Развитие программ автоматизации учета в связи с изменениями в законодательстве
В конце этого года - начале следующего нас ожидают изменения, существенным образом затрагивающие работу бухгалтеров: повсеместный переход на новый план счетов и введение в действие главы 25 Налогового кодекса РФ. О том, как фирма "1С" реагирует на эти изменения, мы расскажем в статье, подготовленной редакцией "БУХ.1С" по материалам выступления директора фирмы "1С" Бориса Нуралиева на Всероссийском юбилейном собрании бухгалтеров и аудиторов, состоявшемся 20 ноября в Государственном кремлевском дворце.

Содержание

Новый план счетов

Год назад решение Минфина о том, что в России в течение 2001 года будет параллельно использоваться как старый, так и новый планы счетов, означало для нас необходимость выполнять вдвое большую работу по одновременной поддержке двух версий программ. Однако свои тогдашние обязательства мы выполнили: редакции основных программ с новым планом счетов были выпущены в срок, и в то же время весь год мы поддерживали варианты программ для старого плана счетов, в которых также были отражены требования части II НК РФ.

За 2001 год на новый План счетов перешло, по нашим оценкам, около 14 % организаций (многие из которых – вновь образованные юридические лица). Наличие этого авангарда пользователей позволило нам хорошо обкатать свои учетные решения в течение этого года. Так что оставшимся 86 % мы в начале декабря предложим новые редакции экономических программ системы «1С:Предприятие» с выверенной методологией бухгалтерского учета по новому Плану счетов.

Для предыдущих версий своих бухгалтерских программ мы тоже выпустили настройки по новому Плану счетов, но советуем воспользоваться удобным моментом — началом года — для перехода на более современные программные средства.

 

Глава 25 НК РФ

В этом году наиболее острая проблема - 25-я глава НК РФ. Ее принятие означает, что налоговый учет окончательно разойдется с бухгалтерским. Все хозяйственные операции придется регистрировать дважды: и в бухгалтерском, и в налоговом учете, и не всегда - одинаковым образом. Ведь в соответствии с НК налоговый учет ведется от первичных документов, а не по данным бухгалтерского учета.При компьютерном учете это можно сгладить, и соответствующие решения мы предоставим, но при бумажном учете объем работы возрастет примерно вдвое. Пока налоговый учет будет вестись только для налога на прибыль, а НДС, например, будет считаться на основании данных бухгалтерского учета.

Скорее всего, налоговый учет все же будет введен в практику, и с 1 января его должны будут вести все организации, параллельно с бухгалтерским. В праздничный день первого числа немногие будут заниматься ведением учета, но уже с утра 3-го января 2002г. первичку надо будет вводить по-новому. И делать это придется не один раз в конце периода, а каждый день.

В  налоговом учете по главе 25 НК нет плана счетов – он ведется в соответствии с системой налоговых регистров. При этом согласно Налоговому кодексу, предприятия сами определяют, как эти регистры будут вестись. Они не сдаются в налоговую инспекцию, но должны вестись обязательно – как сейчас ведется книга продаж. Но на большинстве предприятий, особенно на небольших, учетные службы вряд ли смогут самостоятельно разработать систему налогового учета: для этого может не оказаться специалистов достаточной квалификации,  опыта, наконец, просто рабочего времени – создание такой системы требует значительных ресурсов. Вообще такая свобода в определении системы учета - не такое уж благо. Александр Сергеевич Бакаев (глава Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России) временами, например, говорит, что предприятие вправе менять форму баланса, но что-то мало кто идет по пути поиска лишних приключений.

В связи с этим мы считаем необходимым предоставить пользователям готовые программные решения и методические рекомендации, и сейчас их разрабатываем. Особых техническихпроблем нет, возможностей «1С:Предприятия» вполне достаточно для отражения требований НК. Специалисты сейчас ведут большой объем методической работы, которая осложняется отсутствием практики ведения такого учета и тем, что до сих пор нет окончательного варианта декларации по налогу на прибыль. Предполагается также, что в 25 главу будут внесены изменения (сейчас они находятся на рассмотрении в Госдуме), однако скорее всего, они не будут носить кардинального характера.

В полном объеме система налогового учета предполагает ведение более 50 налоговых регистров. На настоящий момент, до принятия поправок в Налоговый кодекс в декабре этого года, более-менее определена структура регистров учета хозяйственных операций и регистров состояния объекта налогового учета. Эти регистры (их больше 10) в налоговом учете являются базовыми:

- регистры учета поступлений и расходования денежных средств:

- регистры учета операций приобретения и выбытия имущества, работ, услуг;

- регистр учета расходов на оплату труда;

- регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов и регистр учета расчетов с бюджетом;

- регистр информации об объекте основных средств и нематериальных активов;

- регистр расчета амортизации основных средств и нематериальных активов.

На основе информации из этих регистров в дальнейшем должны будут строиться показатели регистров формирования отчетных данных, которые переносятся в налоговую декларацию.

В начале декабря выпущена новая редакция «1С:Бухгалтерии 7.7», обеспечивающая ведение базовых регистров. Разработанная методология позволяет обойтись без двойного ввода - каждая хозяйственная операция автоматически регистрируется и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому объем работы по вводу первичной информации практически не возрастет.

Над остальными налоговыми регистрами сейчас продолжается работа, законченные решения будут после опубликования поправок к Налоговому кодексу. Они будут соответствовать методологической позиции налоговых органов.

 

Постоянное индустриальное ведение эксплуатируемых учетных систем

Сейчас нормативная база по налоговому учету только формируется, методология учета по новому плану счетов для многих бухгалтеров также в новинку, поэтому особо актуален и востребован переход от разовой продажи делового программного обеспечения к постоянному индустриальному совершенствованию эксплуатируемых учетных систем.

Наличие баз данных по законодательству, справочников по проводкам для типовых хозяйственных операций и т.п., конечно, полезно, но обычному бухгалтеру, даже хорошо ориентирующемуся в законах и инструкциях, сложно самому отразить их в учете и перестроить программу в соответствии с изменениями в законодательстве. Массовый пользователь может реально руководствоваться этими нормативами, когда они уже воплощены в программах, когда противоречия в различных  инструкциях сглажены и согласованы методистами-разработчиками, и учетная система совершенствуется, настраивается на законодательные новшества "сама".

В качестве ключевого элемента индустриальной поддержки пользователей, позволяющего сделать учетные программы "живыми" и "самосовершенствующимися", мы продолжаем развивать проект регулярного информационно-технологического сопровождения (ИТС). На компакт-диске ежемесячно публикуются все обновления программ, форм отчетности, и подписчику такого диска достаточно их установить, чтобы подстроить работающую учетную систему, а заодно прочитать на этом же диске методические рекомендации по ведению учета.

Поскольку все больше бухгалтеров начинают использовать в работе возможности Интернет, в дополнение к ежемесячному компакт-диску мы обеспечиваем интернет-поддержку подписчиков ИТС. С ее помощью "1С:Предприятие" может "само" подкачивать и новые формы отчетности, и алгоритмы учета, а пользователь, не отрываясь от работы, может послать запрос на линию консультаций по электронной почте или почитать свежую статью об учетных новшествах в нашем электронном журнале для бухгалтеров buh.1c.ru (www.buh.ru).

 

Чтобы вовремя перейти на новые условия учета, надо готовиться заблаговременно

Бухгалтерам  в начале года предстоит большая работа – необходимо будет осваивать новые методики и операции, изучать новые учетные решения, готовить процедуру перехода на новые условия учета  на своих предприятиях.

Изменения в методологии учета весьма значительны, и  переход на новые редакции программ, поддерживающие новый план счетов, — процедура более сложная, чем обычное обновление релиза конфигурации. Пользователям мы предоставим методики и конверторы данных для переноса справочников, остатков по счетам и др. Организации, использующие наши типовые учетные решения без изменений, во многих случаях смогут выполнить работы по переводу на новые условия учета силами тех же специалистов, которые повседневно эксплуатируют и сопровождают «1С:Предприятие». Если же используется существенно измененная конфигурация «1С:Предприятия», то возникает необходимость адаптации методики переноса, для чего требуется участие специалиста достаточно высокой квалификации. Те предприятия, у которых в штате нет таких профессионалов, будут обращаться к услугам внедренцев-франчайзи «1С». Предприятий в стране сотни тысяч, средняя трудоемкость перевода на новый план счетов — порядка восьми человеко-часов (возможно и больше). А переходить всем надо одновременно, в начале 2002 года. Поэтому рекомендуем сейчас, заранее выбрать специалистов, которые будут у вас решать эти задачи, составить с ними график работ, провести тестовый перенос данных, все обкатать – чтобы первый рабочий день 2002 года прошел без осложнений.

Оказать поддержку мы рассчитываем всем, мощности франчайзинговой сети должно хватить — более 1900 организаций по стране со средней численностью порядка 30 человек. В рамках такой поддержки нами разворачивается специальная программа «Переход 2002», участвующие в ней партнеры будут:

- давать советы по переходу на новый план счетов – по телефону или у себя в офисе – бесплатно;

- предоставлять обновления (релизы) ранее приобретенных программ – бесплатнодля относительно простых версий  или в рамках сопровождения ИТС для более сложных поставок 1С:Предприятия; бесплатная передача осуществляется в офисе партнера, установка новой версии по договору ИТС выполняется с выездом к заказчику;

- выполнять перенос данных в новую версию и проводить работы на выезде -  на платной основе.

1 декабря должны выйти новые редакции типовых конфигураций «1С:Бухгалтерии», учитывающие изменения в законодательстве.

1-2 декабря мы собираем специалистов–франчайзи со всех регионов на двухдневный инструктаж.

18 декабря для ознакомления пользователей с изменениями в учете и его автоматизации партнеры «1С» по всей стране проводят Единый семинар, а фирма «1С» - «День бухгалтерии» во Дворце спорта в Лужниках (подробнее – см. на стр. 20).

Огромный зал Дворца спорта выбран местом проведения из-за того, что освещаемые в рамках Дня бухгалтерии вопросы будут наверняка интересны очень многим бухгалтерам. При этом информацию бухгалтеры будут получать из первых рук:

- о том, как учтены изменения в законодательстве в экономических программах «1С», расскажут ведущие программисты и методисты нашей фирмы;

- о переходе на новый план счетов планируется выступление главного разработчика этого документа - руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаева,

- о налоговом учете подробно расскажут руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России К.И. Оганян и начальник отдела этого департамента О.Г. Лапина, которые непосредственно работают над методологией налогового учета в соответствии с главой 25 НК РФ.

В целом можно надеяться, что поставляемые нами решения по автоматизации учета позволит бухгалтерам успешно решать непростые задачи, ожидающие их в начале 2002 года.

Развитие программ автоматизации учета в связи с изменениями в законодательстве

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии