Казалось бы, зачем формулировать какие-то правила, когда и так каждый бухгалтер знает, что из каждого первичного документа надо взять необходимые данные и ввести их в компьютер. Наш постоянный автор и ведущий этой рубрики Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России в очередной раз призывает бухгалтеров подходить к бухучету осознанно с точки зрения последствий каждой хозяйственной операции для финансового положения фирмы.

Содержание

Бухгалтеру, подобно бессмертному господину Журдену, на старости лет узнавшему, что он всю жизнь говорил прозой, надо знать, что она (проза) требует определенных правил.

Бухгалтерские правила следует, прежде всего, понимать, и бухгалтер должен понимать, что он делает, и какие последствия для финансового положения фирмы могут возникнуть в результате его работы.

Квалификация фактов хозяйственной жизни

Под квалификацией фактов хозяйственной жизни понимают выявление и осмысление их признаков и характеристик в целях соответствия требованиям действующих нормативных документов.

На практике квалификация предполагает присвоение фактам хозяйственной жизни той или иной проводки, то есть увязку факта с корреспондирующими, согласно принятому плану, счетами. В сущности, вся основная работа бухгалтера и сводится к квалификации фактов хозяйственной жизни. Конечно, это можно делать механически, точно так же, как можно писать грамотно, не зная грамматики, и говорить прозой, не зная ее законов. Но из этого не следует, что грамматику и риторику не надо учить. По этой мысли нужно учить и правила бухгалтерской квалификации.

Их шесть.

Правило ПЕРВОЕ

Регистрация любого факта хозяйственной жизни, как следствие его квалификации, носит целенаправленный характер. Это означает, что регистрация может:

  1. описывать возникающие юридические отношения между участниками хозяйственного процесса;
  2. формировать информацию об экономической природе этих процессов;
  3. выявлять финансовые результаты, образующиеся вследствие возникновения этого факта хозяйственной жизни.

Первый случай указывает бухгалтеру на необходимость помнить, что, квалифицируя факты, бухгалтер задает определенные юридические отношения. Например, дебетуя счет 41 "Товары", бухгалтер увеличивает объем материальной ответственности определенного лица (кладовщика, завмага и т.п.), ибо тут возникает выполнение трудового договора в части материальной ответственности, кредитуя счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - показывает обязательство организации, которое возникло в результате выполнения договора поставки товаров.

Второй случай связан с пониманием экономической природы фактов хозяйственной жизни. Согласно нашему принципу происходит увеличение оборотных средств за счет возникшего, как правило, краткосрочного кредита (время между получением товаров и их оплатой).

Третий случай возникает тогда, когда есть разница в оценке факта, например, приобретен товар по одной цене, а продан будет по другой.

Правило ВТОРОЕ

Любой факт хозяйственной жизни должен быть квалифицирован в условиях принятого плана счетов.

Выбирая план счетов, бухгалтер предопределяет и порядок бухгалтерских записей. Это возможно в связи с тем, что действующий план счетов не зарегистрирован в Минюсте и, следовательно, носит рекомендательный характер, но это не значит, что ради ложно понятой свободы и без нужды каждый бухгалтер должен составлять свой план.

Однако множество бухгалтеров составляют так называемые рабочие планы счетов, в которых, в зависимости от нужд своих организаций, вносят существенные уточнения к рекомендательному плану.

Правило ТРЕТЬЕ

Любой факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован по схеме условных рефлексов: стимул - реакция (S-R).

Практически это значит, что, увидев первичный документ, бухгалтер, сформировавший свои представления согласно правилам (1) и (2), должен автоматически сказать для себя: какой счет надо дебетовать, а какой - кредитовать.

Данная процедура при работе с компьютером позволяет автоматически выполнять и большой комплекс чисто аналитической работы, которую можно свести к:

  1. накоплению информации, сгруппированной в разрезе бухгал-терских счетов,
  2. расчету аналитических коэффициентов и
  3. выполнению архивной функции по отношению к фактам хозяйственной жизни.

Правило ЧЕТВЕРТОЕ

Многие факты хозяйственной жизни в пределах любого плана счетов могут быть квалифицированы минимум двумя вариантами.

Выбор альтернативных вариантов возможен в условиях учетной политики, которая открыла возможности не просто для выбора тех или иных записей, но, что самое главное, для формирования бухгалтерскими средствами финансовых результатов.

Например, выбирая методы оценки товарных (материальных) запасов, бухгалтер может увеличить или уменьшить себестоимость реализованной продукции.

Относя общехозяйственные расходы (дебетовый оборот по счету 26 "Общехозяйственные расходы") в дебет счета 20 "Основное производство" бухгалтер увеличивает прибыль отчетного периода, а записывая его в дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж" - уменьшает ее, иногда очень существенно.

Правило ПЯТОЕ

Каждый однотипный факт хозяйственной жизни должен быть квалифицирован единообразно.

Поскольку теоретически предполагается альтернативный выбор вариантов информации, постольку для выполнения требования сравнимости однотипные факты должны в рамках одной организации квалифицироваться одинаково.

Для этого следует руководствоваться правилами, принятыми в учетной политике.

Именно учетная политика предопределяет корреспонденцию счетов и, соответственно, выбранные в ней методологические приемы должны соблюдаться из года в год, иначе будет утеряна сопоставимость. (Однако при желании бухгалтер всегда найдет основание для изменения ранее принятых правил.)

Правило ШЕСТОЕ

Любой зарегистрированный факт хозяйственной жизни должен квалифицироваться в соответствии с экономическими и юридическими ожиданиями (последствиями).

Это самое главное. Обычно бухгалтеры видят только самые ближайшие последствия: как уменьшить величину сомнительных платежей по какому-то одному основанию. Например, бухгалтер очень хочет снизить налог на прибыль и прибегает к методам ускоренной амортизации, однако, если он проигнорирует ставку налога на имущество, он может серьезно просчитаться, по крайней мере, иногда.

Итоги

Регистрация - это то, что постоянно делает бухгалтер. Это его и работа, и жизнь.

Правда, эту работу можно делать механически, но тогда и вся жизнь пройдет мимо, тоже механически, так, что и радостей не увидишь, а делая эту работу осмысленно, можно получить от нее удовлетворение. В этом случае, уходя на пенсию, каждый бухгалтер может сказать детям и внукам, что ему не было мучительно больно и стыдно за прошедшие дни, за то, что он делал.

Правила регистрации фактов хозяйственной жизни

Комментарии