Новые правила регистрации ККТ
Правительство РФ утвердило положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Помимо собственно порядка регистрации в положении также содержатся требования, предъявляемые к ККТ. Н.В. Иволгина рассматривает нововведения и сравнивает, чем новый порядок отличается от старого.

Содержание

Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее - Постановление № 470), действует с 4 августа 2007 года*. С этого же числа не применяется прежний порядок регистрации кассовой техники, утвержденный приказом ГНС России от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36 (далее - Приказ № ВГ-3-14/36).

Примечание:
* Постановление Правительства № 470 опубликовано в "Российской газете" 27 июля 2007 года. А в соответствии с пунктом 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования, то есть с 4 августа 2007 года.

Сразу заметим, что кардинальных изменений нет. Как и раньше, чтобы зарегистрировать ККТ, организация или индивидуальный предприниматель должны подать в налоговые органы соответствующее заявление. В Приказе № ВГ-3-14/36 было сказано, что подавать такое заявление нужно по месту регистрации ККТ. А Постановление № 470 обязывает подавать заявления по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). В то же время заявление о регистрации ККТ, которую будет применять обособленное подразделение, нужно представить в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.

К заявлению нужно приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с поставщиком или центром технического обслуживания. Аналогичное требование содержалось и в Приказе № ВГ-3-14/36.

Что касается срока регистрации, то он также не изменился. Появилось лишь одно уточнение: этот срок исчисляется в рабочих днях. Так, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ.

Процедура регистрации тоже осталась неизменной. Регистрация осуществляется путем внесения сведений о ККТ в книгу учета контрольно-кассовой техники. Одновременно с регистрацией налоговый орган выдает пользователю карточку регистрации и возвращает документы, которые он представлял вместе с заявлением.

Несколько изменилась процедура снятия ККТ с учета. Во-первых, в Постановлении № 470 уточняется, что налоговый орган должен снять ККТ с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (раньше этот срок прописан не был). А во-вторых, появилось требование о том, что отметка о снятии с учета должна стоять не только в карточке регистрации, но и в паспорте ККТ и в книге учета.

Перечисленные выше нормы (о порядке и условиях регистрации ККТ в налоговых органах) не распространяются на технику, которую применяют кредитные организации при совершении кассовых операций. Об этом прямо сказано в Постановлении № 470.

Последнее и самое существенное изменение касается действий налогового органа в случае, когда ККТ исключена из Госреестра. Приказ № ВГ-3-14/36 обязывал налоговые органы уведомлять пользователей о том, что срок применения модели контрольно-кассовой техники, указанный в Госреестре, истекает. Делать это они должны были за 30 дней до истечения срока. Как только срок применения модели ККТ заканчивался, налоговые органы обязаны были снять машины этой модели с учета.

Однако такое положение могло нарушить права пользователей, предоставленные им Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Ведь согласно пункту 5 статьи 3 этого закона в случае исключения из Госреестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации*.

Примечание:
* Напомним, что максимальный нормативный срок амортизации ККТ равен семи годам. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы - имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно (см. постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

В Постановлении № 470 нет требования о том, чтобы налоговые органы отслеживали сроки применения ККТ, указанные в Госреестре. Но если у модели ККТ, исключенной из Госреестра, истек нормативный срок амортизации, налоговый орган может самостоятельно снять такую ККТ с учета. Пользователя о снятии ККТ с учета налоговый орган должен уведомить не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации.

В заключение отметим, что Постановление № 470 установило жесткие требования к контрольно-кассовой технике. Например, касса должна иметь часы реального времени и обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте. (Раньше таких требований не было.) Но главное, что теперь все эти требования объединены в одном документе. А поскольку большую юридическую силу имеют более поздние правовые акты, ранее выпущенные документы, касающиеся технических параметров ККТ, применяться не должны. Речь идет, в частности, о постановлении Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 и письме ГМЭК от 28.11.1994 № АО-7-272.

Новые правила регистрации ККТ

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии