БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – Ирина Гончарова, индивидуальный предприниматель с небольшим аутсорсинговым бизнесом из подмосковных Мытищ.
Ирина называет себя интровертом, который пытается вести экстравертный образ жизни. На этом пути частнопрактикующего бухгалтера порой поджидают неприятности, но она терпеливо преодолевает их и верит, что будущее будет еще лучше, чем настоящее.
– Ирина, что вас побудило стать героиней нашей рубрики?
Хочу рассказать о себе людям. Я ведь аутсорсер, поэтому сама себя периодически заставляю заниматься саморекламой. Что для меня, признаться, сложно. У других как-то легче получается рассказывать о себе, показывать свою работу. Я ходила на разные тренинги, училась, смотрела, как другие рекламируются. Раз-раз, сняла рилс (короткое видео - прим. редакции), выложила в ВКонтакте, куда-то еще. И так каждый день. Кажется, что все легко, играючи. А я так не могу, хотя и убеждаю себя заниматься саморекламой.
Кстати, новое поколение преимущественно не такое. У дочки недавно выпускной был в колледже, она училась на разработчика веб-приложений. Но параллельно с разработчиками дипломы вручали бухгалтерам и экономистам. Я удивилась, какая там молодежь. И удивительно, но очень много мальчиков. При вручении дипломов, отметили парня, который, еще учась, начал там же преподавать. А когда я училась, мальчики в бухгалтерию шли редко. А сейчас и на предприятиях в бухгалтерии мужчин много, и в аутсорсе. Для меня это странно.
– Как вы пришли в профессию?
Училась в Московской академии Натальи Нестеровой на экономиста, закончила в 2004 году. Про бухгалтерскую карьеру и мысли не было тогда, хотя во время обучения уже подрабатывала помощником бухгалтера. После диплома работала бухгалтером в нескольких компаниях, одна из них занималась 1С. Наверное, тогда интерес к 1С и проснулся, причем не только к учету и бухгалтерии, но и к программному обеспечению.
– Хотелось покопаться в программе?
В 2005–2006 годах «семерка» была не настолько привязана к обновлениям законодательства, как сейчас. Многие операции надо было делать вручную, со специалистом по 1С. Часто дописывали, вносили изменения в конфигурации. Потом вышла 1С:Бухгалтерия 8.2, более крутая, ее тоже дописывали, но уже не настолько. А новая 8.3 вообще не любит ручного вмешательства, там нужно четко действовать по инструкции. Мне всегда было интересно, что на что влияет в программе. Когда несколько лет спустя судьба привела меня в налоговую службу, пять лет я там отработала в отделе камеральных проверок, даже там пыталась в формы влезать, хотя это все, конечно, запрещалось.
– С налоговой не сложилось?
Да, на каком-то этапе поняла, что пора уходить и ушла. Поработала в «Алгоритме» – это франчайзи 1С. Выжидала полагающееся время, после увольнения из ФНС два года нельзя регистрировать свой бизнес. А потом стала ИП. В промежутке успела поучиться на программиста 1С, в 2017 году получила сертификат учебного центра при МГТУ им. Баумана. Я понимала, что настоящим программистом не стану, я не технарь ни по образованию, ни по складу характера. Поэтому разработчиком базы 1С мне не стать, а вот аналитику, методологию для внедрения 1С могу освоить. В этом направлении я и двигаюсь. Составить правильную аналитику по клиенту применительно к его бизнесу. Объяснить, как пользоваться. Ведь 8.3 очень гибко настраивается под любой функционал, под использование не в одиночку, а целой группой людей.
Ирина Гончарова: «Хочу свой бизнес в дальнейшем вырастить в компанию полного цикла. Брать клиента с нуля, смотреть, что ему нужно: касса, сайт, интернет-магазин, количество баз на рабочие места. И полностью этот бизнес вести, направлять и сдавать отчетность».
– А с кем вы работаете, с каким кругом клиентов?
Кофейни, рыночные торговцы, сервис такси, который нанимает самозанятых и ИП, медклиники (этим только ведение бухгалтерии, другой отчетностью сами занимаются). Производство есть. Селлеры с маркетплейсов, они сейчас вообще везде. По выручке у самого крупного – стараемся не перепрыгнуть 200 млн, не слететь с упрощенки. Да, и с ужасом, смешанным с радостью, ждем налоговых реформ, когда по упрощенке поднимут лимиты, но нужно будет платить НДС.
– У вас офис или дистанционно работаете?
Года три назад у меня был офис, но в ковид я его закрыла, и с тех пор только удаленка. Штат сотрудников плавающий: два человека, которые занимаются зарплатой и первичкой, у меня постоянно, остальных ищу на проекты при необходимости, когда понимаю, что мы в сроки отчетности не уложимся. Это требуется раз в квартал на пару недель. Финансово я сейчас устойчива, можно думать о расширении. Но сейчас самое важное для меня – правильно наладить процессы внутри компании, разобраться в себе. А потом уже идти в массы.
– Какие главные препятствия для себя видите?
Главная задача для меня – прийти с клиентом к взаимопониманию с первых же минут общения. Беда в том, что новые клиенты порой не понимают даже элементарного, не представляют, откуда какие цифры берутся. Не говорю про всех. Есть, конечно, и те, кто штурмовал Налоговый кодекс, основы бухучета. Вот они сразу соображают. А есть такие, кто совсем не знаком с системой налогообложения в стране, кто не может даже прикинуть – вот я 10 миллионов получил, сколько я должен налога заплатить? Начинаешь ему объяснять, а для него как темный лес, как птица где-то щебечет.
– Удивительно. И какого масштаба подобные заказчики?
Обычно малый бизнес, начинающие предприниматели. Хотя есть и не начинающие, у некоторых и не первая компания. Вот недавняя история. Сотрудничаем с клиентом уже два года, правда, по его ООО сдавала только нулевую отчетность. И тут он сообщает, что начинает деятельность, приходят какие-то деньги, именно миллионами исчисляются. А он вообще не понимает, сколько, кому и как платить, какие налоги. Меня такое удивляет.
– А разве вам не выгодно, когда клиенты ничего не понимают и не могут проверить вас?
Мне такие неграмотные не очень нравятся. Мне же ему надо написать план работы, чтобы он понимал, что если он мне счет оплачивает, то этот счет за реальную работу, а не нафантазирован мной. Многие почему-то считают, что работы здесь практически нет. Мол, какой там бухучет, надо то всего одно уведомление заполнить. Работы на две минуты! И как доказать человеку, который вообще не в теме, что заполнению уведомления предшествует немало работы, проверка многих факторов, зависящих от их вида деятельности и т.п.?
Ирина Гончарова: «Вот недавно пришел клиент, говорит, что прошлый бухгалтер что-то неправильно провел, надо бы проверить. Он ИП, на него оформлены 15 точек Wildberriers, часть в Москве, часть – в Подмосковье, в Калужской области. Он переехал, а когда ИП переезжает, ему нужно менять налоговую по территориальной принадлежности. Притащил мне кучу бумажных распечаток на проверку, но аванс платить не захотел. Почему, говорит, я должен вам платить заранее? Это вы должны разобраться, доказать мне, что неправильно посчитано. А почему я должна вникать в чей-то бизнес бесплатно? Это же мое время. Кстати, я посмотрела, у него в личном кабинете в налоговой висел долг в 4 млн. В общем, не договорились».
– Часто клиенты отказываются оплачивать работу?
С существующими клиентами такое бывает редко, а вот с новыми - очень часто. Многие приходят с проблемой – у меня закрыли счет, что можно сделать? Начинаем общаться. Чтобы разобраться, нужно выяснить, что у него произошло в бизнесе, по какой причине он не сдал декларацию. Сам делал или у него, может, был бухгалтер, который не отдал базу 1С. Много времени требуется, чтобы собрать всю эту информацию, а время – это деньги. Люди, которые не понимают, что ты не просто так с ними разговариваешь, не предприниматели, на мой взгляд. Юрист же тебя не принимает бесплатно, и платный врач просто так не консультирует.
– А бывает, что работа сделана до конца, а деньги так и не заплатили?
Бывает. Но я стараюсь выставлять счета пораньше, в первых числах, и у меня там четко написано, что если до 10-го не будет оплаты (а большинство телодвижений по налогам и расчетам происходит в 20-х числах), я могу просто приостановить обслуживание вне зависимости от того, какие убытки понесет клиент.
Я же еще немножко работаю как программист 1С. В прошлом году давняя клиентка обратилась, говорит, что надо сегодня сдать НДС, а там новая форма, нужно обновиться. Называю ей сумму, подключаюсь удаленно, обновляю локальную базу. Как оплачивать будете, спрашиваю. Выставляй, говорит, счет на компанию. Я выставляю – оплаты нет. Через неделю звоню, слышу: «Ой, ну вот у нас тут счет закрыт, такая беда». Я захожу на сайт налоговой, поднимаю данные, а у них, оказывается, счета закрыты уже два года. Компания в банкротстве. Но считаются действующими, отчетность должны сдавать, почему обновление 1С и понадобилось. Ситуация неприятная, сильно возмутило. Людям же доверяешь обычно.
Ирина Гончарова: «Кстати, всем рекомендую: на сайте ФНС любой человек может проверить по ИНН информацию о контрагенте, узнать, закрыты или нет счета контрагента. Не попадайтесь на удочку недобросовестных».
– Давайте поговорим о ваших взаимоотношениях с продукцией 1С. Расскажите, какими программами пользуетесь?
- Есть локальные базы - 1С:Бухгалтерия и 1С:УНФ. Но я активно использую 1С:Фреш. Многие в небольшом бизнесе оценили удобство и функционал 1С:Фреш. Мы активно подключаем клиентов к базам 1С. Хотелось бы, чтобы в базовом тарифе можно было подключать больше баз дополнительно, как в ПРОФ.
Еще мне не очень нравится, что всего два тарифа 1С:ИТС. Многие клиенты взяли бы, например, 1С:ИТС Базовый и что-то дополнительно из сервисов. Пожелание от клиентов - сделать больше градаций. Например, сочетание «1С:ИТС Базовый + 1С:Контрагент и 1С:ЭДО», думаю, будет пользоваться спросом. То есть к базовому ИТС добавлять функции, и это было бы для клиента дешевле и удобнее, чем просто 1С:ИТС ПРОФ,
Думаю о франшизе 1С:БухОбслуживание, также хочу стать франчайзи 1С. Пока мы на стадии общения, я взвешиваю все условия.
ОООО!!! Знакомая история. Вы мне сначала сделайте, а я потом еще подумаю платить вам или нет.
Очень хороший и честный разговор. Спасибо.
Ирина, Вы молодец! Успехов в Вашем деле!
К базовому итс можно кучу всего докупить, нужного именно вам, будет дешевле, чем итс проф. Всё давно реализовано
Спасибо большое за интересный рассказ. Я так же занимаюсь оказанием услуг на аутсорсе. У меня так же есть клиенты которые недобросовестны и из них нужно выбивать свои.
Нет никаких ограничений для открытия своего бизнеса после уводьнения с налоговой службы!
Взъерошенный админ, При увольнении из налоговой мы подписываем документ что не можем занимать управляющие должности, и быть руководителем бизнеса первые 2 года. Потом уже можно. Я после увольнения училась, потом работала в 1С франчайзи, изучала 1С как программист. После этого уже зарегистрировалась как ИП. В любом случае, знания и умения полученные в налоговой помогают, даже психологически понимаешь как думает проверяющий инспектор, и понимаешь как ему помочь, часто приъодят клиенты с заблокированными счетами или те к кому "привязалась" налоговая :)