Продолжаем нашу рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой знакомимся с вами, нашими читателями. В этот раз мы поговорили с Мариной Назаровой из города Касли Челябинской области. Марина закончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «Финансы и кредит» и имеет стаж работы в бухгалтерской сфере с 1997 года − с тех пор, как переехала из Казахстана, сменив профессию учителя на бухгалтера. Со временем Марина стала экспертом по внедрению программ 1С, а сейчас руководит собственным проектом. Подробнее о профессиональном пути нашей собеседницы и особенностях внедрения 1С на разных предприятиях читайте в интервью.
− Марина, почему вы переехали из Казахстана именно в Челябинскую область?
− Мои родственники жили в городе Касли Челябинской области, мы туда и поехали. Кстати, все это происходило в августе 1998 года. Мы только продали квартиру, в рублях, и грянул «черный вторник». Но благодаря тому, что у нас уже была договоренность на покупку дома и у продавца тоже о дальнейшей сделке, никто ничего не стал менять в условиях контракта. Нам повезло, но, конечно, был шок.
− Да, это редкое везение! А почему вы поменяли профессию после переезда?
− По первому образованию я учитель начальных классов, и, переехав, не смогла найти работу по специальности – в школу пошли дети, рожденные в 90−92-х годах, когда был спад рождаемости. Мест в школах для учителей стало не хватать, и, когда я пробовала устроиться на работу, мне так и сказали: «Нам своих-то учителей девать некуда».
Поэтому я пошла работать в сеть розничных магазинов бухгалтером по первичке. Одновременно осваивала Excel, бухучет − прошла курсы в Центре занятости и самостоятельно изучала 1С. Еще поступила в университет на кафедру «Финансы и кредит». Это все мне позволило однажды попасть на Каслинский машиностроительный завод на проект внедрения 1С.
− Как это — «попасть»?
− Это случайно получилось. Я зашла в центр занятости узнать, какие есть вакансии. Там мне сказали: для вас есть работа, правда, единственная проблема − зарплату там не платят (трудные были времена тогда), но вы сходите − там очень хороший главный бухгалтер. Я пришла, познакомилась с главным бухгалтером. Она мне очень понравилась, просто по-человечески. Плюс она сказала, что будет стараться выплачивать мне зарплату, пусть и не целиком. Забегая вперед, скажу, что после мы работали вместе уже на других проектах, кроме того, наши семьи подружились.
− То есть вы пошли туда ради опыта?
− Да. Мне было интересно, потому что ИП, торговля − все освоено, мне становилось уже скучно. А здесь большое предприятие, крупный налогоплательщик. Внедряли программу «1С:Зарплата и кадры» и еще один очень сложный продукт - «1С:Производство, услуги, бухгалтерия».
− И как проходил процесс внедрения и освоения 1С, кто вам помогал разобраться?
− У нас был франчайзи «1С», который нас обслуживал. И в то время были очень хорошие форумы «Территория 1С», Mista, где люди друг другу помогали с 1С, обменивались опытом. Я много задавала вопросов и очень много получала адекватных ответов.
В 2002−2003 годах наш крупный завод был ликвидирован в результате конкурсного производства, и на его базе создали множество разных предприятий.
Большую бухгалтерию, человек 20, распределили по этим организациям. А я была методологом − выбирала конфигурации 1С, готовила и консультировала главных бухгалтеров. Так как деятельность всех этих организаций различалась, то им ставили разные программные комплексы фирмы «1С».
− Как воспринимали эти обновления бухгалтеры?
− Я думаю, многим было интересно. Из кабинета бухгалтерии, где были главные книги, счеты, калькуляторы, они перешли в помещение вычислительного центра и начали работать на компьютерах. Но не все справились: кто-то ушел, а кто-то выдержал, научился. Было сложно и нам, и им.
На самом деле тогда некоторые сотрудники даже писали на нас жалобы, ходили на прием к конкурсному управляющему, говорили, что нас надо обуздать. Причиной было внедрение 1С, а придумывали они различные другие поводы, почему нас нужно остановить или уволить. Но потом, через много лет, услышала в свой адрес: «Марина, как ты нас заставляла, и чего ты с нами только не делала, спасибо тебе большое! Без 1С бухгалтеру сейчас никуда».
После этого в 2004 году я ушла работать главным бухгалтером на Каслинский завод архитектурно-художественного литья, который в то же время покупала горнодобывающая и металлургическая компания «Мечел». До этого он был в частной собственности.
− На этом заводе тоже внедряли 1С?
− Да, тут была очень интересная история, так как внедряли многопередельное производство. То есть изначально это разный металл, отливка деталей, причем литье тоже отличается по типу: архитектурное и художественное трех видов. И производство совершенно разное. Мы изучили технологию. Потом мы это внедрили в 1С. У нас учитывалось все, начиная со всех полуфабрикатов. Если мы выходили на инвентаризацию, то всегда могли в 1С точно узнать, какое количество деталей, какие залиты, какие обработаны, а какие нет, сколько продукции уже готово к покраске и так далее.
Был тогда достаточно сложный продукт «1С:Производство. Услуги. Бухгалтерия», и мы постарались его не переписывать. Это было важно, чтобы не платить за обновления. Завод не был прибыльным, и мы опасались за будущее нашего программного продукта: если мы его посадим на сильно измененную конфигурацию и будем все время платить за обновления, то однажды руководство нам может отказать. Поэтому все было в бюджетных рамках.
Мы тогда работали по 12 часов в сутки, иногда до 11 часов вечера, но было интересно! Позже мы с командой ушли на другие проекты, но наш продукт работал до 2019 года.
− А что вы делали после?
− Еще работая на заводе, параллельно я принимала участие во внедрениях 1С на разных предприятиях, например, в части учета операционной системы на АО «Радий», в структурах ЖКХ − «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата», в местном санатории − 1С с производственным учетом.
А когда мы уходили с завода, то нас с коллегой пригласила к сотрудничеству аудиторская компания «Внешэкономаудит». Мы должны были помогать их клиентам при поддержке аудиторов внедрять типовые программы «1С», то есть методологически правильный учет.
Например, когда только перешли, у нас был большой проект в туристической компании. Мы уже работали с «1С:Предприятием 8», тоже все делали на типовых решениях, доработки не влияли на конфигурацию. Особенность была в том, что у турфирм есть свои программные комплексы, в которых они работают, поэтому мы настраивали выгрузку из программы и различные отчеты и обработки.
Было еще много проектов. А после меня пригласили через сайт по поиску работы на должность главного бухгалтера на крупный завод ЖБИ в ПАО «Группа ЛСР» в Екатеринбурге. И я сразу попала на налоговую проверку, причем, так как мы были крупнейшим налогоплательщиком, то и налоговая инспекция была специализированная…
− Вы заметили какое-то отличие в работе такой налоговой инспекции, по крупнейшим налогоплательщикам?
− В тот момент мне казалось, что это вообще самые профессиональные налоговые инспекторы из всех, которых я когда-либо встречала. Очень квалифицированные сотрудники. И я много узнала о том, как они могут проверять. Например, вызывают в один момент разных людей, связанных с одной сделкой в разные налоговые, задают примерно одни вопросы и собирают доказательства о фиктивности сделки или о ее действительности.
Ими была проведена грандиозная работа. Акт был такого размера, что нам был выдан в паре коробок из-под бумаги. Это был крайне ценный для меня опыт.
− Но вы там не очень долго проработали, так?
− Да, появилось предложение, от которого не могла отказаться, – литейный завод, но производство технического литья − все проще, чем в предыдущем опыте. Это был период передышки, который мне скрасила выездная налоговая проверка, прошедшая успешно.
А в 2016 году меня пригласила компании «Первый Бит» в составе проектной команды внедрять 1С на птицефабрике холдинга «Черкизово». Это был крупный проект, очень сложный процесс с множеством требований. Когда мы делали это на заводе − было проще, потому что внедряли для себя и работали потом сами. Кроме того, я подключилась к проекту не с начала. Команда приехала на фабрику «Черкизово» в ноябре, а я присоединилась к ним в марте, заменив ушедшего сотрудника. И если у коллег было время ознакомиться с техническим процессом, пообщаться с работниками, то мне пришлось подхватить проект с середины, это было непросто.
− Какие еще были сложности с этим проектом?
− Мне достался сложный участок производства, его было важно сдать полностью готовым − нельзя дорабатывать после, так как производственный процесс непрерывен, и ошибки критичны. Но, тем не менее, в июне мы сдали пилотный проект. Во время «пилота» проектная команда жила недалеко от птицефабрики, большую часть суток находилась на объекте, кроме того, мы по очереди дежурили − кто-то постоянно был на связи и решал все проблемы заказчика в любое время дня и ночи.
Нас, консультантов, было человек десять. Мы все были из Челябинска. Коллеги приезжали и уезжали, решив текущие задачи, а я − нет, жила в Москве, потому что и участок сложный, и в проект была включена в середине срока.
− Почему все же вы выбрали для себя аутсорсинг?
− Когда вернулась из Черкизово, то осознала, что самое увлекательное − работать в таком формате, проектном. Обогащает опыт работы с разными компаниями из разных отраслей, так больше растешь. Мне скучно сидеть просто так на заводе, где я настроила учет, он работает, и дальше расти некуда. Кроме того, очень интересно смотреть, как это у других устроено, что можно улучшить.
− Расскажите, пожалуйста, о том, чем вы сейчас занимаетесь.
− Сейчас развиваю свое дело, компания называется
− Сколько человек в вашей компании?
− В команде пять бухгалтеров, специалист по качеству, менеджер и технический специалист. Готовы брать новых людей и клиентов.
− Как привлекаете клиентов?
− Тут все непросто. Я вообще никогда не умела продавать себя и свой бизнес. Плюс бухгалтерия − это такой «длинный» продукт, когда нужно выбирать не просто кого-то в интернете, а или по рекомендации, или того, кого уже знаешь. Необходимо доверие. Поэтому наши клиенты нас рекомендуют − и так приходят новые.
−Какие у вас планы по развитию бизнеса?
− Мы растем в сторону управленческого учета. В нем у меня также есть опыт, начиная с «Мечела» и заканчивая последним проектом у клиента, в котором стояла задача не только поставить управленческий учет, но и автоматизировать его. Выбираем для клиентов программные продукты для ведения управленческого учета, настраиваем, отдаем на дальнейшее ведение, а кому-то предлагаем последующее сопровождение.