Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования»

Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования». Реализация намеченных мероприятий уже началась. Мы уже знакомили наших читателей с появившейся возможностью проверить по контрольным соотношениям ФНС налоговую отчетность, а также с рекомендациями по применению универсального передаточного документа. В этой статье мы продолжим вас знакомить с изменениями законодательства в рамках реализации дорожной карты АСИ «Совершенствование налогового администрирования».

Содержание

Налоговое законодательство не стоит на месте. Каждый год только в Налоговый кодекс Российской Федерации более двадцати федеральных законов вносят поправки. О наиболее важных аспектах изменений законодательства налогоплательщики, как правило, могут узнать заранее из ежегодно принимаемого документа «Основные направления налоговой политики». Однако в 2014 году Правительство РФ приняло еще один документ, определяющий политику развития налогового законодательства - План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 года № 162-р.

Дорожная карта разработана на площадке «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Мероприятия дорожной карты были предложены общественными организациями предпринимателей и налогоплательщиками, а в дальнейшем согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Срок реализации мероприятий предусмотрен в 2014-2015 годах, хотя реализация некоторых из них была начата до момента официального утверждения документа.

Во-первых, ФНС России раскрыла информацию о контрольных внутри- и междокументарных соотношениях, которые позволяются налогоплательщикам выявить и исправить ошибки до представления деклараций (расчетов) (п. 4 раздела I Плана мероприятий). Подробнее читайте на сайте /articles/documents/15034/.

Во-вторых, разработаны универсальные документы, которые совмещают в себе функции счета-фактуры и первичных учетных документов. Подробнее читайте на стр. 5. В данной статье речь пойдет об изменениях в подтверждении представительских расходов и о возможности выставления единого корректировочного счета-фактуры.

Упрощение подтверждения представительских расходов

Пунктом 10 раздела IV дорожной карты предусмотрено мероприятие, направленное на сокращение количества документов, которые требуются для подтверждения представительских расходов.

Из истории вопроса: такой вид расходов, как представительские, появился сравнительно давно и был предусмотрен еще до вступления в силу НК РФ.

Налоговым кодексом возможность учета представительских расходов, т. е. расходов, связанных с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, предусмотрен подпунктом 22 пункта 1 статьи 264, а особенности их учета определены в пункте 2 статьи 264 НК РФ. В частности, к данным расходам отнесены расходы:

  • на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации-налогоплательщика.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

При этом размер представительских расходов ограничен 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

Вместе с тем, несмотря на то, что данный вид расходов весьма актуален практически для любой организации, нередко отмечалась сложность в признании данного вида расходов, в частности, в порядке их документального подтверждения.

Минфином России было рекомендовано в письмах от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807, от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675 подтверждать понесенные расходы следующими документами:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  • смета представительских расходов;
  • первичные документы, в т. ч. при использовании приобретенных на стороне товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних компаний;
  • отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются: цель представительских мероприятий, результаты их проведения; иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом отмечалось: «При отсутствии документального подтверждения указанные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли, так как не соответствуют принципам признания расходов в целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 252 НК РФ».

Доказать правомерность учета представительских расходов в ряде случаев удавалось только в суде. Например, в постановлении ФАС СКО от 11.02.2011 по делу № А32-8834/2010 в качестве подтверждающих документов представлены приказы руководителя общества о списании расходов в связи с проведением деловых переговоров на представительские цели, комиссионные акты на списание представительских расходов с указанием дат встреч, названиями компаний-контрагентов, участвующих лиц и программ мероприятий, смет представительских расходов, служебные записки работников общества, авансовые отчеты, товарные чеки, чеки ККТ, торгово-закупочные акты, счета из ресторанов, накладные и др. Однако и в данном случае представленных документов оказалось недостаточно.

Поддерживая позицию налогоплательщика судом было отмечено, что «требование налоговой службы о представлении иных документов не основано на нормах законодательства о налогах и сборах».

В другом случае, удовлетворяя требование общества, суды исходили из того, что НК РФ «не предусмотрен перечень документов, подтверждающих представительский характер расходов» (постановление ФАС УО от 23.08.2011 № Ф09-4143/11). Также подобный вывод, но уже в отношении видов расходов (статья 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые могут включаться в состав представительских расходов), был сделан и в постановлении ФАС УО от 10.11.2010 № Ф09-7088/10-С2.

С целью упрощения порядка подтверждения представительских расходов было инициировано внесение соответствующего мероприятия в дорожную карту. По результатам обсуждения порядка его реализации было установлено, что Налоговым кодексом РФ конкретные требования к подтверждающим документам не установлены. Соответственно, перечень документов, предлагаемый Минфином России, не может рассматриваться как обязательный, и расходы могут быть подтверждены любыми первичными учетными документами.

Подтверждение данной позиции содержится в письме Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288, в котором указано, что «поскольку в отношении представительских расходов главой 25 НК РФ не предусмотрено конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих указанные расходы, любые первичные документы, свидетельствующие об обоснованности и производственном характере произведенных расходов, могут служить для их подтверждения в целях налогообложения прибыли. В частности, документом, подтверждающим обоснованность представительских расходов, может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете о представительских расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами».

Письмом от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852 в целях устранения избыточных требований о подтверждении представительских расходов при проведении проверок налогоплательщиков позиция была доведена ФНС до нижестоящих налоговых органов. В письме дополнительно отмечено, что в целях подтверждения понесенных расходов «помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения товаров, работ услуг (в том числе прилагаемых к авансовому отчету), достаточно любого первичного документа, отвечающего критериям статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, из содержания которого следует, что данные приобретения использованы организацией при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 2 статьи 264 НК РФ». Таким образом, для подтверждения представительских расходов, например, в случае проведения делового ужина в ресторане, будет достаточно счета и отчета, оформленного с учетом требований, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете.

Завершая рассмотрения вопроса о порядке подтверждения представительских расходов, напомним еще некоторые из разъяснений Минфина и ФНС России, касающиеся особенностей учета данных расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Расходы, которые могут быть учтены:

  • Расходы на проведение деловых ужинов в ходе производственных командировок (письма Минфина России от 16.11.2009 № 03-03-06/1/759, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675);
  • Расходы на приобретение продуктов питания и спиртных напитков при проведении официального приема (письма Минфина России от 09.06.2004 № 03-02-05/1/49, от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30, от 16.11.2006 № 03-03-04/4/136);
  • Расходы по приему клиентов-физических лиц (письма Минфина России от 27.03.2009 № 03-03-06/2/64, от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351, от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149).

Расходы, которые не могут быть учтены:

  • Расходы на завтраки, обеды, ужины, не носящие официального характера (письмо Минфина России от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/157);
  • Оплата аренды помещения для проведения официального приема, т.к. перечень расходов является закрытым (письмо Минфина России от 12.03. 2003 № 04-02-03/29);
  • Расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала т. к. перечень расходов является закрытым (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176);
  • Расходы на приобретение сувениров для членов делегации, т. к. перечень расходов является закрытым (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136);
  • Расходы на проживание представителей компании, с которой проводится официальный прием т. к. перечень расходов является закрытым (письма Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235, от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796);
  • Расходы на приобретение продуктов питания, выкладываемых для контрагентов, ожидающих документы (письмо Минфина России от 12.05.2010 № 03-03-06/1/327);
  • Расходы на фуршет, теплоход и артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части семинара (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796);
  • Расходы осуществлены НКО за счет средств целевого финансирования (поступлений) (письмо Минфина России от 18.09.2014 № ГД-4-3/18838@).

Вместе с тем, не всегда ограничения-рекомендации, содержащиеся в письмах Минфина России, следует рассматривать однозначно, именно как запреты. Например, правомерность учета в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, затрат на аренду помещения (теплохода) для проведения приема иностранной делегации были подтверждены в суде (постановление ФАС Московского округа от 03.09.2013 по делу № А40-22927/12-107-106).

Было отмечено следующее:

  • не имеет значения место проведения переговоров (в офисе компании или на выезде);
  • расходы на организацию итогового семинара на теплоходе и аренду помещений для ведения переговоров носят производственный характер, являются обоснованными и документально подтвержденными;
  • затраты заявителя понесены с целью демонстрации работникам общества и его постоянным партнерам динамики развития и планов на предстоящий период, а также поддержания взаимного сотрудничества, на основании утвержденной программы;
  • с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 366-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности, а поэтому обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности; налогоплательщик самостоятельно определяет целесообразность.

В другом случае налогоплательщику удалось доказать правомерность расходов на аренду квартир для приглашенных иностранных специалистов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2014 № А56-18767/2013).

Выставление единого корректировочного счета-фактуры

Пунктом 4 раздела IV Плана мероприятий предусмотрена возможность выставления сводного корректирующего счета-фактуры.

Если вспомнить историю вопроса, то проблема возникла недавно. Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ пункт 3 статьи 168 НК РФ был дополнен абзацем 3, согласно которому при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) или уточнения количества (объема) товаров, работ, услуг, имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ. Указанная норма вступила в силу с 1 октября 2011 года. Составление единого корректировочного счета-фактуры к двум и более счетам-фактурам, ранее выставленным, предусмотрено с 1 июля 2013 года. Изменения были внесены в подпункт 13 пункта 5.2 статьи 169 НК РФ Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ*.

Примечание:
* Подробнее об этих и других поправках, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ, читайте в статье «Новые положения НК РФ по НДС, трансфертному ценообразованию и госпошлине» на сайте /articles/documents/15084/).

Сложности возникли после издания Минфином России письма от 12.09.2013 № 03-07-09/37680. В нем отмечено, что «отражение в единых корректировочных счетах-фактурах совокупных показателей по нескольким поставкам не предусмотрено». С целью разрешения возникшей спорной ситуации и реализации мероприятий дорожной карты Минфином России было выпущено письмо от 08.09.2014 № 03-07-15/44970 о порядке оформления единого корректировочного счета-фактуры в отношении товаров (работ, услуг), имеющих одинаковое наименование (описание) и цену (тариф) (доведено письмом ФНС России от 17.09.2014 № ГД-4-3/18578@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков).

Согласно данным разъяснениям в графе 3 в строке А единого корректировочного счета-фактуры может указываться суммарное количество (объем) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, имеющих одинаковое наименование (описание) и цену (тариф) в счетах-фактурах, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура.

Аналогичные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 05.09.2014 № 03-07-09/44607.

В «1С:Предприятии» возможность выставления единого корректировочного счета -фактуры и его заполнения в соответствии с разъяснениями финансового ведомства реализована.

От редакции. Комментарий экспертов «1С» к другим изменениям в рамках совершениствования налогового администрирования будет опубликован в следующих номерах журнала «БУХ.1С».

Комментарии