6 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ, который предусматривает возможность исключения из государственного реестра юридических лиц не только на основании судебного решения, но и по решению регистрирующего органа. Целью этого закона является очищение единого государственного реестра юридических лиц от "балласта" - фирм, фактически прекративших свою деятельность, но не прошедших процедуру ликвидации. Комментирует новый закон наш постоянный автор М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России.

Содержание

Сама по себе идея упрощенного исключения "мертвых" фирм из реестра заслуживает положительной оценки, однако уже сейчас некоторые положения вызывают целый ряд вопросов.

Исключение из госреестра в новых условиях

Упрощенный (внесудебный) порядок лишения хозяйствующего субъекта статуса юридического лица не является принципиально новым для отечественного законодательства. Еще подпунктом "а" пункта 2 статьи 15 Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI "О кооперации в СССР" предусматривалась возможность ликвидации кооператива по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов в случае, когда кооператив в течение одного года с момента регистрации не приступил к производственно-хозяйственной деятельности или не возобновил фактически прекращенную деятельность по истечении одного года после подачи последней декларации о доходах. ВАС РФ разъяснил в письме от 10.12.1992 № С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" (пункт 12), что с 1 января 1991 года данная норма не подлежит применению.

Что бы не говорили поборники прав предпринимателей по поводу якобы имеющихся сложностей при создании организаций, факты говорят о том, что с начала экономических реформ регистрация фирмы была и остается вполне элементарной процедурой. Элементарной настолько, что абсолютное большинство отечественных предпринимателей достаточно легко расстается с "отработанным материалом", предпочитая бросить ненужную фирму без обращения к не слишком приятным ликвидационным процедурам. Количество "балласта" в государственном реестре юридических лиц год от года увеличивалось, достигнув критической массы - более половины зарегистрированных организаций.

Первая попытка очистки реестра была предпринята три года назад и вошла в историю под названием "перерегистрация юридических лиц" (подробнее читайте здесь). Реального результата эта процедура, переполошившая всю страну, не дала. Тяготы "перерегистрации" претерпели не "мертвые" фирмы, а сотни тысяч добросовестных налогоплательщиков, вынужденных собирать документы, подтверждающие правомерность своего существования, часами простаивая в очередях. О бессмысленности "перерегистрации" говорили многие специалисты, указывавшие, что недействующие юридические лица подлежат ликвидации только в установленном порядке - по решению суда. При этом налоговым органам для предъявления соответствующих исков к таким юридическим лицам никакой "перерегистрации" не требовалось.

Опыт и ошибки прошлых лет были учтены законодателем (хотя и не в полной мере), в связи с чем Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 83-ФЗ) при всех его недочетах можно считать настоящим прорывом. Прежде всего, это выразилось в новой редакции абзаца первого статьи 49 ГК РФ, предусматривающей прекращение правоспособности юридического лица не в момент завершения его ликвидации, а в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Правда, строго говоря, аналогичная норма существовала еще в пункте 5 статьи 37 Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Введенная в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) с 6 июля 2005 года статья 21.1 устанавливает следующие условия для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц:

  • непредставление в течение последних 12-ти месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах;
  • неосуществление в течение этого же срока операций хотя бы по одному банковскому счету.

При одновременном наличии обоих этих признаков юрлицо считается недействующим, что дает регистрирующему органу основание для вынесения решения о предстоящем исключении этого лица из государственного реестра. В целях защиты интересов недействующего юридического лица и его кредиторов устанавливается трехмесячный срок для принятия соответствующих заявлений, исчисляемый с даты опубликования решения о предстоящем исключении. Если такие заявления не поступают, либо поступают после истечения установленного срока, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра. В иных случаях в отношении несуществующего юридического лица должна быть проведена процедура ликвидации, предусмотренная статьями 61-64 ГК РФ.

Документы отчетности

Не слишком внятное словосочетание "документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах", очевидно, должно восприниматься с учетом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность. Формулировка, использованная законодателем, позволяет считать, что под непредставлением отчетности применительно к статье 21.1 Закона № 129-ФЗ имеется в виду непредставление всех документов, обязанность представить которые лежит на юридическом лице. Наличие хотя бы одного отчетного документа, представленного юридическим лицом, исключает возможность считать его недействующим.

В отношении налоговых деклараций необходимо учитывать позицию ВАС РФ, изложенную в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ (доведена информационным письмом от 17.03.2003 № 71): "Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах".

Таким образом, юридическое лицо, не приступившее к деятельности после своей государственной регистрации, не освобождается от обязанности представлять "пустые" налоговые декларации, если по соот-ветствующим налогам это лицо имеет статус налогоплательщика. В частности, положения главы 21 и 25 НК РФ позволяют считать налогоплательщиком НДС и налога на прибыль любое юридическое лицо, независимо от факта осуществления им хозяйственной деятельности.

Порядок представления бухгалтерской отчетности установлен статьей 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Согласно пункту 1 данной статьи бухгалтерская отчетность представляется не только налоговым органам, но и органам государственной статистики, а также учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а в некоторых случаях и другим органам. К сожалению, законодатель не указал, непредставление бухгалтерской отчетности кому именно из перечисленных органов порождает условие для признания юридического лица недействующим. Если указанная норма предполагает проверку факта представления бухгалтерской отчетности всем перечисленным в ней органам, работа налоговых органов по "очищению" государственного реестра юридических лиц может быть серьезно осложнена.

Неосуществление операций по счету

Элементарный, на первый взгляд, вопрос в действительности не так прост. К сожалению, и здесь законодатель допустил небрежность, говоря о неосуществлении операций по банковскому счету юридическим лицом. Между тем, согласно положениям главы 45 ГК РФ операции по счету совершаются не клиентом, а банком. Клиент лишь дает банку распоряжения о проведении таких операций. Учитывая, что в контексте пункта 1 статьи 21.1 Закона № 83-ФЗ речь идет о признаках, по которым юридическое лицо признается недействующим, на наш взгляд, следует ориентироваться на те операции по банковскому счету, которые инициированы юридическим лицом. Иные операции (прежде всего, зачисление средств, поступивших от других лиц), как представляется, во внимание приниматься не должны.

Как исчислять 12-месячный срок?

Весьма важным является правильное исчисление двенадцатимесячного срока, в течение которого имели место непредставление отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.

Учитывая, что сроки представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций могут не совпадать, "точкой отсчета", на наш взгляд, следует считать наиболее ранний день, установленный для представления юридическим лицом любой из форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за первый отчетный (налоговый) период. Легко предположить, что в большинстве случаев наиболее ранним сроком будет день, установленный для представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

При анализе состояния банковского счета юридического лица исчисление срока должно производиться со дня, когда банком произведена последняя операция по распоряжению клиента.

Важно подчеркнуть, что оба срока ("отчетный" и "банковский") должны совпадать либо поглощаться одним из них.

Любое действие юридического лица, связанное с представлением хотя бы одного отчетного документа, либо с проведением операции по банковскому счету, совершенное до истечения срока, автоматически прерывает его.

Еще один существенный момент состоит в том, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 83-ФЗ двенадцатимесячный срок исчисляется, начиная с даты вступления в силу данного закона - с 6 июля 2005 года. Учитывая же, что первый после этой даты срок представления отчетности приходится на 20 июля 2005 года, фактический отсчет срока практически для всех "кандидатов на вылет" следует вести со следующего за этой датой дня - 21 июля 2005 года.

С кого начать?

Говоря о начале исчисления сроков, нельзя не упомянуть об особой категории юридических лиц, в отношении которых процедура исключения из государственного реестра, на наш взгляд, может начаться сразу же после вступления в силу Закона № 83-ФЗ. Эту немалую в численном выражении категорию составляют те юридические лица, которые не прошли так называемую "перерегистрацию" - процедуру, предусмотренную статьей 26 Закона № 129-ФЗ. Как следует из новой редакции абзаца второго пункта 3 данной статьи, невыполнение требований о представлении в регистрирующий орган в срок с 1 июля 2002 года по 4 января 2003 года определенных сведений или, выражаясь более доступным языком, несоблюдение процедуры "перерегистрации", является основанием для исключения из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном для исключения недействующих юридических лиц. Опять же достойно сожаления, что законодатель прямо не оговорил, заменяет ли собой это основание то, которое изложено в статье 21.1 Закона № 129-ФЗ. Тем не менее, рискнем предположить, что именно такой смысл вложен в новую редакцию абзаца второго пункта 3 данной статьи. В ином случае, если бы юридические лица, не прошедшие "перерегистрацию", подлежали исключению из государственного реестра на общих основаниях (то есть с соблюдением двенадцатимесячного срока), новая редакция этой нормы теряла бы свой смысл.

Что с кредиторской задолженностью?

Логика законодателей в отношении недействующих юридических лиц, по всей видимости, достаточно проста: из реестра долой, из сердца вон. Между тем, весьма значительная часть таких юридических лиц обременена задолженностью как перед контрагентами, так и перед государством. Как гражданское законодательство (ст. 419 ГК РФ), так и законодательство о налогах и сборах (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ) связывают прекращение обязательства по сделке и обязанности по уплате налога (сбора) с ликвидацией юридического лица (в последнем случае - после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами). Исключение же юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц прекращает его правоспособность, однако (парадокс!) не прекращает его обязательств перед кредиторами. Можно допустить, что обязательства такого юридического лица перед контрагентами будут прекращены на основании статьи 416 ГК РФ "Прекращение обязательства невозможностью исполнения". Однако с задолженностью по налогам и сборам вопрос остается открытым. И не просто открытым, а находящимся в ситуации, которую трудно охарактеризовать иначе как нонсенс: обязанность по уплате налога существует, а субъект этой обязанности (налогоплательщик) - нет.

Заключение

Все изложенное выше, безусловно, носит весьма субъективный характер. Осознавая, что практика применения нового закона еще не выработана, автор ни в коей мере не претендует на абсолютную истинность своей точки зрения.

Несмотря на достаточно критическое восприятие отдельных положений Закона № 83-ФЗ, повторим первоначальную мысль: в целом данный закон представляется вполне разумным с точки зрения очищения гражданского оборота от "фирм-призраков". Понадобилось немалое количество времени для осознания очевидного факта: в отношении неполноценного хозяйствующего субъекта (не следует забывать, что весьма значительная часть недействующих юридических лиц - организации с порочным составом участников) не может быть проведена полноценная процедура ликвидации. Что ж, лучше поздно, чем никогда... Вероятно, со временем определенные позитивные последствия этого шага почувствуют и налогоплательщики, избавленные от длительного ожидания результатов встречных проверок своих контрагентов.

"Большая чистка" в реестре юридических лиц

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии