Продолжаем нашу рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой знакомимся с нашими читателями – бухгалтерами. В этот раз мы поговорили с Ириной Стороженко из Краснодара.
Ирина работает в бухгалтерии уже 20 лет. В юности считала, что бухгалтерия - нечто скучное, рутинное и совершенно нетворческое. Работать в этой сфере Ирина не планировала, а бухгалтерское образование в Международном институте экономики и права получала только по настоянию родителей. Но вот что из этого получилось: в процессе учебы в вузе Ирина поняла, насколько работа бухгалтера в сфере ее интересов. Сейчас Ирина Стороженко – главный бухгалтер в крупной строительной компании Краснодара, и настолько увлечена своей работой, что о рутине и говорить не приходится.
– Ирина, какие рабочие процессы вам интересны как главбуху?
Как и любому, наверное, главному бухгалтеру, мне ближе направление по закрытию отчетного периода и формирование финансового результата. Для меня важен итог нашей работы, когда все цифры становятся частью целого и видна качественная работа не только бухгалтерии, но и всей компании.
– К каким профессиональным вершинам вы сейчас стремитесь? Или должность главбуха в крупной компании - это более, чем достаточно?
Конечно, у главного бухгалтера маловероятен карьерный рост, но в плане развития нет предела совершенству. Мне приходиться непрерывно повышать свои навыки и профессионализм. Должность главного бухгалтера всегда обязывает быть в курсе всех изменений.
– Где и как часто вы повышаете свою квалификацию, какие источники для вас наиболее эффективны?
Повышение уровня знаний, на мой взгляд, должно быть непрерывным. Я беру знания из всех доступных источников. Пока стою в пробке, узнаю новое из телеграмм-каналов, во время поездок регулярно прослушиваю бухгалтерские видео-семинары. В процессе работы самостоятельно изучаю нормативку, пользуюсь различными электронными ресурсами, сейчас их огромный выбор.
Но самый, на мой взгляд, эффективный способ повышения квалификации и уровня знаний – это обмен опытом с коллегами из одной сферы.
– Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее, либо среднее профессиональное образование. Насколько, по вашему мнению, важно для главбуха наличие или отсутствие диплома о высшем образовании? Аттестата профессионального главбуха?
Высшее образование по специализации не нужно недооценивать, оно дает базовые знания, возможности для удачного трудоустройства и хорошего старта в карьере. Но, по моему мнению, чтобы достичь высот карьерной лестницы, гораздо важнее практические навыки.
– Деятельность в строительном бизнесе или производстве, как правило, требует большей квалификации главбуха, чем торговля или услуги. Вы сразу начали карьеру в строительном бизнесе, или работали и в других сферах деятельности?
Я не сразу оказалась в строительном бизнесе. Сначала был опыт бухгалтером в компаниях сферы услуг, после этого – в оптовой и розничной торговле. Конечно, бухгалтерский учет в таких компаниях гораздо проще. На мой взгляд, сфера торговли влияет на отношение сотрудников к своей работе и на самих руководителей, их отношение к ведению бизнеса. Ведь продать, а чаще всего просто перепродать гораздо легче и быстрее, чем что-то создать или построить.
Бизнес в строительстве и производстве требует большей честности. Именно это и заставляет руководителей так выстраивать бизнес-процессы, чтобы потом не было стыдно перед потребителем. Сотрудники этих компаний также работают с полной отдачей, на перспективу. Лично для меня эти особенности и стали основной причиной смены сферы деятельности. Самое большое преимущество для меня в строительных и производственных компаниях – это участие в создании чего-то важного, нужного. Всегда видишь, что получилось, что реально делает твоя компания, в чем были недоработки. Когда приходит это понимание, по-другому смотришь на вещи и выстраиваешь рабочие процессы так, чтобы компания обязательно достигала своих целей.
– Как у вас с коллективом бухгалтерии? Удается организовывать его для командной работы?
Я согласна с утверждением «Кадры решают все», и коллектив бухгалтерии - не исключение. На мой взгляд, самая важная черта сотрудника бухгалтерии – умение работать в команде. Такие сотрудники, как правило, эффективнее, чем одиночки. Поэтому и команду мы стараемся формировать именно исходя из этого.
– В какой программе ведете бухгалтерский учет?
Мы работаем с ОСНО, УСН и патентами. Кстати, именно ОСНО не дает бухгалтерам застрять в рутине и заставляет постоянно быть в тонусе. Учет ведем в «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3, «1С:ЗУП 8» ред. 3, «1С:Строительство 8» ред. 3, «1С:Документооборот 8».
Самое мое любимое в программах 1С – это то, что их можно полностью настроить под свои потребности. Но любую программу, даже при слаженной работе, всегда нужно проверять. Поэтому расчеты, операции, отчеты в 1С мы всегда сверяем, контролируем.
– За время работы в бухгалтерии наверняка у вас уже сформировались свои наработки, не могли бы рассказать об этом подробнее?
Навыки и лайфхаки, конечно же, есть у каждого, особенно когда бухгалтер настроен максимально автоматизировать процессы и облегчить жизнь своим сотрудникам. В моей компании на каждом бухгалтерском участке есть процессы, которые отлажены и теперь помогают мне оперативно решать задачи.
Ничего нового я сейчас не открою, но мне известно, например, что не все бухгалтеры используют в полной мере продукты по ведению бухучета в силу нехватки времени, и очень зря. Программа создана для того, чтобы облегчить труд бухгалтера, просто нужно заполнять ее всеми данными, которые у нас есть.
Приведу пример удачной командной работы, которая теперь позволила экономить время всем сотрудникам нашей компании. В прошлом году мы потратили немало времени, чтобы внести все данные из договоров в программу. Причем нужна была подробная информация: не только номер и дата договора, но и порядок расчетов, процент авансирования, график выполнения условий по договору и прочая информация. Работа была долгой, но зато сейчас сформировать любой анализ для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности занимает у сотрудников не более 10 минут, и не нужно искать эти документы на бумаге, вся информация в программе. Также эти данные помогают мне при составлении аналитических отчетов и планировании.
И сколько уже удалось всем сотрудникам сэкономить времени на составлении еженедельных и ежедневных отчетов для совещаний, встреч с бизнес-партнерами! Результат от рутинной работы по вводу данных превзошел все ожидания.
– Предложения по оптимизации процессов в бухучете исходят только от вас как от руководителя, или есть и другие бухгалтеры в коллективе, которые стремятся ускорить процессы?
У нас в компании руководство максимально приветствует инициативу сотрудников по улучшению бизнес-процессов, их автоматизации. И это, на мой взгляд, очень правильный подход, так как все трудности в работе и проволочки никто не знает лучше, как сотрудник-исполнитель, который включен в эти процессы.
Все предложения в нашей компании рассматривают рабочие группы. В них входят сотрудники из смежных подразделений. Как только предложение по оптимизации какого-либо процесса одобрено рабочей группой, его готовят для запуска в работу: тестируют, устраняют слабые места. Далее по мере готовности внедряют в работу.
– Есть ли у вас в компании штатный специалист по 1С?
Да, у нас имеется штатный специалист, который может погрузиться в проблему и предложить решение. Но мы также не исключаем из процесса и сторонних программистов, разработчиков – сотрудничаем и с ними, ведь IT-сфера не стоит на месте, появляются более оптимальные варианты для бизнеса, которые нам как крупной компании важно не упустить. Да и свежий взгляд на проблемы никогда не помешает. Наше руководство не экономит на этой статье затрат.
– Что бы вы посоветовали начинающим бухгалтерам? Стоит ли развиваться в профессии, или в перспективе бухгалтеров все же заменят роботы?
Начинающим сотрудникам я бы посоветовала делать то, что другие боятся или не хотят делать. Это точно сделает их «дороже» как профессионала, позволит узнать профессию изнутри. И тогда никакая автоматизация на них не отразится.
– Ирина, что позволяет вам отвлечься от всего «бухгалтерского» и отдохнуть?
Да, конечно, сидячий образ жизни просто обязывает меня компенсировать недостаток движения во время отдыха. Поэтому спасают велосипед, спорт, турпоходы и поездки на природу – все, что предполагает движение.
Какая надменность! Торговля типа второй сорт по сравнению со стройкой? НУ-НУ
Любознательный бухгалтер, Где Вы увидели надменность? Строительство действительно сложнее торговли, с этим нет смысла даже спорить.
Любознательный бухгалтер, Здесь речь идет не о сортах, а о том, что интересно
Нынче многие бухгалтеры в торговле или услугах "ведут" по 10-15 мелких компаний (ИП). Отчетность однотипная, несложная, а доходы как бы не крупнее, чем у маститого главбуха в крупной строительной компании.
Полностью согласна с рассуждениями Ирины
Отсутствие всех данных о контрагентах, договорах, физ.лицах включая контакты очень затрудняет работу. Нередко приходилось восполнять такую информацию на новом месте работы.