Новые путевые листы - не для всех!
Ни одно транспортное средство, эксплуатируемое организациями и индивидуальными предпринимателями, не может выехать на задание, если на руках у водителя не будет путевого листа. Последние десять лет этот документ оформлялся по форме и в соответствии с требованиями, установленными постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Но прошедшей осенью Минтранс России издал приказ от 18.09.2008 № 152, которым утвердил новые обязательные реквизиты и требования к оформлению путевых листов. В данной статье А.А. Куликов, налоговый консультант анализирует соотношение положений действующего и поныне постановления Госкомстата и приказа Минтранса России.

Содержание

Требования к оформлению путевых листов изначально были утверждены постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78 (далее - Постановление Госкомстата). В соответствии с указанным Постановлением Госкомстата утвержденные формы унифицированных документов подлежат применению в целях учета движения автотранспортных средств и начисления заработной платы водителям.

Никаких иных целей применения указанных унифицированных документов Постановлением Госкомстата прямо не предусмотрено.

В то же время приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 были утверждены обязательные реквизиты и требования к оформлению путевых листов (далее - Правила оформления путевых листов).

После вступления указанного нормативного правового акта в силу неизбежным стал вопрос о соотношении положений Постановления Госкомстата и Правил оформления путевых листов.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые обстоятельства, указывающие на то, что Правила оформления путевых листов имеют крайне ограниченную сферу применения, вследствие чего не могут распространяться на всех эксплуатантов автотранспортных средств.

Так, в соответствии с пунктом 2 этого документа обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Если буквально анализировать указанную норму, то напрашивается вывод, что указанные требования обязательны для всех. Однако при этом необходимо учитывать следующее положение пункта 1 Правил оформления путевых листов: "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"" (далее - Устав).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава данный законодательный акт определяет:

  • общие условия перевозок пассажиров/багажа/грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее - транспортные средства);
  • общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Кроме того, необходимо учитывать место Устава в системе гражданского законодательства Российской Федерации - Устав издан в развитие статьи 784 ГК РФ, включенной в главу 40 ГК РФ "Перевозка".

Следовательно, исходя из системного толкования Правил оформления путевых листов, последние подлежат применению только в том случае, если эксплуатация наземного транспортного средства осуществляется в рамках предпринимательской деятельности, связанной с исполнением обязательств в рамках договоров перевозки пассажиров, багажа или грузов.

Если эксплуатация транспортного средства осуществляется в рамках иных правоотношений, то подлежат применению путевые листы, форма которых утверждена Постановлением Госкомстата.

Новые путевые листы - не для всех!

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии