Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Годовая отчетность и ее составление в "1С:Бухгалтерии 8"

03.03.2009
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Годовая отчетность и ее составление в "1С:Бухгалтерии 8"
На вопрос, с чем у вас ассоциируется март, большинство бухгалтеров, скорее всего, ответят: "На этот месяц приходится срок сдачи большинства отчетных форм за истекший год". О том, на что следует обратить внимание при подготовке отчетности за 2008 год в "1С:Бухгалтерии 8", рассказывает С.А. Харитонов, д.э.н., профессор Финансовой академии при Правительстве РФ.

Содержание


Годовая отчетность по налогам и взносам включает много отчетных форм, для каждой из которых установлен свой срок представления.

Часть отчетных форм за 2008 год организации уже подготовили и сдали в налоговые органы и соответствующие фонды в первые два месяца года. В частности, на 15 января 2009 года пришелся срок представления в Фонд социального страхования РФ расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, на 2 февраля 2009 года - срок представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу.

Вместе с тем, основной объем работы по составлению годовой бухгалтерской и налоговой отчетности у большинства организаций приходится на март.

У организаций, которые находятся на общем режиме налогообложения, в текущем году на 30 марта приходится крайний срок представления сразу четырех наиболее "популярных" налоговых деклараций (по налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу, по взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на имущество организаций), а на 31 марта - срок представления годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕНВД), не позднее 31 марта 2009 года обязаны представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию.

Кроме этого, на 2 марта 2009 года приходится крайний срок представления в ПФР отчетности по индивидуальному персонифицированному учету по обязательному пенсионному страхованию (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). И, как правило, именно в марте большинство организаций представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за истекший год по форме 2-НДФЛ - напомним, что крайним сроком представления таких сведений за 2008 год является 1 апреля 2009 года (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отчетность, представляемая в марте 2009 года

Годовая отчетность по налогам и взносам включает много отчетных форм, для каждой из которых установлен свой срок представления.

Часть отчетных форм за 2008 год организации уже подготовили и сдали в налоговые органы и соответствующие фонды в первые два месяца года. В частности, на 15 января 2009 года пришелся срок представления в Фонд социального страхования РФ расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, на 2 февраля 2009 года - срок представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу.

Вместе с тем, основной объем работы по составлению годовой бухгалтерской и налоговой отчетности у большинства организаций приходится на март.

У организаций, которые находятся на общем режиме налогообложения, в текущем году на 30 марта приходится крайний срок представления сразу четырех наиболее "популярных" налоговых деклараций (по налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу, по взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на имущество организаций), а на 31 марта - срок представления годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕНВД), не позднее 31 марта 2009 года обязаны представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию.

Кроме этого, на 2 марта 2009 года приходится крайний срок представления в ПФР отчетности по индивидуальному персонифицированному учету по обязательному пенсионному страхованию (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). И, как правило, именно в марте большинство организаций представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за истекший год по форме 2-НДФЛ - напомним, что крайним сроком представления таких сведений за 2008 год является 1 апреля 2009 года (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Средства "1С:Бухгалтерии 8" для составления отчетности

Составление бухгалтерской и налоговой отчетности занимает существенно меньше времени, если для ведения учета используется "1С:Бухгалтерия 8". Это объясняется просто: большинство хозяйственных операций регистрируется в этой программе с помощью документов, специализированных по участкам учета и автоматически формирующих "правильные" проводки, а включенные в программу средства позволяют рассчитывать большинство показателей бухгалтерских и налоговых отчетных форм автоматически по данным первичного учета.

Подготовка налоговой отчетности и заполнение форм бухгалтерской отчетности в программе производятся с помощью регламентированных отчетов, которые являются частью конфигурации. В связи с этим, для того, чтобы формы отчетности были актуальными, необходимо производить обновление конфигурации по мере выхода новых версий. В частности, для составления годовой отчетности за 2008 год рекомендуется использовать типовую конфигурацию "Бухгалтерия предприятия" версии 1.6.12.4 или более поздней. Узнать, является ли установленная у вас конфигурация актуальной, можно на сайте www.buh.ru. Есть и второй доступный способ - можно установить режим автоматической проверки наличия обновления при каждом запуске программы (см. рис. 1).

Рис. 1

Составление отчетности производится через форму Регламентированная и финансовая отчетность с использованием отчетов из справочника Регламентированные отчеты меню Отчеты. Все отчеты в этом справочнике объединены в тематические группы.

Отчеты для составления бухгалтерской отчетности объединены в группу Бухгалтерская отчетность (см. рис. 2). Она включает отдельные отчеты для составления шести бухгалтерских форм, а также отчет "Расчет стоимости чистых активов". Отчетные формы по "типичным" налогам объединены в группу Налоговая отчетность (см. рис. 3).

Рис. 2

Рис. 3

Средства для подготовки отчетности по физическим лицам (персонифицированный учет ПФР, сведения о доходах физических лиц) объединены в группу Отчетность по физлицам (см. рис. 4).

Рис. 4

Для подготовки соответствующей отчетной бухгалтерской или налоговой формы необходимо в списке отчетов выбрать соответствующую строку, ввести команду на создание нового отчета, заполнить стартовую форму, а затем собственно форму отчета, после чего вывести форму на печать, а отчет сохранить (см. рис. 5).

Рис. 5

Для передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде необходимо сформировать файлы выгрузки (в "1С:Бухгалтерии 8" для выгрузки отчетов можно воспользоваться журналом выгрузки в диалоговом окне регламентированных отчетов или воспользоваться кнопкой Выгрузка непосредственно в окне выгружаемого отчета).

Для подготовки отчетности в ПФР и сведений о доходах физических лиц необходимо выбрать соответствующий отчет в группе Отчетность по физлицам, заполнить стартовую форму, а затем собственно форму отчета, после чего вывести данные на носитель для их передачи в налоговый орган, а отчет сохранить (см. рис. 6).

Рис. 6

Создание оценочных резервов на 2009 год

При составлении годовой бухгалтерской отчетности бухгалтеры, случается, забывают о создании оценочных резервов. Причин, как правило, две:

  • во-первых, образование резервов напрямую не связано с какой-либо хозяйственной операцией, и бухгалтеры просто забывают о необходимости это сделать;
  • во-вторых, начисление резервов бухгалтеры связывают с возникновением разниц в соответствии с ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), которых они "боятся, как огня".

Напомним, что нормы бухгалтерского учета позволяют организациям образовать три вида резервов:

  • под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н);
  • под обесценение финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н);
  • по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по материально-производственным запасам (МПЗ), которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась. Таким образом, если стоимость МПЗ не снизилась, создавать такой резерв не нужно.

Образуется резерв на величину положительной разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ и отражается в бухгалтерском учете проводкой с кредита счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В плане счетов бухгалтерского учета 1С:Бухгалтерии 8 к счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" открыты отдельные субсчета по видам ценностей: 14.01 "Резервы под снижение стоимости материалов", 14.02 "Резервы под снижение стоимости товаров", 14.03 "Резервы под снижение стоимости готовой продукции" и 14.04 "Резервы под снижение стоимости незавершенного производства". На первых трех субсчетах аналитический учет ведется по номенклатурным единицам (справочник Номенклатура), на четвертом - по номенклатурным группам (справочник Номенклатурные группы). При отражении в учете начисления резерва по кредиту проводки выбирается соответствующий субсчет счета 14 и объект аналитического учета, под снижение стоимости которого образован резерв.

Аналитический учет на счете 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по статьям прочих доходов и расходов, а для обособленного учета прочих доходов и прочих расходов предназначены субсчета 91.01 и 91.02 соответственно. При образовании резерва корреспондирующим следует выбирать субсчет 91.02, а объектом аналитического учета по этому счету статью справочника Прочие доходы и расходы с видом прочих доходов и расходов Отчисления в оценочные резервы и неустановленным флажком Принятие к НУ.

Начисленный резерв подлежит списанию по мере отпуска ценностей, по которым он резерв, проводкой по дебету соответствующего субсчета счета 14 и кредиту субсчета 91.01 "Прочие доходы" (по статье с видом прочих доходов и расходов Отчисления в оценочные резервы и неустановленным флажком Принятие к НУ).

Для целей налога на прибыль организаций созданный резерв учитываться не должен, поэтому в налоговом учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91.02.7 "Внереализационные расходы" необходимо отразить постоянную разницу, которая приводит к возникновению постоянного налогового обязательства .

При списании резерва в бухгалтерском учете в налоговом учете вновь отражается возникновение постоянной разницы, но уже по кредиту счета 91.01.7 "Внереализационные доходы". Это постоянная разница приводит к возникновению постоянного налогового актива.

Начисление резервов всех видов в "1С:Бухгалтерии 8" отражается операциями, введенными вручную.

Применительно к резерву под снижение стоимости МПЗ на закладке Бухгалтерский учет формы документа Операция (бухгалтерский и налоговый учет) вводятся проводки по начислению резерва по описанным выше правилам, после чего по кнопке "Заполнить" автоматически формируются записи налогового учета, в которых на закладке Налоговый учет уточняется субсчет счет 91.02 для отражения постоянных разниц. Аналогично отражается списание резерва по мере отпуска ценностей, по которым он образован.

Операции по образованию и списанию резерва следует вводить до выполнения регламентных операций в соответствии с ПБУ 18/02, производимых в "1С:Бухгалтерии 8" с помощью документа Закрытие месяца. Это необходимо для того, чтобы программа правильно рассчитывала величину постоянных налоговых обязательств и постоянных налоговых активов.

Резерв под обесценение финансовых вложений формируется по иным правилам. Они состоят в следующем.

Все финансовые вложения организации для целей их оценки подразделяются на те, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и на те, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. В отношении первых организации обязаны производить переоценку в соответствии с пунктом 20 ПБУ 19/02 с отражением корректировки стоимости непосредственно на счете 58 "Финансовые вложения".

Таким образом, создание резерва под обесценение возможно только для финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, и лишь при устойчивом существенном снижении их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает от них получить.

Создается резерв на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений, а его образование отражается проводкой по кредиту счета 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" в дебет счета 91.02 "Прочие расходы". В проводке указывается статья прочих расходов с видом "Отчисления в оценочные резервы" (аналитика по дебету), а также эмитент и ценная бумага, по которой образуется резерв (аналитика по кредиту).

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря. При этом производится корректировка ранее созданного резерва в сторону увеличения (дополнительной записью по кредиту счета 59) или уменьшения (проводкой по дебету счета 59 и кредиту счета 91.01 "Прочие доходы").

Для целей налога на прибыль организаций резерв данного вида не учитывается, поэтому в налоговом учете по дебету счета 91.02.7 "Внереализационные расходы" (создание резерва, его корректировка в сторону увеличения) и по кредиту счета 91.01.7 "Внереализационные доходы" (при корректировке резерва в сторону уменьшения) необходимо фиксировать постоянные разницы. Для того, чтобы программа выявляла разницы автоматически (т.е. сама проставляла в налоговых проводках вид учета ПР), у статьи прочих доходов и расходов по учету резерва не должен стоять флажок Принятие к НУ.

Как и для резерва первого вида, операции по образованию и корректировке резервов под обесценение финансовых вложений следует вводить до выполнения регламентных операций в соответствии с ПБУ 18/02.

Третий вид резервов - по сомнительным долгам - организации могут создавать как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли. При этом, чтобы избежать возникновения разниц на этапе создания резервов, целесообразно в учетной политике бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли утвердить идентичные правила их признания и определения размера, а именно, в соответствии со статьей 266 НК РФ:

  • создается по дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями;
  • по задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму резерва включается полная сумма задолженности;
  • по задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов от суммы задолженности;
  • по задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв не создается;
  • общая сумма не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.

В "1С:Бухгалтерии 8" образование резерва по сомнительным долгам отражается следующим образом:

в бухгалтерском учете:

  • проводкой по кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" (аналитические признаки (субконто): дебитор и договор, по которому образуется резерв) и кредиту счета 91.02 "Прочие расходы" (статья прочих доходов и расходов с видом "Отчисления в оценочные резервы" с установленным флажком "Принятие к НУ");

в налоговом учете:

  • записью по дебету счета 91.02.7 "Внереализационные расходы" (та же статья прочих доходов и расходов, что и в бухгалтерском учете), вид учета НУ.

При списании невостребованных долгов дебитора, по которым был создан резерв, в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета расчетов с дебитором, например 62.01 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Такое списание возможно лишь, если задолженность дебитора безнадежная, т.е. нереальная к взысканию.

В налоговом учете сумма созданного резерва может быть направлена только на покрытие убытков от списания безнадежных долгов. Таким образом, в этом правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. При этом, поскольку в плане счетов налогового учета "1С:Бухгалтерии 8" счета 62 и 63 не применяются, то использование резерва на покрытие убытков в налоговом учете не отражается.

Возможна ситуация, когда сумма резерва окажется меньше суммы списываемого долга. В этом случае непогашенная за счет резерва дебиторская задолженность списывается: в бухгалтерском учете - проводкой в дебет счета 91.02 "Прочие расходы" (статья прочих доходов и расходов с видом Списанная дебиторская задолженность с установленным флажком Принятие к "НУ"), в налоговом учете - записью по дебету счета 91.02.7 "Внереализационные расходы" (та же статья прочих доходов и расходов, что и в бухгалтерском учете), вид учета НУ.

Может сложиться ситуация, при которой возникшая в прошлом году сомнительная задолженность, по которой образован резерв, в текущем году не погашена и при этом еще не стала безнадежной по состоянию на конец года. В этом случае по правилам бухгалтерского учета неизрасходованные суммы необходимо присоединить при составлении годового бухгалтерского баланса к финансовым результата, т.е. ввести проводку по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01 "Прочие доходы".

Одновременно организация может вновь образовать резерв по этой сомнительной задолженности и отразить его проводкой по дебету счета 91.02 "Прочие расходы" и кредиту счета 63. В обоих проводках объектом аналитики на счете 91 следует указать статью прочих доходов и расходов с видом "Отчисления в оценочные резервы".

В налоговом учете подобное списание резерва и его повторное образование не предусмотрено. Значит, применительно к каждой операции следует говорить о возникновении разницы, несмотря на то, что обе бухгалтерские проводки "в сумме" не влияют на конечный финансовый результат. Формально, если руководствоваться моделью "тройного" учета (бухгалтерского, налогового и в соответствии с ПБУ 18/02), реализованной в 1С:Бухгалтерии 8, на счетах 91.01.7 и 91.02.7 плана счетов налогового учета необходимо отразить возникновение временных разниц. Однако не будет ошибкой, если налоговые проводки в этом случае вообще не вводить.

Расчет налога на имущество и переоценка ОС

Налог на имущество организаций - один из немногих налогов, исчисление которого базируется на данных бухгалтерского учета. А именно, при определении налоговой базы в расчет принимается остаточная стоимость имущества, учитываемого на счетах 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (п. 1 ст. 384 НК РФ, п. 4 , п. 5 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). По имуществу, не подлежащему амортизации, в расчет принимается балансовая стоимость такого имущества за вычетом суммы начисленного износа.

Налоговый период по налогу на имущество организаций - календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Сумма налога за налоговый период рассчитывается как произведение среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, на ставку налога. При этом согласно порядку определения налоговой базы, закрепленному в статье 376 НК РФ, среднегодовая стоимость определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на 13.

При расчете суммы налога на имущество за 2008 год следует учитывать следующее. В соответствии с пунктом 15 ПБУ 6/01 коммерческие организации могут не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. По установленным правилам переоценка производится по состоянию на 1-е число отчетного года, при этом ее результаты не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Технологически в "1С:Бухгалтерии 8" результаты переоценки отражаются вручную операцией, датируемой 31 декабря отчетного года. В этой связи, во избежание искажения налоговой базы по налогу на имущество организаций результаты переоценки в программе следует отражать после того, как будет полностью сформирована отчетность за 2008 год и создан архив информационной базы.

Об учете событий после отчетной даты

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо учитывать события после отчетной даты в соответствии с ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н), которые влияют на финансовый результат. Все такие события подразделяются на произошедшие до подписания отчетности и произошедшие до утверждения отчетности.

Может так случиться, что до 31 марта 2009 года бухгалтерская отчетность не будет утверждена собственниками организации в установленном порядке: на годовом собрании, дата которого зависит от организационно-правовой формы организации. В обществах с ограниченной отчетностью годовое собрание должно состояться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года, в акционерных обществах - не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 4 ст. 88 Федерального закона от 26.05.1995 № 208-ФЗ).

Согласно пункту 12 ПБУ 7/98, если в период между подписанием и утверждением годовой бухгалтерской отчетности организацией получена новая информация о событиях после отчетной даты, раскрытых в представленной пользователям бухгалтерской отчетности, и/или произошли (выявлены) новые события, которые могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, то организации достаточно проинформировать об этом лиц, которым была представлена данная бухгалтерская отчетность.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Налог на доходы ниже прожиточного минимума

Нужно ли освободить от НДФЛ доходы ниже прожиточного минимума?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги