Содержание
Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не образует объекта налогообложения по НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Суть проблемы
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ в состав объекта налогообложения НДС подлежат включению операции по реализации и по безвозмездной передаче соответствующих товаров (работ, услуг). Понятие реализации приводится в статье 39 НК РФ. Исходя из смысла этой статьи можно сделать вывод о том, что под реализацией понимается гражданско-правовая сделка, имеющая следующие обязательные элементы: стороны сделки, предмет сделки, воля сторон в совершении в отношении предмета сделки соответствующих действий. Следовательно, отсутствие хотя бы одного элемента не позволяет констатировать факт состоявшейся реализации в смысле статьи 39 НК РФ. Данный вывод в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ может быть распространен и на сделки по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг). При передаче имущества в рекламных целях отсутствует такой элемент как воля на совершение собственно гражданско-правовой сделки - передавая имущество, налогоплательщик стремится донести соответствующую рекламную информацию с помощью материального носителя. Другим немаловажным аргументом в защиту интересов налогоплательщика является структура статьи 146 НК РФ - в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ в качестве самостоятельных элементов объекта налогообложения предусмотрены отдельные виды расходов, однако расходы на рекламу среди них не упомянуты. Тем самым законодатель указал, что из расходов только прямо упомянутые в статье 146 НК РФ могут выступать в качестве объекта налогообложения. Доводы налоговых органов по данному вопросу сводятся к тому, что при переходе права собственности на передаваемое имущество необходимо уплачивать НДС (письмо МНС России от 03.03.2003 № 03-1-08/714/12-И052). Вместе с тем, исходя из точки зрения о переходе права собственности, необходимо начислять НДС и с сумм представительских расходов, осуществленных организацией, поскольку в этом случае приобретенные блага потребляются третьими лицами. Однако подобный подход не находит отклика среди судебных инстанций.
Судебные решения
Налоговый орган вынес решение о привлечении ООО "К" к ответственности за неполную уплату НДС вследствие исключения из налоговой базы затрат на приобретение подарков, переданных покупателям при осуществлении рекламной компании, и квалификации указанных затрат в качестве рекламных расходов. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к налоговому органу о признании недействительным решения налогового органа.
Решением арбитражного суда от 10.10.2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2002 года, исковые требования удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части отнесения затрат на приобретение подарков к рекламным расходам.
В части отказа от признания неправомерным решения налогового органа об одновременной квалификации затрат на приобретение подарков как расходов на рекламу и как объекта налогообложения по НДС и начисления недоимки по указанному налогу суд сослался на подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, указав, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров, следовательно, является объектом налогообложения по НДС.
ООО "К" обратилось в суд с кассационной жалобой. По мнению заявителя, передача подарков в рамках рекламной компании исключает возникновение объекта налогообложения НДС, так как статья 146 НК РФ распространяется только на безвозмездную передачу товаров и не применяется в случае совершения этих действий в рамках рекламной компании.
Суд кассационной инстанции отменил судебные акты в части признания неправомерным невключения в налоговую базу по данному налогу операций по передаче подарков.
В кассационной жалобе ООО "К" ссылается на то, что стоимость подарков входила в общую стоимость (цену) договора купли-продажи товаров. Такие затраты включались им в себестоимость, этот факт ответчиком не оспаривается.
Судом указанные доводы истца не проверялись, им не была дана оценка исходя из условий заказов, рекламных материалов, договоров.
Суд исходил из требований пункта 2 статьи 154 НК РФ, согласно которым при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ. Согласно этой статье для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Ни в ходе налоговой проверки, ни в судебных заседаниях ответчик не установил рыночных цен на это имущество. Указанный довод общества судом проверен не был.
Судом также не были приняты во внимание положения пункта 5 письма УМНС России по г. Москве от 31.07.2001 № 02-14/35611, в силу которого, если стоимость рекламных материалов отнесена на издержки как расходы по рекламе, обороты по передаче таких материалов покупателям во время проведения массовых рекламных кампаний не являются объектом обложения НДС.
(Постановление ФАС МО от 13.01.2003 № КА-А40/8381-02)