На что обратить внимание при составлении отчетности за 2006 год
В 2006 году отчетность не претерпела глобальных изменений. Однако при этом само составление годового отчета традиционно является наиболее сложной работой бухгалтерско-финансовой службы организации. На помощь бухгалтерам приходят компьютерные программы, которые помимо того, что упрощают сам процесс составления отчетности, еще и позволяют подготовить ее для передачи в налоговые органы в электронном виде. Такой способ сдачи отчетности, если учитывать последние изменения в законодательстве (с 1 января 2007 года налогоплательщики, численность которых составляет свыше 250 человек, должны сдавать отчетность только в электронном виде), становится все более распространенным. В этой статье мы расскажем об объеме отчетности, изменениях, о новых возможностях по проверке правильности составления отчетности, а также о том, как подготовить электронную отчетность за 2006 год в "1С:Предприятии" для передачи по каналам связи. При подготовке материала использовались материалы диска ИТС, а также методические пособия, подготовленные проф. С.А. Харитоновым.

Содержание

В соответствии с пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (с изменениями от 31.12.2004 и от 18.09.2006), бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

В состав бухгалтерской отчетности входят также:

  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от обязанностей ведения бухгалтерского учета, кроме основных средств и нематериальных активов. На этом основании они не представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Поскольку в программах "1С", предназначенных для этой категории организаций, бухгалтерский учет поддерживается в полном объеме, то мы рекомендуем все же составлять отчетность в некоторых случаях, но без последующего ее представления налоговым органам и органам статистики. Она, в частности, необходима, если организация выплачивает дивиденды (доходы от участия), для принятия решения собственниками о распределении чистой прибыли, то есть прибыли после уплаты единого налога.

Если организация применяет УСН и одновременно уплачивает ЕНВД по отдельным видам деятельности, то в отношении необходимости представления такой организацией бухгалтерской отчетности ситуация следующая.

Сначала в письме Минфина России от 20.06.2006 № 03-11-04/2/151 было заявлено, что организация, применяющая УСН, и при этом осуществляющая деятельность, облагаемую ЕНВД, не должна сдавать в налоговый орган Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках.

Однако уже в октябре позиция Минфина России изменилась.

В письме от 10.10.2006 № 03-11-04/2/203 чиновники пришли к прямо противоположному выводу:

Выдержка из документа

"если организация применяет по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета, то она должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации".

Классификация прочих доходов и расходов

При подготовке бухгалтерской отчетности за 2006 год бухгалтерам следует обратить внимание на приказы Минфина России от 18.09.2006 № 115н и 116н.*

Примечание:
* Комментарий к названным приказам читайте в номере 12 (декабрь) "БУХ.1С" за 2006 год, стр. 6.

Указанными документами внесены изменения в ряд нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в РФ.

Как определено приказами, они вступают в силу начиная с отчетности за 2006 год.

Все изменения касаются классификации прочих доходов и расходов организации: теперь они больше не подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные.

В тех нормативных актах, где упоминались слова "операционные", "внереализационные" и "чрезвычайные" доходы и расходы, они заменены на "прочие".

Действовавший ранее порядок предписывал учитывать чрезвычайные доходы и расходы на счете 99 "Прибыли и убытки". Теперь их следует учитывать на счете 91 "Прочие доходы и расходы" наряду с другими доходами и расходами, не относящимися к обычным видам деятельности.

В этой связи возникает вопрос о тех чрезвычайных доходах и расходах 2006 года, которые до выхода приказа организации правомерно учитывали на счете 99 "Прибыли и убытки". Следует ли их перенести на счет 91 "Прочие доходы и расходы"? Пункт 2 приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115н определяет, что "настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.". Из этой нормы можно сделать вывод: изменениями следует руководствоваться только при составлении годовой бухгалтерской отчетности, т. е. фактически после окончания 2006 года. По мнению некоторых специалистов, не будет являться нарушением, если организация не только не перенесла на счет 91 "Прочие доходы и расходы" обороты по чрезвычайным доходам и расходам, если они имели место до выхода приказа, но и продолжала до конца 2006 года учитывать их на счете 99 "Прибыли и убытки".

Обращаем внимание, что упразднение классификации прочих доходов и расходов не повлекло за собой изменения состава доходов и расходов, являющихся прочими в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Таким образом, аналитический учет прочих доходов и расходов на счете 91 по-прежнему необходимо вести.

В формы бухгалтерской отчетности также внесены изменения. В соответствии с новой редакцией ПБУ 4/99 прочие доходы и расходы в отчете о прибылях и убытках теперь необходимо раскрывать по группам статей:

  • проценты к получению;
  • проценты к уплате;
  • доходы от участия в других организациях;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы.

Соответствующие изменения внесены и в образец формы № 2, приведенный в Приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Таким образом, в годовой форме № 2 следует показать:

  • по строке 090 "Прочие доходы" - кредитовый оборот в нетто-оценке (т. е. за вычетом НДС с прочих доходов) по счету 91.01 "Прочие доходы" по всем объектам аналитического учета, кроме имеющих вид "Проценты к получению" и "Доходы от участия в других организациях", и счету 99.01 "Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)" по объекту аналитического учета "Чрезвычайные доходы";
  • по строке 100 "Прочие расходы" - дебетовый оборот в "нетто-оценке" (т. е. без учета НДС с прочих доходов) по счету 91.02 "Прочие расходы" по всем объектам аналитического учета, кроме имеющих вид "Проценты к уплате", и счету 99.01 "Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)" по объекту аналитического учета "Чрезвычайные расходы".

В форме № 2 данные приводятся не только за текущий, но и, как минимум, за предшествующий год. Обращаем внимание, что описанный выше алгоритм заполнения строк 090 и 100 применяется и для графы "За аналогичный период предыдущего года".

Изменения внесены и в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Их можно считать косметическими: в разделах "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" и "Расходы на освоение природных ресурсов" слово "внереализационные" заменено на слово "прочие".

Пользователи текущих версий учетных программ фирмы "1С" (как на платформе "1С:Предприятие 8", так и на платформе "1С:Предприятие 7.7") могли продолжать вести учет прочих доходов и расходов в 2006 году по счету 91 на тех же статьях, которые использовались ранее. Отчет о прибылях и убытках за 2006 год после установления соответствующего обновления готовится программой таким образом, что все ранее признанные прочие операционные, внереализационные, а также чрезвычайные доходы и расходы при автоматическом заполнении попадают в строки "Прочие доходы" и "Прочие расходы".

Учет изменений ПБУ 3/2006*

Примечание:
* Эта часть статьи подготовлена Л.П. Фомичевой, аудитором, членом Палаты налоговых консультантов РФ ( fomichevaval@mail.ru).

Приказами Минфина России от 27.11.2006 № 154н, 155н, 156н для целей бухгалтерского учета отменены суммовые разницы.

В связи с принятием данных документов следует решить, влекут ли они за собой необходимость внесения изменений в учетную политику организации на 2007 год? Традиционно учетная политика представляется в налоговые органы вместе с годовой отчетностью, поэтому считаем важным остановиться на этом вопросе в рамках данной статьи.

По правилам, установленным пунктом 16 и 20 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" изменения учетной политики конкретной организации возможны в случае внесения изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету. Последствия таких изменений отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим нормативным актом.

Но в пункте 8 ПБУ 1/98 сказано, что при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Раньше в бухгалтерском законодательстве предусматривалось суммовые разницы определять в одном порядке, а теперь курсовые разницы по рублевым расчетам определяются в другом порядке. В данном случае выбор у организации отсутствует, следовательно, изменения в учетную политику не вносятся и информация об этом не предоставляется пользователям.

Далее. Нововведения влекут за собой особые переходные положения, и информация о них важна для пользователей годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.

В пункте 3 приказа Минфина России от 27.11.2006 № 154н указано, как осуществить переход к новым правилам оценки активов и обязательств, установленным ПБУ 3/2006.

Организации (за исключением кредитных и бюджетных) обязаны в бухгалтерском учете пересчитать по состоянию на 1 января 2007 года средства в расчетах (дебиторскую и кредиторскую задолженности, заемные обязательства и т. д.), выраженные в условных единицах, но подлежащие оплате в рублях. Пересчет необходимо произвести по курсу ЦБ РФ или иному курсу, которые стороны закрепили в договоре, на 01.01.2007. Возникшие разницы предписано отнести на счет 84 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток".

Кого касается пересчет? Тех, у кого имеется задолженность, выраженая в у.е. по следующим статьям:

  • дебиторская задолженность, включая авансы полученные;
  • кредиторская задолженность, включая авансы выданные;
  • займы и кредиты полученные;
  • финансовые вложения (применительно к займам выданным).

В результате указанного пересчета изменится вступительное сальдо по данным статьям в бухгалтерском балансе за январь 2007 года.

Как практически осуществить пересчет по состоянию на 01.01.2007 и отразить его данные в отчетности? Рассмотрим это на конкретном примере.

Примечание:
* Организация в 2006 году вела расчеты с поставщиками за приобретаемые товары в у.е. Сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками по счету 60 на 31.12.2006 составило 1 000 у.е. (по данным аналитического учета) и соответствует 20 000 руб. Курс был определен на дату принятия задолженности к учету. Допустим, что стороны определили согласованный курс, и при пересчете долга по этому курсу рублевый эквивалент должен составить 28 000 руб.

Следует сделать следующие записи:

Дебет 84 Кредит 60
- 8 000 руб. (28 000 - 20 000) пересчитан эквивалент 1 000 у.е. по согласованному сторонами курсу по состоянию на 01.01.2007.

На какую дату следует отразить эти записи? Точно не 31.12.2006 и не 01.01.2007. А в новогоднюю ночь в межотчетный период. Экономические программы фирмы "1С" делают это автоматически.

Пересчет не влечет изменения показателей бухгалтерской отчетности за 2006 год. В бухгалтерском балансе на конец 2006 года показатель расчетов с поставщиками по строке 621 и итоговой строке кредиторской задолженности (код 620) формируется на основании не переоцененных данных долга. Показатель чистой прибыли (строка 470) также не затрагивается изменениями (см. табл. 1).

Таблица 1

Код строки

Конечное кредитовое сальдо
счета 60 на 31.12.2006, руб.

Код строки

Конечное кредитовое сальдо
счета 84 на 31.12.2006, руб.

620 "Кредиторская задолженность",
в т.ч. поставщики (621)

20 000

470 "Нераспределенная прибыль/убыток"

Остаток прибыли

При составлении первой промежуточной бухгалтерской отчетности за январь 2007 год, бухгалтер должен отразить вступительные остатки на 1 января 2007 года с новыми, пересчитанными данными. Во вступительных остатках по сравнению с балансом за 2006 год изменятся показатели взаиморасчетов, кредитов и займов и нераспределенной прибыли - см. таблицу 2.

Таблица 2

Код строки

Вступительное кредитовое сальдо
счета 60 на 01.01.2007, руб.

Код строки

Вступительное кредитовое сальдо
счета 84 на 01.01.2007, руб.

620 "Кредиторская задолженность",
в т.ч. поставщики (621)

Данные строки на 31.12.2006 +
+ 8 000 руб. (изменения по пересчету)

470 "Нераспределенная прибыль/убыток"

Данные строки 470 на 31.12.2006 -
- 8 000 руб. (изменения по пересчету)

Причина изменения вступительных остатков будет показана в форме № 3 "Отчет об изменениях капитала". Она составляется, как правило, к годовому отчету. Изменения в новогоднюю ночь в этом отчете отражаются по двум причинам - переоценке основных средств и внесенных изменений в учетную политику. Автор рекомендует указать отдельную строку "пересчет сальдо расчетов с контрагентами в у.е.". Мы уже говорили о том, что изменением учетной политики данный пересчет не совсем правильно называть.

Для нашего примера форма 3 будет выглядеть так - см. таблицу 3.

Таблица 3

Показатель

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)

Итого, руб.

наименование

код

1

2

3

4

5

6

7

Остаток на 31 декабря предыдущего 2006 года

 

 

 

 

Данные на 31.12.2006

Данные на 31.12.2005

200

7

г.

 

х

х

х

- 8 000

- 8 000

(отчетный год)

Изменения в учетной политике

Остаток на 1 января отчетного 2007 года

100

      Данные на 31.12.2006 - 8 000 Данные на 31.12.2006 - 8 000

Наибольшей сложностью в связи с нововведениями будет приведение в Отчете о прибылях и убытках за 2007 год сопоставимых данных за 2006 год.

А что же следует сказать о нововведениях пользователям бухгалтерской отчетности за 2006 год?

Осуществленный в новогоднюю ночь пересчет будет являться событием после отчетной даты. Это факты, которые оказывают существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Среди таких примерных фактов ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" называет изменение оценки активов, можно отнести к ним и изменение оценки обязательств.

Значит, при составлении отчетности за 2006 год следует в Пояснительной записке сообщить о таких фактах. Это необходимо для того, чтобы собственники (учредители, участники) организации при утверждении годовой бухгалтерской отчетности знали об этом событии и определили источники возмещения возможных потерь, а также приняли окончательное решение о годовых дивидендах. Иными словами, собственники (учредители, участники) организации должны иметь возможность учесть наступившее после отчетного года событие при распределении чистой прибыли.

Возможный текст может быть такой:

"События после отчетной даты"

С 1 января 2007 года в соответствии с введением в действие положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) рассчитываются и отражаются в отчетности курсовые разницы, возникающих при оценке активов и обязательств в условных единицах или иностранной валюте, но подлежащих оплате в рублях. Такие разницы в 2006 году для целей бухгалтерского учета являлись суммовыми и их расчет производился только на дату погашения задолженности.
Указаниями Минфина России, изложенными в приказ № 154н от 27.11.2006, предписано пересчитать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выраженную в условных единицах, но подлежащую оплате в рублях по курсу ЦБР или иному согласованному сторонами в договорах по состоянию на 1 января 2007 года. Разницы, возникшие от пересчета, предписано отнести на счет 84 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток".
Организация произвела такой пересчет, в результате которого по состоянию на 01.01.2007 получен убыток в размере 8 000 руб. Сведения о данном убытке рекомендуем принять во внимание при оценке чистой прибыли, полученной по итогам 2006 г.".

Бухгалтерская отчетность за 2006 год

В соответствии с пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (с изменениями от 31.12.2004 и от 18.09.2006), бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

В состав бухгалтерской отчетности входят также:

  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от обязанностей ведения бухгалтерского учета, кроме основных средств и нематериальных активов. На этом основании они не представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Поскольку в программах "1С", предназначенных для этой категории организаций, бухгалтерский учет поддерживается в полном объеме, то мы рекомендуем все же составлять отчетность в некоторых случаях, но без последующего ее представления налоговым органам и органам статистики. Она, в частности, необходима, если организация выплачивает дивиденды (доходы от участия), для принятия решения собственниками о распределении чистой прибыли, то есть прибыли после уплаты единого налога.

Если организация применяет УСН и одновременно уплачивает ЕНВД по отдельным видам деятельности, то в отношении необходимости представления такой организацией бухгалтерской отчетности ситуация следующая.

Сначала в письме Минфина России от 20.06.2006 № 03-11-04/2/151 было заявлено, что организация, применяющая УСН, и при этом осуществляющая деятельность, облагаемую ЕНВД, не должна сдавать в налоговый орган Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках.

Однако уже в октябре позиция Минфина России изменилась.

В письме от 10.10.2006 № 03-11-04/2/203 чиновники пришли к прямо противоположному выводу:

Выдержка из документа

"если организация применяет по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета, то она должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации".

Классификация прочих доходов и расходов

При подготовке бухгалтерской отчетности за 2006 год бухгалтерам следует обратить внимание на приказы Минфина России от 18.09.2006 № 115н и 116н.*

Примечание:
* Комментарий к названным приказам читайте в номере 12 (декабрь) "БУХ.1С" за 2006 год, стр. 6.

Указанными документами внесены изменения в ряд нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в РФ.

Как определено приказами, они вступают в силу начиная с отчетности за 2006 год.

Все изменения касаются классификации прочих доходов и расходов организации: теперь они больше не подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные.

В тех нормативных актах, где упоминались слова "операционные", "внереализационные" и "чрезвычайные" доходы и расходы, они заменены на "прочие".

Действовавший ранее порядок предписывал учитывать чрезвычайные доходы и расходы на счете 99 "Прибыли и убытки". Теперь их следует учитывать на счете 91 "Прочие доходы и расходы" наряду с другими доходами и расходами, не относящимися к обычным видам деятельности.

В этой связи возникает вопрос о тех чрезвычайных доходах и расходах 2006 года, которые до выхода приказа организации правомерно учитывали на счете 99 "Прибыли и убытки". Следует ли их перенести на счет 91 "Прочие доходы и расходы"? Пункт 2 приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115н определяет, что "настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.". Из этой нормы можно сделать вывод: изменениями следует руководствоваться только при составлении годовой бухгалтерской отчетности, т. е. фактически после окончания 2006 года. По мнению некоторых специалистов, не будет являться нарушением, если организация не только не перенесла на счет 91 "Прочие доходы и расходы" обороты по чрезвычайным доходам и расходам, если они имели место до выхода приказа, но и продолжала до конца 2006 года учитывать их на счете 99 "Прибыли и убытки".

Обращаем внимание, что упразднение классификации прочих доходов и расходов не повлекло за собой изменения состава доходов и расходов, являющихся прочими в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Таким образом, аналитический учет прочих доходов и расходов на счете 91 по-прежнему необходимо вести.

В формы бухгалтерской отчетности также внесены изменения. В соответствии с новой редакцией ПБУ 4/99 прочие доходы и расходы в отчете о прибылях и убытках теперь необходимо раскрывать по группам статей:

  • проценты к получению;
  • проценты к уплате;
  • доходы от участия в других организациях;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы.

Соответствующие изменения внесены и в образец формы № 2, приведенный в Приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Таким образом, в годовой форме № 2 следует показать:

  • по строке 090 "Прочие доходы" - кредитовый оборот в нетто-оценке (т. е. за вычетом НДС с прочих доходов) по счету 91.01 "Прочие доходы" по всем объектам аналитического учета, кроме имеющих вид "Проценты к получению" и "Доходы от участия в других организациях", и счету 99.01 "Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)" по объекту аналитического учета "Чрезвычайные доходы";
  • по строке 100 "Прочие расходы" - дебетовый оборот в "нетто-оценке" (т. е. без учета НДС с прочих доходов) по счету 91.02 "Прочие расходы" по всем объектам аналитического учета, кроме имеющих вид "Проценты к уплате", и счету 99.01 "Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)" по объекту аналитического учета "Чрезвычайные расходы".

В форме № 2 данные приводятся не только за текущий, но и, как минимум, за предшествующий год. Обращаем внимание, что описанный выше алгоритм заполнения строк 090 и 100 применяется и для графы "За аналогичный период предыдущего года".

Изменения внесены и в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Их можно считать косметическими: в разделах "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" и "Расходы на освоение природных ресурсов" слово "внереализационные" заменено на слово "прочие".

Пользователи текущих версий учетных программ фирмы "1С" (как на платформе "1С:Предприятие 8", так и на платформе "1С:Предприятие 7.7") могли продолжать вести учет прочих доходов и расходов в 2006 году по счету 91 на тех же статьях, которые использовались ранее. Отчет о прибылях и убытках за 2006 год после установления соответствующего обновления готовится программой таким образом, что все ранее признанные прочие операционные, внереализационные, а также чрезвычайные доходы и расходы при автоматическом заполнении попадают в строки "Прочие доходы" и "Прочие расходы".

Учет изменений ПБУ 3/2006*

Примечание:
* Эта часть статьи подготовлена Л.П. Фомичевой, аудитором, членом Палаты налоговых консультантов РФ ( fomichevaval@mail.ru).

Приказами Минфина России от 27.11.2006 № 154н, 155н, 156н для целей бухгалтерского учета отменены суммовые разницы.

В связи с принятием данных документов следует решить, влекут ли они за собой необходимость внесения изменений в учетную политику организации на 2007 год? Традиционно учетная политика представляется в налоговые органы вместе с годовой отчетностью, поэтому считаем важным остановиться на этом вопросе в рамках данной статьи.

По правилам, установленным пунктом 16 и 20 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" изменения учетной политики конкретной организации возможны в случае внесения изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету. Последствия таких изменений отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим нормативным актом.

Но в пункте 8 ПБУ 1/98 сказано, что при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Раньше в бухгалтерском законодательстве предусматривалось суммовые разницы определять в одном порядке, а теперь курсовые разницы по рублевым расчетам определяются в другом порядке. В данном случае выбор у организации отсутствует, следовательно, изменения в учетную политику не вносятся и информация об этом не предоставляется пользователям.

Далее. Нововведения влекут за собой особые переходные положения, и информация о них важна для пользователей годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.

В пункте 3 приказа Минфина России от 27.11.2006 № 154н указано, как осуществить переход к новым правилам оценки активов и обязательств, установленным ПБУ 3/2006.

Организации (за исключением кредитных и бюджетных) обязаны в бухгалтерском учете пересчитать по состоянию на 1 января 2007 года средства в расчетах (дебиторскую и кредиторскую задолженности, заемные обязательства и т. д.), выраженные в условных единицах, но подлежащие оплате в рублях. Пересчет необходимо произвести по курсу ЦБ РФ или иному курсу, которые стороны закрепили в договоре, на 01.01.2007. Возникшие разницы предписано отнести на счет 84 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток".

Кого касается пересчет? Тех, у кого имеется задолженность, выраженая в у.е. по следующим статьям:

  • дебиторская задолженность, включая авансы полученные;
  • кредиторская задолженность, включая авансы выданные;
  • займы и кредиты полученные;
  • финансовые вложения (применительно к займам выданным).

В результате указанного пересчета изменится вступительное сальдо по данным статьям в бухгалтерском балансе за январь 2007 года.

Как практически осуществить пересчет по состоянию на 01.01.2007 и отразить его данные в отчетности? Рассмотрим это на конкретном примере.

Примечание:
* Организация в 2006 году вела расчеты с поставщиками за приобретаемые товары в у.е. Сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками по счету 60 на 31.12.2006 составило 1 000 у.е. (по данным аналитического учета) и соответствует 20 000 руб. Курс был определен на дату принятия задолженности к учету. Допустим, что стороны определили согласованный курс, и при пересчете долга по этому курсу рублевый эквивалент должен составить 28 000 руб.

Следует сделать следующие записи:

Дебет 84 Кредит 60
- 8 000 руб. (28 000 - 20 000) пересчитан эквивалент 1 000 у.е. по согласованному сторонами курсу по состоянию на 01.01.2007.

На какую дату следует отразить эти записи? Точно не 31.12.2006 и не 01.01.2007. А в новогоднюю ночь в межотчетный период. Экономические программы фирмы "1С" делают это автоматически.

Пересчет не влечет изменения показателей бухгалтерской отчетности за 2006 год. В бухгалтерском балансе на конец 2006 года показатель расчетов с поставщиками по строке 621 и итоговой строке кредиторской задолженности (код 620) формируется на основании не переоцененных данных долга. Показатель чистой прибыли (строка 470) также не затрагивается изменениями (см. табл. 1).

Таблица 1

Код строки

Конечное кредитовое сальдо
счета 60 на 31.12.2006, руб.

Код строки

Конечное кредитовое сальдо
счета 84 на 31.12.2006, руб.

620 "Кредиторская задолженность",
в т.ч. поставщики (621)

20 000

470 "Нераспределенная прибыль/убыток"

Остаток прибыли

При составлении первой промежуточной бухгалтерской отчетности за январь 2007 год, бухгалтер должен отразить вступительные остатки на 1 января 2007 года с новыми, пересчитанными данными. Во вступительных остатках по сравнению с балансом за 2006 год изменятся показатели взаиморасчетов, кредитов и займов и нераспределенной прибыли - см. таблицу 2.

Таблица 2

Код строки

Вступительное кредитовое сальдо
счета 60 на 01.01.2007, руб.

Код строки

Вступительное кредитовое сальдо
счета 84 на 01.01.2007, руб.

620 "Кредиторская задолженность",
в т.ч. поставщики (621)

Данные строки на 31.12.2006 +
+ 8 000 руб. (изменения по пересчету)

470 "Нераспределенная прибыль/убыток"

Данные строки 470 на 31.12.2006 -
- 8 000 руб. (изменения по пересчету)

Причина изменения вступительных остатков будет показана в форме № 3 "Отчет об изменениях капитала". Она составляется, как правило, к годовому отчету. Изменения в новогоднюю ночь в этом отчете отражаются по двум причинам - переоценке основных средств и внесенных изменений в учетную политику. Автор рекомендует указать отдельную строку "пересчет сальдо расчетов с контрагентами в у.е.". Мы уже говорили о том, что изменением учетной политики данный пересчет не совсем правильно называть.

Для нашего примера форма 3 будет выглядеть так - см. таблицу 3.

Таблица 3

Показатель

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)

Итого, руб.

наименование

код

1

2

3

4

5

6

7

Остаток на 31 декабря предыдущего 2006 года

 

 

 

 

Данные на 31.12.2006

Данные на 31.12.2005

200

7

г.

 

х

х

х

- 8 000

- 8 000

(отчетный год)

Изменения в учетной политике

Остаток на 1 января отчетного 2007 года

100

      Данные на 31.12.2006 - 8 000 Данные на 31.12.2006 - 8 000

Наибольшей сложностью в связи с нововведениями будет приведение в Отчете о прибылях и убытках за 2007 год сопоставимых данных за 2006 год.

А что же следует сказать о нововведениях пользователям бухгалтерской отчетности за 2006 год?

Осуществленный в новогоднюю ночь пересчет будет являться событием после отчетной даты. Это факты, которые оказывают существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Среди таких примерных фактов ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" называет изменение оценки активов, можно отнести к ним и изменение оценки обязательств.

Значит, при составлении отчетности за 2006 год следует в Пояснительной записке сообщить о таких фактах. Это необходимо для того, чтобы собственники (учредители, участники) организации при утверждении годовой бухгалтерской отчетности знали об этом событии и определили источники возмещения возможных потерь, а также приняли окончательное решение о годовых дивидендах. Иными словами, собственники (учредители, участники) организации должны иметь возможность учесть наступившее после отчетного года событие при распределении чистой прибыли.

Возможный текст может быть такой:

"События после отчетной даты"

С 1 января 2007 года в соответствии с введением в действие положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) рассчитываются и отражаются в отчетности курсовые разницы, возникающих при оценке активов и обязательств в условных единицах или иностранной валюте, но подлежащих оплате в рублях. Такие разницы в 2006 году для целей бухгалтерского учета являлись суммовыми и их расчет производился только на дату погашения задолженности.
Указаниями Минфина России, изложенными в приказ № 154н от 27.11.2006, предписано пересчитать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выраженную в условных единицах, но подлежащую оплате в рублях по курсу ЦБР или иному согласованному сторонами в договорах по состоянию на 1 января 2007 года. Разницы, возникшие от пересчета, предписано отнести на счет 84 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток".
Организация произвела такой пересчет, в результате которого по состоянию на 01.01.2007 получен убыток в размере 8 000 руб. Сведения о данном убытке рекомендуем принять во внимание при оценке чистой прибыли, полученной по итогам 2006 г.".

Налоговая отчетность за 2006 год

На момент подписания номера в печать Минфин России и другие органы, которые имеют право устанавливать формы отчетных документов, не вносили изменений в ранее утвержденные формы налоговых деклараций и иных отчетных форм.

Что касается единого социального налога, то ФНС России в письме от 20.12.2006 № ШС-6-05/1238@ сообщила о том, что декларации за 2006 год по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование нужно представлять по формам, утвержденным приказами Минфина России от 31.01.2006 № 19н и от 27.02.2006 № 30н.

За 2006 год полностью "обновилась" только отчетность по доходам физических лиц.

НДФЛ

Необходимость внесения изменений в формы отчетности по НДФЛ была обусловлена Решением ВАС РФ от 22.06.2006 № 4221/06, в котором признано незаконным требование представлять сведения о перечисленных суммах налога по каждому работнику - раздел 6 справки 2-НДФЛ.

Выпущенным в связи с этим приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ обновлены не только состав показателей формы, но и форматы передачи данных этой формы в электронном виде в ИФНС.

Приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ обновлены справочники "Коды доходов" и "Коды вычетов", в связи с чем:

  • изменен код дохода для видов расчета очередных и дополнительных отпусков на код 2012;
  • изменен код дохода для видов расчета пособия по временной нетрудоспособности на код 2300;
  • добавлен код дохода 2001 (вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации);
  • если при начислении дивидендов предоставляется налоговый вычет в сумме полученных организацией дивидендов, такой вычет регистрируется с кодом 601.

Кроме этого, обновлена формируемая в документе "Сведения о доходах физлиц" отчетность по НДФЛ: печатная форма справки 2-НДФЛ и формат выгрузки (данные в электронном виде выгружаются в формате версии 4.00001).

В проведенных ранее в экономических программах фирмы "1С" документах "Сведения о доходах физлиц" за 2005 и 2006 годы печатная форма 2-НДФЛ и данные в электронном виде по-прежнему формируются в соответствии с действовавшим на тот момент приказом ФНС России от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ (утратил силу 10.12.2006).

В программах системы "1С:Предприятие" в документе "Сведения о доходах физлиц":

  • в организациях, являющихся юридическими лицами, помимо ставки налогообложения доходов работника требуется указывать код по ОКАТО и КПП места получения дохода (организации или ее обособленного подразделения); при автоматическом заполнении списка справок эти данные также проставляются автоматически;
  • данные по суммам перечисленного налога более не регистрируются и не вводятся;
  • добавлена возможность формирования сводных справок о доходах для выдачи на руки работникам. Такие справки удобно представлять, например, в банк при получении кредита.

Сам порядок* подготовки сведений изменился только для организаций, имеющих обособленные подразделения.

Примечание:
* О порядке ведения учета читайте статью С.А.Харитонова "Отчетность по НДФЛ за 2005 год: анализ изменений и вопросы автоматизации".

В связи с необходимостью формирования справок о доходах организациями, являющимися юридическими лицами, с указанием кодов по ОКАТО головной организации и всех обособленных подразделений, в которых заняты работники организации, в типовых конфигурациях организован учет НДФЛ в разрезе кодов по ОКАТО и КПП обособленных подразделений. Например, в программе "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8":

  • в справочник "Подразделения организаций" добавлена возможность указания кода по ОКАТО и КПП; при этом указание кодов по ОКАТО для всех элементов справочника "Организации" становится обязательным;
  • в документах, регистрирующих результаты начислений ("Начисление зарплаты работникам организаций", "Начисление по больничному листу" и т. п.), учет доходов и в соответствующих случаях сумм исчисленного (удержанного) налога в разрезе обособленных подразделений производится автоматически; в документе "НДФЛ и ЕСН - доходы и налоги" коды по ОКАТО и КПП обособленных подразделений следует указывать вручную;
  • в отчете "Налоговая карточка 1-НДФЛ" для организаций-юридических лиц добавлена возможность отбора данных учета по кодам ОКАТО.

Кроме этого, обращаем ваше внимание, что приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ для материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов, выделен специальный код дохода (2761). Ранее эти доходы регистрировались с предоставлением вычета с кодом 506.

При обновлении информационной базы в данных учета доходов код дохода 2710 с предоставленным вычетом с кодом 506 автоматически заменен кодом 2761, при этом в соответствующих видах расчета код дохода также был заменен.

Контроль соотношения показателей

В конфигурациях на платформе "1С:Предприятие 8" ("Бухгалтерия предприятия", "Управление производственным предприятием") появилась новая возможность - контроль соотношения показателей в регламентированной отчетности, который позволяет диагностировать методические и арифметические ошибки, допущенные пользователем на этапе ее подготовки, а также сопоставлять одинаковые по смыслу и экономической сущности показатели в разных отчетах.

Анализируя типичные ошибки, которые допускают пользователи при представлении отчетности в органы ФНС, специалисты фирмы "1С" пришли к выводу, что большинство логических и арифметических ошибок, которые содержатся в представляемой отчетности, можно выявить путем контроля соотношения значений разных показателей отчетов друг с другом еще на этапе подготовки самой отчетности.

Режим контроля включен в наиболее используемые декларации и расчеты:

  • декларация по налогу на добавленную стоимость;
  • декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%;
  • декларация по налогу на прибыль организаций;
  • расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН;
  • декларация по ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Проверить соотношения показателей можно, нажав кнопку "Проверка", которая находится на верхней командной панели формы отчета. Можно настроить проверку таким образом, чтобы при печати и выгрузке отчета в электронном виде проверка показателей запускалась автоматически. Для этого необходимо в настройках отчета (кнопка "Настройка") установить флаг "Проверять соотношения показателей при печати и выгрузке".

В случае наличия ошибок в отчете, сведения о невыполненных соотношениях будут выведены в специальную таблицу, где указывается текст проверяемого соотношения, расшифровка значений, результат проверки, описание нарушения и комментарии. Для навигации по показателям, которые участвуют в формулах соотношений, необходимо установить курсор на требуемом соотношении и двойным щелчком мыши по колонке "Проверяемое соотношение" или "Расшифровка значений", открыть форму расшифровки показателей. Двойной щелчок мыши по значению показателей в этой форме будет активизировать необходимый отчет и фокусировать курсор на необходимом показателе.

Рекомендации по выгрузке отчетности в электронном виде

В настоящее время в экономических программах фирмы "1С" поддерживаются все способы сдачи отчетности:

  • на бумажных носителях,
  • на бумажных носителях с использованием технологии двухмерного штрихкодирования (для Москвы),
  • в электронном виде на магнитных носителях (дискетах);
  • в электронном виде по каналам связи (через спецоператоров).

В этой части статьи мы поговорим о выгрузке файлов отчетности для ее сдачи в электронном виде.

Регламентированная отчетность, распространяемая фирмой "1С", содержит возможность выгрузки данных налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по форматам, утвержденным ФНС России. Работа с регламентированными отчетами возможна во всех программных продуктах системы "1С:Предприятие", предназначенных для ведения бухгалтерского и налогового учета.

В "1С:Бухгалтерии 8" для выгрузки отчетов можно воспользоваться журналом выгрузки в диалоговом окне регламентированных отчетов или воспользоваться кнопкой "Выгрузка" непосредственно в окне выгружаемого отчета.

При подготовке налоговых деклараций в "1С:Предприятии 7.7" важное значение имеет порядок заполнения разделов декларации. Инструкции по заполнению деклараций, утвержденные соответствующими нормативными документами ФНС России, описывают заполнение разделов декларации в порядке возрастания номеров разделов. Однако зачастую заполнение разделов декларации целесообразно выполнять в порядке последовательного переноса данных из раздела в раздел.

Специалистами фирмы "1С" были проанализированы инструкции по подготовке налоговых деклараций, и для каждой декларации определена последовательность подготовки разделов, оптимальная с точки зрения переноса данных из одного раздела в другой.

Порядок подготовки разделов декларации описан в пользовательском описании к титульному листу декларации. Внимательно ознакомьтесь с описанием. Помимо порядка подготовки разделов декларации, в описании содержатся и общие указания по работе с регламентированными отчетами: порядок ввода данных в отчет, сохранения и восстановления, печати, выгрузки данных отчетности в электронном виде. Для удобства описание можно распечатать.

Если ваша организация представляет "пустые" отчеты, все равно необходимо сохранить данные разделов, которые должны представляться в составе декларации, только в этом случае не нужно вводить какие-либо данные.

Далее мы поговорим о передаче налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи. Для этого нужно воспользоваться услугами специализированного оператора связи.

Помимо этого, в настоящее время проходит пилотную апробацию другой способ представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи напрямую в налоговые органы, без специализированных операторов связи. Эта технология также будет поддерживаться в "1С:Предприятии", о чем мы расскажем в следующих номерах. Пока же подробнее остановимся на уже апробированной и доказавшей свою состоятельность технологии передачи данных через специализированного оператора связи на примере системы "Такском-Спринтер", разработанной компанией "Такском" (www.taxcom.ru) при участии фирмы "1С".

Представление отчетности по каналам связи*

Примечание:
* Эта часть статьи подготовлена специалистами компании "Такском" (www.taxcom.ru).

В настоящее время система представления отчетности в электронном виде по каналам связи развернута практически во всех регионах и давно перестала быть экзотикой. К концу 2006 года в целом по РФ около 300 тысяч налогоплательщиков-юридических лиц представляли отчетность в электронном виде по каналам связи. К 2010 году в соответствии с принятыми ФНС России "Основными направлениями развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (2005-2010 гг.)" доля юридических лиц, представляющих отчетность по каналам связи, должна составить не менее 50 %.

Если до 2006 года переход на представление отчетности по каналам связи был делом добровольным, то с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ представление отчетности в электронном виде стало для определенных категорий предприятий обязательным:

  • с 1 января 2007 года - для предприятий со среднесписочной численностью занятых свыше 250;
  • с 1 января 2008 года - и для предприятий со среднесписочной численностью свыше 100 человек.

Минфин и ФНС России не ограничиваются внедрением технологии представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов в электронном виде по каналам связи. Для стимулирования отказа от использования бумажных носителей налоговые органы реализуют мероприятия по расширению электронных информационных сервисов, призванных облегчить исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. К числу таких сервисов относятся предоставление налогоплательщикам информации об исполнении ими обязанности по уплате налогов и сборов в электронном виде, проведение сверок платежей с применением электронно-цифровых технологий, предоставление информационных и консультационных услуг, включая рассылку в электронном виде информации открытого характера, доступ к электронным реестрам, создание современной системы обработки обращений налогоплательщиков. Уже тысячи налогоплательщиков Москвы и некоторых других регионов сумели на практике оценить удобство получения в режиме "он-лайн" информации о состоянии расчетов с бюджетом. В 2007 году ФНС России намерено продолжить пилотный проект по отработке механизма "виртуальной сверки", и возможно, в скором времени утомительные визиты бухгалтера в налоговую инспекцию заменит общение через сеть Интернет. В 2007 году для всех пользователей системы "Такском-Спринтер" станет доступной услуга электронной сверки, которая успешно прошла опытную эксплуатацию, а также станет возможной сдача отчетности не только в налоговые органы и Пенсионный фонд, но и в органы статистики и другие фонды.

Компания "Такском" является специализированным оператором связи УФНС по г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербургу и другим регионам, предоставляя услуги по подготовке и сдаче отчетности в полном соответствии с законодательными требованиями как самостоятельно, так и с помощью широкой сети региональных партнеров и коммерческих представителей.

Система "Такском-Спринтер" предоставляет возможность автоматической выгрузки отчетности из программ фирмы "1С" и других бухгалтерских программ. Все формы отчетности разрабатываются и тестируются совместно с "1С".

Процесс сдачи отчетности в системе "Такском-Спринтер" складывается из 5 последовательных шагов:

1. Формирования файла с отчетностью.
2. Проверка файла.
3. Подписывание файла ЭЦП.
4. Шифрование файла.
5. Отправка в инспекцию.

Все шаги осуществляются в автоматическом режиме.

Декларация или форма бухгалтерской отчетности может быть выгружена автоматически из бухгалтерских программ, поддерживающих утвержденный ФНС России формат. Время для отправки отчетности занимает всего несколько минут. Налогоплательщику достаточно только подтвердить выполнение того или иного действия.

Система "Такском-Спринтер" является единственной системой представления отчетности по каналам связи, полностью интегрированной с бухгалтерскими программами фирмы "1С", поскольку и в первоначальной разработке системы и при любых изменениях в форматах электронного представления отчетности, процесс подготовки и выгрузки деклараций проходит тщательное совместное тестирование специалистами фирмы "1С" и компании "Такском".

При использовании программ семейства "1С:Предприятие 8" процедура выгрузки отчетности выглядит следующим образом. Предварительно, в настройках необходимо включить опцию интеграции с ПК "Спринтер", а сама выгрузка отчетности будет проходить через меню "Журнал выгрузки" с помощью кнопки "Зашифровать и отправить в ИФНС". В результате автоматически запускается программа "Референт" (из состава ПК "Спринтер"), производится выходной контроль файла с отчетностью и его отправка в инспекцию.

При установке в программы семейства "1С:Предприятие 7.7" форм отчетности, предоставленных специализированным оператором связи системы "Такском-Спринтер", налогоплательщику после заполнения декларации достаточно нажать две кнопки ("Выгрузить данные для передачи в инспекцию ФНС" и "Шифрование и отправка в инспекцию ФНС"), после чего также автоматически запускается программа "Референт" и производится выходной контроль файла отчетности. В случае успешного прохождения выходного контроля нужно отметить отправляемый файл галочкой и нажать кнопку "По EMail". Если бухгалтер предпочитает подготовку отчетности вручную, то для этого он может использовать модуль "1С:Налогоплательщик", входящий в состав ПК "Спринтер".

Отчетность в электронном виде передается по каналам связи только в зашифрованном виде, что гарантирует безопасность информации налогоплательщика от прочтения посторонними лицами.

В соответствии с регламентом электронного документооборота в ответ на отправленное сообщение налогоплательщик получает:

1. Немедленное подтверждение (квитанцию) специализированного оператора связи, подтверждающую дату отправки (сдачи) отчетности - аналог квитанции, выдаваемой на почте.

2. В течение суток - подтверждение налоговой инспекции в виде файла отчетности, отправленной налогоплательщиком, с подписью его и налоговой (аналог отметки налоговых органов на 2 экземпляре отчетных документов).

3. Протокол входного контроля инспекции, подтверждающий отсутствие или наличие ошибок в сообщении с отчетностью.

Все электронные юридически значимые документы, которыми обмениваются налогоплательщик, налоговый орган и спецоператор, должны быть подписаны двумя ЭЦП (отправителя и получателя документа).

Полный комплект подтверждающих электронных документов хранится только в архиве налогоплательщика в его компьютере, а также в налоговом органе.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии