Составляем годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 год формируется в условиях вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи с этим у организаций возникают вопросы, связанные с порядком ее составления, включения информации о показателях финансовой деятельности. В статье Н.Н. Томило, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (Минфин России), рассказывает об особенностях формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год с учетом действующих законодательных и нормативных актов системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ и новых требований о раскрытии информации о рисках*.

Содержание

Составляем годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год

Примечание:
* При подготовке материала статьи учитывался документ Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“», размещенный на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» в рубрике «Бухгалтерский учет и аудит».

Для организаций, которые обязаны представлять бухгалтерскую отчетность, важно не только соблюсти сроки ее представления, но и привести в ней достоверную информацию о финансовом положении компании, финансовом результате, движении денежных средств в соответствии с законодательными и нормативными актами системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета РФ, с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), положения которого вступили в силу 1 января 2013 года.

Действующая нормативная база: чем руководствоваться?

При подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год следует иметь ввиду, что в соответствии со статьей 30 Закона № 402-ФЗ: «До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов … применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона», т. е. до 1 января 2013 года.

Таким образом, при подготовке отчетности за 2012 год нужно использовать действующие нормативные правовые акты (в частности, ПБУ, методические указания и др.) в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Также с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год необходимо обратить внимание на документы Минфина России по обобщению практики применения законодательства для раскрытия информации по отдельным вопросам – о забалансовых статьях, о финансовых вложениях, об инновации и модернизации производства, на новый документ — ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» и др.

Кроме того, нужно иметь в виду следующее:

1. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, перед составлением бухгалтерской отчетности является обязательным проведение инвентаризации.

2. В соответствии со статьей 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Согласно приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (пп. 3 и 4) в состав таких приложений входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, иные приложения (пояснения). Пояснения, как правило, связаны с числовыми показателями бухгалтерской отчетности и призваны обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, необходимыми для оценки  финансового положения организации, финансовых результатах ее деятельности, движении денежных средств за отчетный период.

Отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах.

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности не входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Продолжает действовать раздел VIII «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности» ПБУ 4/99 (в ней приводятся динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные вложения и др.). Указанная информация не является приложением к бухгалтерской отчетности организации, она должна быть обособлена от бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация, как правило, включается в годовой отчет организации или иного аналогичного документа.

4. В соответствии со статьей 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Поэтому отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться некоммерческими организациями отчетом о целевом использовании средств. При этом с учетом норм ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в определенных ПБУ 4/99 случаях.

5. В соответствии со статьей 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

В соответствии со статьей 3 Закона № 402-ФЗ под руководителем экономического субъекта понимается лицо, являющееся его единоличным исполнительным органом, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта с датой подписания этого экземпляра. В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

6. В соответствии со статьей 18 Закона № 402-ФЗ обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта (в порядке, утверждаемом Росстатом).

Иными федеральными законами могут быть установлены также другие адреса, сроки и порядок такого представления. Например, в соответствии со статьей 23 НК РФ (подп. 5 п. 1) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев по окончании отчетного года.

7. Закон № 402-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к утверждению и опубликованию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такие требования установлены иными федеральными законами – Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.

Новые требования Минфина России – учет и раскрытие информации о рисках

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на требованиях нового документа ПЗ-9/2012 Минфина России. В нем обращается внимание на то, что хозяйственная деятельность организации связана с определенными рисками — финансовыми, правовыми, страновыми и региональными, репутационными и др. В случае возможного существенного влияния на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации различных рисков, организация раскрывает соответствующие показатели и пояснения о таких рисках в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, обращается внимание, что раскрытие информации о рисках в соответствии с ПЗ-9/2012 рассматривается как одна из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации*.

* Обязанность организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых организацией фактов хозяйственной жизни установлена статьей 19 Закона № 402-ФЗ.

В ПЗ-9/2012 также говорится, что при раскрытии информации о рисках целесообразно учитывать требования МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенного в действие для применения на территории РФ приказом Минфина России 25.11.2011 № 160н.

Дополнительные показатели и пояснения о рисках подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, прежде всего, организаций, публикующих эту отчетность, приводятся организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

 Дополнительные показатели и пояснения о рисках могут быть оформлены следующими способами:

  • в виде отдельного раздела пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • включены в пояснения к соответствующим показателям бухгалтерской отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях*, финансовых вложениях**).

Примечание:
* См. ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации».
** См. ПЗ-4/2009 «О раскрытии информации о финансовых вложениях организации».

Или же организация может формировать отдельный отчет о рисках, содержащий приведенную в ПЗ-9/2012 информацию. В этом случае вместо указанных дополнительных показателей и пояснений организация может привести в бухгалтерской отчетности ссылку на такой отчет при условии его доступности для ознакомления всеми пользователями бухгалтерской отчетности

В зависимости от условий хозяйственной деятельности организации следует определенным образом систематизировать риски, которым она подвержена, — по видам (например, как предложено в ПЗ-9/2012 – финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др.), группам.  

По каждому виду рисков сначала раскрывается информация общего характера – о подверженности организации рискам и причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей и др.)); механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска и т.п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Например, если значительная доля продажи продукции организации приходится на определенный географический регион, то оценивается риск возможной неоплаты, просрочки платежей, вероятности расторжения договоров и т. п. по этому региону. Затем раскрывается более детальная информация по каждому виду рисков.

Так, согласно ПЗ-9/2012 информация о финансовых рисках представляется с подразделением на следующие группы: рыночные риски, кредитные риски, риски ликвидности.

Рыночные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями в случае изменения рыночных параметров, таких как цены и ценовые индексы на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы и др., процентных ставок, курсов иностранных валют.

Организация анализирует свою чувствительность к каждому виду рыночных рисков, которым она подвержена на отчетную дату, с отражением эффекта, который оказали бы на прибыль (убытки) и капитал организации изменения соответствующей переменной, от которой зависит уровень риска.

Например, если организация имеет значительную кредиторскую задолженность в иностранной валюте, а основная продажа продукции осуществляется в национальной валюте – рублях, необходимо анализировать чувствительность к изменению курса этой иностранной валюты.

Обособленно анализируются риски, связанные с переданными активами (например, по сделкам РЕПО, по опционам, выписанным или купленным на переданные активы, по переданным векселям, по которым у организации имеется солидарная ответственность).   

Также обособленно раскрывается информация о хеджировании указанных рисков – например, о заключенных валютных, процентных форвардных контрактах.

Кредитные риски связаны с возможными неблагоприятными для организации последствиями при неисполнении (ненадлежащем исполнении) другими лицами обязательств по предоставленным им заемным средствам (в том числе в форме покупки облигаций, векселей, предоставлении отсрочки и рассрочки оплаты за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги). В частности, раскрывается информация о сомнительной (в том числе просроченной) дебиторской задолженности, об обесценившихся предоставленных займах, о приведенной стоимости долговых финансовых вложений и дебиторской задолженности на отчетную дату и об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима. Раскрывается также информация о дееспособности и правоспособности дебитора (заемщика), его деловой репутации, наличии или отсутствии полученного обеспечения, финансовом состоянии дебитора на отчетную дату (даты), его способность получать доходы в будущем, возможностях привлечения дополнительного финансирования, о суммах выданных поручительств (с учетом финансового положения лица, за которое поручилась организация, вероятности неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством организации обязательства). Обособленно приводится максимальный размер потенциального кредитного риска и методика его определения.

Риск ликвидности связан с возможностями организации своевременно и в полном объеме погасить имеющиеся на отчетную дату финансовые обязательства: кредиторскую задолженность поставщикам и подрядчикам, задолженность заимодавцам по полученным кредитам и займам (в том числе в форме облигаций, векселей), др. Финансовые обязательства анализируются по срокам погашения относительно отчетной даты в соответствии с условиями получения (заключенными договорами, условиями размещения облигаций, условиями выпуска векселей). Например, могут выделяться следующие временные интервалы: до 1 месяца, 1 месяц–3 месяца, 3 месяца– 1 год, 1 год–3 года, свыше 3 лет. При этом нужно обратить внимание, что если у контрагента имеется право выбора срока оплаты, обязательство включается во временной интервал исходя из наиболее ранней даты, на которую у организации может быть истребован платеж. Так, например, если организация должна погасить финансовое обязательство по первому требованию, то оно включается в самый ранний временной интервал.

Приводится информация о приведенной стоимости финансовых обязательств, об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима, на отчетную дату. Раскрывается информация о выданных обеспечениях, имеющихся ограничениях по использованию в запланированных целях неоплаченных активов. В случае если существует риск начала процедуры банкротства или ликвидации организации, то он раскрывается в данной группе рисков.

Правовые риски связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства, др. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

Страновые и региональные риски связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в стране (странах) и регионе (регионах), в которых организация осуществляет обычную деятельность и (или) зарегистрирована в качестве налогоплательщика. Описываются риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, повышенной опасностью стихийных бедствий, возможным прекращением или перебоями в транспортном сообщении и т. п.

 Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т. п.

Обособленно раскрывается информация о других видах потенциально существенных рисках (информация о рисках, обусловленных деятельностью связанных сторон организации*, возможностью истечения сроков действия значимых для организации патентов, лицензий и др.).

Примечание:
* Порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций установлен ПБУ 11/2008, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии