Содержание
Показатель среднесписочной численности работников имеет существенное значение для надлежащего применения отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах.
Так, в частности, показатель среднесписочной численности работников используется в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" для установления статуса субъекта малого предпринимательства.
Для отдельных плательщиков единого налога на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ) вопрос исчисления среднесписочной численности работников является предопределяющим, поскольку исходя из этого показателя базовой доходности производится исчисление налоговой базы (подробнее см. статью "Сложные вопросы исчисления ЕНВД" на нашем сайте).
Показатель среднесписочной численности работников является статистическим инструментом, поэтому и расчет его должен осуществляться в соответствии с требованиями Госкомстата России.
Однако в конце прошлого года постановлением Госкомстата России от 27.11.2003 № 104 был отменен Порядок заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденный постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 № 72).
В связи с этим в практике применения отдельных положений актов налогового законодательства, в которых фигурирует такой показатель как "среднесписочная численность", возникла сумятица.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации проследив историю вопроса.
До принятия Госкомстатом России постановления № 72, в нашей стране действовал другой документ, регулирующий ту же сферу отношений: Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР, Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР и ВЦСПС была утверждена Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях от 17.09.1987 № 17-10-0370.
Функциональное назначение данного документа состоит в том числе в определении механизма исчисления среднесписочной численности работников.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Госкомстата России от 07.12.1998 № 121 применение Инструкции с 1 января 1999 года было приостановлено (необходимо особо обратить внимание, что Инструкция отменена не была).
Однако впоследствии указанное постановление было отменено в связи с изданием постановления Госкомстата России от 24.07.2003 № 71 "Об отмене Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения". Отмена постановления № 121 одновременно означает и то, что юридическое действие Инструкции вновь было восстановлено. При этом указанная Инструкция фактически не применялась, поскольку Госкомстатом России было издано постановление от 04.08.2003 № 72. В данной ситуации использовалось одно из коллизионных правил юриспруденции - при наличии двух нормативных правовых актов равной юридической силы, регулирующих аналогичные правоотношения, приоритет отдается нормативному правовому акту, изданному позднее. После отмены постановления Госкомстата России от 04.08.2003 № 72 коллизия исчезла.
С учетом вышеизложенного можно сделать однозначный вывод, что при исчислении среднесписочной численности работников в настоящий момент необходимо руководствоваться положениями Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР, Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР и ВЦСПС от 17.09.1987 № 17-10-0370.