Бухгалтер в ответе. Евгения Золотенкова о том, как теплый климат способствует развитию профессиональных навыков
БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – главный бухгалтер Евгения Золотенкова из Сочи.

Родилась и училась Евгения в Тольятти, но местом ее настоящего творческого вдохновения стал большой южный город. Сегодня она работает в компании «Альфа-Бухгалтер» и каждый день решает новые задачи, которые подкидывают неугомонные клиенты.

Евгения, в какой момент жизни вы поняли, что хотите стать бухгалтером?

Мне кажется, я всегда это знала. Я потомственный бухгалтер. Чуть ли не с самого детства помогала маме-главбуху. Потом и высшее образование было соответствующее – бухучет, анализ и аудит – у нас в Тольятти. И сама я главбухом стала в 20 лет. Когда была на третьем курсе, появилась маленькая фирма, которая взяла на работу студента, доверилась, и большое спасибо им за это.

После окончания института, в 2010 году, я из Тольятти переехала в Санкт-Петербург, где познакомилась с такой вещью, как аутсорсинг. Аутсорсинг мне понравился, а вот Санкт-Петербург – нет. Не мой город. Я вообще заметила, что к Питеру мало у кого из гостей нейтральное отношение. Люди либо влюбляются в него всей душой, либо не принимают его. Я скорее ко вторым отношусь. Выросла на Волге, мне нужна природа и просторы, а большой город есть большой город. 

В итоге вернулась в Тольятти, немножко поработала там, и все-таки поняла – нет, здесь все завязано на «АвтоВАЗ», молодому специалисту не очень получится себя реализовать. И выбрала Сочи – перспективный, развивающийся. Это был уже 2017 год.

Ехали туда, зная, где будете работать? Или все же наугад?

Удаленно искать работу всегда сложно. Ты рассылаешь резюме, тебе говорят: «Вы нам нравитесь, приходите на собеседование». А как прийти, если ты в другом городе за 1000 км? Поэтому  приехала и уже на месте начала искать. Впрочем, искала не так долго – месяц. Я в Сочи уже больше шести лет, я так люблю этот город. Но если что-то случится, я всегда могу вернуться домой. Это тоже придает спокойствие и уверенность. 

С чего все началось в Сочи? Где работали?

Первым моим работодателем в Сочи стал частник. Здесь очень развит микробизнес: туризм, общепит, торговля. Вот к такому индивидуальному предпринимателю с несколькими точками я и попала. Проработала, правда, всего полгода. Очень большая специфика, не нашли общий язык. Но опыт однозначно пригодился. За это время я познакомилась с городом, с местными инстанциями, которые нужны бухгалтеру. А потом попалась вакансия в группе компаний «Альфа-Софт», подразделение «Альфа-Бухгалтер». И это был аутосорсинг – то, что мне нравилось еще с Питера. И не просто аутсорсинг, а франшиза «1С:БухОбслуживание». А для бухгалтера 1С - это не пустой звук. Знак, гарантия. В общем, с мая 2018 года и до сих пор работаю здесь.

Скорее всего, как это и бывает, росли вместе с компанией?

Так и есть. Пришла я вторым бухгалтером, было у нас тогда 70 клиентов, по 35 на рабочую группу. А сейчас клиентов более 350, рабочих групп много. Для аутсорсинга Сочи – хороший регион. Бизнес в основном мелкий, держать бухгалтера в штате невыгодно, все стараются передать эту работу «на сторону». Вообще начало работы в «Альфа-Бухгалтере» выдалось ударным. Я устроилась, проработала месяц. У меня была коллега-наставник, тоже главбух. И тут она уходит в отпуск, и все ее клиенты переходят ко мне. Небольшой шок был, конечно. 70 клиентов в сумме. Правда, руководитель направления в трудной ситуации никогда не бросала. Я ответственности никогда не боялась, поэтому взялась.

Чувствуете конкуренцию с автоматизированной бухгалтерией при банковском обслуживании? Как справляетесь?

photo_2023-12-19_11-19-07.jpgДа, автоматизация – наш основной конкурент. Но, к нашему счастью, эти бухгалтерии пока не очень умеют работать с оптимизацией налогообложения. Самое простое – это неуменьшение УСН на страховые взносы. Не напоминают об этом клиенту, не объясняют, как можно сэкономить. Плюс сейчас еще многие стали работать с маркетплейсами, там тоже есть специфика в выделении дохода. Ее учитывают не все банки, многие считают доходом все, что упало на счет. А это далеко не так, надо смотреть отчеты маркетплейсов, анализировать. Еще мы занимаемся регистрационными действиями. Банки тоже это делают, но курьез в том, что после нам нередко приходится вносить изменения, исправлять ошибки.

Плюс человеческий фактор. С нами общаться проще: есть команда, есть собственный бухгалтер, которого ты знаешь и которому можешь позвонить. А у клиентов бывает много вопросов не только по отчетности. Аутсорсинг вообще способствует наработке опыта в разных направлениях.

А клиентов часто видите? 

Клиенты все разные. С некоторыми общаемся раз в квартал, с некоторыми – раз в месяц. А с кем-то и ежедневно. Последние бывают сложные, конечно. Плюс у меня девиз такой: пусть лучше он лишний раз спросит, чем лишний раз ошибется, а я потом буду хвататься за волосы и думать, что же он наделал. Например, много вопросов по внешнеэкономической деятельности. То хочет клиент закупить товары в Белоруссии, то в Абхазию поставку организовать (а она хоть и рядом, но в ЕАЭС не входит, условия не упрощенные), то задумал купить лес (тут нужно зарегистрироваться в соответствующей ЕГАИС, ежемесячно сдавать отчеты). 

Это уже не чистая бухгалтерия, больше на консалтинг похоже. Это конкретно вы так работаете, или у вас в компании все специалисты не только бухгалтерию ведут, но и консультируют?

У нас в команде все специалисты – сильные бухгалтеры с опытом и практикой во всех сферах. И каждая знает какое-то специфическое направление более глубоко, чем простой бухгалтер. Я хорошо знаю ВЭД, НДС, сложные изменения в учредительных документах. Могу консультировать, даже если есть вопрос, который мне не знаком, всегда изучаю и нахожу ответ. А иногда, когда очень непростые ситуации бывают по учету, у нас собирается консилиум, как у врачей. Для клиента всегда важно, когда он может свою боль рассказать и получить компетентный совет.

Разницу между питерскими и сочинскими клиентами ощущаете?

Сложно ответить. Там была работа до 2014 года, тут уже после 2017. Разрыв серьезный. Там было на всю фирму 12 клиентов, тут более 350. Тогда не было еще такой автоматизации, электронный документооборот только появлялся. Бухучет был проще. Впрочем, и я еще была зеленее, многих вещей не понимала. Кстати, и там, и здесь были запросы по оформлению иностранной рабочей силы. Это не стандартный пакет, это дополнительно идет. Банки кадровым учетом вообще не занимаются.

В последние пару лет появилась какая-то новая специфика?

После пандемии все ушли в доставку, в маркетплейсы. Вот буквально из последнего – у клиента обычный продуктовый магазин в горном ауле, но хочет у себя точку доставки маркетплейса открыть. Тренд, что называется.

Чем вас аутсорсинг в целом привлекает?

Разнообразием задач. Сидеть на одном месте и заниматься все время одним и тем же все-таки скучно. У меня отец работает на «АвтоВАЗе», где целый этаж бухгалтеров. И я понимала, что всю жизнь заниматься одной операцией мне не хочется. Сейчас я вообще ухожу в новую для себя деятельность, становлюсь спикером. Провела уже один вебинар для клиентов, и вот буквально только что состоялось первое очное выступление. До того оратором не была никогда. Страшновато. И если бы не аутсорсинг, никогда бы в это направление не попала. Я часто слушала вебинары, но никогда не думала, что сама буду их проводить. 

Как вам работается в сети «1С:БухОбслуживание»?

Я вообще продукты 1С обожаю. Первая встреча была в институте, и с тех пор мы неразлучны. А здесь у нас не просто одна программа 1С, мы работаем по франшизе «1С:БухОбслуживание» – это большой плюс. Плюс у нас еще сервис «1С-Отчетность», не нужно никаких дополнительных программ для сдачи отчетности. Все в одном месте, порядочек.

Работая по франшизе «1С:БухОбслуживание», мы получаем решение сразу многих задач. Есть лицензионный софт для ведения баз клиентов, а также «1С:УНФ» – здесь мы можем контролировать свои бизнес-процессы, выставлять счета клиентам, мониторить прибыль по каждой группе клиентов, проводить ежеквартальный централизованный аудит.

В «1С:БухОбслуживании» мы получили готовый, юридически выверенный пакет договоров и допсоглашений, единую технологию продаж, единую систему обучения бухгалтеров и контроля их знаний, техническую и информационную поддержку. Уже решены вопросы маркетинга – есть готовый брендбук, плюс фирма «1С» постоянно работает над поддержкой партнеров в сфере продвижения (статьи, вебинары, мероприятия и т.д.).

А есть то, что хотелось бы улучшить?

Думаю, загрузку данных от маркетплейсов. Еще не идеальная система, но наверняка будет доведена до ума. А пока не для всех маркетплейсов есть автоматизация, и многое приходится корректировать ручками.

Давайте не только про бухгалтерию. Что вас вдохновляет в жизни, помимо работы?

Любовь к городу Сочи, горные походы. Это же так прекрасно – поработал, потом пошел на выходные в горы. Я не покоритель гор, конечно, не скалолаз. Но погулять на природе люблю. В Сочи радость каждый день. Просто выходя с работы, видишь красоту вокруг.

Комментарии
  1. Добродушный кассир

    Мне понравилось. Спасибо за открытость)

  2. Гость

    Солнце, море, красота! Удачной работы! А от хотелось бы 1С корректных и понятных обновлений!

  3. ***

    Было интересно!

  4. Менеджер в гости зашел

    Замечательный рассказ, погрузил.., спасибо. Сама знакома с аутсорсингом не по наслышке. Действительно, всё там динамично, скучать не приходиться)). Евгения, желаю вам новых высот, внимательных клиентов и чутких коллег.