций.
Непредставление в рамках камеральной проверки пояснений, равно как и нарушение срока их представления, повлечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Повторное совершение в течение календарного года указанных нарушений грозит штрафом в размере 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
Представление дополнительных документов
Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:
- в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
- при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в ИФНС в течение 10 дней, 20 дней - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков и 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Отказ от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ - штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.