Представляем вниманию наших читателей второй материал из цикла, посвященного контрольной работе налоговых органов. В нём А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е. В. Куликова, налоговый консультант, продолжают рассказывать о так называемых вспомогательных мероприятиях налогового контроля.

Содержание

Истребование документов (информации)

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1

Истребование документов (информации). Основные параметры мероприятия.

Норма, которой регулируется

Статья 93.1 НК РФ

Документ, которым инициируется

Поручение должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку

Кем проводится

Должностным лицом налогового органа, по месту учета лица, у которого запрашиваются документы (информация)

  • В рамках каких контрольных мероприятий проводится

  • В рамках проводимой налоговым органом проверки
  • В рамках рассмотрения материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля
  • Вне рамок проведения налоговых проверок относительно конкретной сделки

Схема действий по истребованию и предоставлению документов (информации) представлена на рисунке 1.

Рис. 1

Рис. 1

Что следует знать:

1.  По форме 1165014 КНД, приведенной в Приложении № 17 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее - Приказ № ММВ-7-2/189@), должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) ИФНС, инициировавшей запрос, и заверено печатью.

2. В Поручении должна содержаться следующая информация:

  • мероприятие, в ходе которого возникла необходимость в документах (информации);
  • перечень истребуемых документов (информации);
  • сведения, позволяющие идентифицировать сделку (истребуется информация по конкретной сделке).

3. Требование о представлении документов (информации) по форме 1165013 КНД согласно Приложению №15 к Приказу № ММВ-7-2/189@ должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) инспекции по месту учета организации или физлица, а также заверено печатью.

4. В Требовании должна указываться та же информации, что и в Поручении (см. п. 2).

5. К Требованию должна быть приложена копия Поручения об истребовании документов (информации), на основании которого направляется Требование.

6. Если налогоплательщик, у которого запрашивается информация, и проверяемое лицо состоят на учете в одной инспекции, проводящей проверку или другие контрольные мероприятия, то Требование направляется этому лицу данной инспекцией. В этом случае Поручение не составляется, а Требование подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

7. Требование передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или предпринимателю (его представителю) лично под расписку, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ, а именно: направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

8. Налоговый орган, направляющий Требование, вправе истребовать только те документы (информацию), которые указаны в Поручении и которые касаются только взаимоотношений запрашиваемого лица с проверяемым.

9. Запрашиваемое лицо вправе ходатайствовать о продлении сроков предоставления документов (информации). Ходатайство составляется запрашиваемым лицом письменно в произвольной форме с обоснованием причин, и представляется в инспекцию, направившую Требование, в течение пяти рабочих дней со дня получения Требования. Руководитель инспекции рассматривает ходатайство и принимает Решение (форма по КНД 116075 согласно Приложению №16 к Приказу ММВ-7-2/189@). Решение вручается запрашиваемому лицу лично под расписку, либо направляется иным способом, предусмотренным пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Решение должно быть вынесено в течение двух дней со дня получения ходатайства*.

10. Истребуемые документы могут быть представлены запрашиваемым лицом в налоговый орган:

  • лично или через представителя либо по почте заказным письмом, представляются в виде заверенных проверяемым лицом бумажных копий**. Должностные лица налогового органа не вправе требовать нотариального удостоверения копий, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

11. Налоговые органы не вправе требовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены проверяемому лицу, а также, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Примечание
* Данный срок установлен для территориальных налоговых органов ФНС России в Письме от 25.07.2013 года № АС-4-2/13622 (пункт 5)
** См. Письмо Минфина России от 07.08.2014 года №03-02-РЗ/39142 «О заверении копий документов, представляемых в налоговые органы»

Ответственность за непредставление

Непредставление в установленный срок сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 НК РФ:

  • с организации или индивидуального предпринимателя штраф в размере десяти тысяч рублей;
  • с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, штраф в размере одной тысячи рублей.

Одновременно с привлечением организации к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) могут быть привлечены и должностные лица организации.

Выемка документов и предметов

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 2.

Таблица 2

Выемка документов и предметов. Основные параметры мероприятия

Норма, которой регулируется

Подпункт 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ, статья 94 НК РФ

Документ, которым инициируется

Мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, завизированное руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки

Кем проводится

Должностными лицами налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку

В рамках каких контрольных мероприятий проводится

В рамках выездной налоговой проверки - при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены

Что следует знать:

1. Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов (форма по КНД 1165015, приведенная в Приложении №19 к Приказу №ММВ-7-2/189@) должно быть подписано должностным лицом налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку, и завизировано руководителем (его заместителем) инспекции, вынесшей решение о проведении проверки.

2. Не допускается выемка документов и предметов в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени*).

3. Выемка документов и предметов должна производиться в присутствии не менее двух понятых** и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа - производит выемку принудительно. Следует иметь в виду, что добровольная выдача документов и предметов является правом лица. Следовательно, за отказ в добровольной выдаче документов и предметов лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

5. В случае воспрепятствования проверяемым лицом доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица этими должностными лицами составляется соответствующий Акт (форма по КНД 1160074 согласно Приложению №12 к Приказу № ММВ-7-2/189@). Форма документа предусматривает его подписание налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа налогоплательщика подписать акт об этом делается соответствующая запись. Копия акта вручается налогоплательщику под расписку.

6. Налоговые инспекторы вправе самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, если налогоплательщик, у которого производится выемка, отказывается это сделать. Осуществляя вскрытие, должностное лицо налогового органа должно избегать причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. Для вскрытия помещений должностные лица налогового органа могут привлечь специалиста (п. 1 ст. 96 НК РФ).

7. Следует иметь в виду, что в ходе проведения выемки не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, в том числе, являющиеся личными вещами сотрудников налогоплательщика (п. 1 ст. 23 Конституции РФ).

8. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется Протокол (форма по КНД 1165016, приведенная в Приложении № 20 к Приказу № ММВ-7-2/189@) (ст. 94, 99 НК РФ). Все изъятые документы и предметы перечисляются (описываются) в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. Протокол подписывается должностными лицами налогового органа, проводящими выемку, понятыми, специалистами и иными присутствующими лицами.

9. При изъятии документов должностные лица налогового органа изготавливают с них копии, заверяют и передаются лицу, у которого документы изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти рабочих дней после изъятия.

10. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка в протоколе выемки документов и предметов.

11. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. В случае отказа в получении копии об этом делается запись в протоколе.

Примечание
* Пункт 21 статьи 5 УПК РФ, статья 96 ТК РФ. В связи с тем, что НК РФ не содержит определения понятия «ночное время», руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, используем определение термина из иных отраслей законодательства РФ.
** Понятые выбираются из числа лиц, не заинтересованных в исходе дела, и не из числа должностных лиц налогового органа.

Экспертиза

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 3.

Таблица 3

Экспертиза. Основные параметры мероприятия

Норма, которой регулируется

Подпункт 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ, статья 95 НК РФ

Документ, которым инициируется

Постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего мероприятие налогового контроля

В рамках каких контрольных мероприятий проводится

В рамках мероприятий налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, в случае если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле

Что следует знать:

1. В Постановлении о назначении экспертизы (форма по КНД 1165017 согласно Приложению № 21 к Приказу № ММВ-7-2/189@) должны быть указаны:

  • основания для назначения экспертизы,
  • фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза,
  • вопросы, поставленные перед экспертом,
  • материалы, предоставляемые эксперту.

2. Проверяемое лицо под Протокол (форма по КНД 1165018, приведенная в Приложении № 22 к Приказу № ММВ-7-2/189@) должно быть ознакомлено с Постановлением.

Также налоговые инспекторы должны разъяснить проверяемому лицу его права.

3. В рамках проводимой экспертизы проверяемое лицо имеет право:

  • заявить отвод эксперту;
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  • представлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта или его сообщением о невозможности дать заключение, давать по ним свои объяснения и заявлять возражения;
  • о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

4. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Эксперт в письменной, произвольной форме от своего имени дает заключение, в котором излагается проведенные им исследования, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

5. В ходе проведения экспертизы эксперт вправе:

  • знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы,
  • заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;
  • включить в заключение выводы об обстоятельствах, установленных им при производстве экспертизы и имеющих значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

6. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

7. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Ответственность за нарушения

Отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки (за исключением случаев, когда предоставленных документов недостаточно для проведения экспертизы, либо эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы) влечет налоговую ответственность в виде штрафа в размере пятисот рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ). При этом отказ эксперта от участия в иных мероприятиях налогового контроля не признается налоговым правонарушением. Дача экспертом заведомо ложного заключения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Утрата экспертом документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную статьей 13.14 КоАП РФ (наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей).

 

Привлечение специалиста

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 4.

Таблица 4

Привлечение специалиста. Основные параметры мероприятия.

Норма, которой регулируется

Подпункт 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ, статья 96 НК РФ

Документ, которым инициируется

Специальная форма документа не предусмотрена

В рамках каких контрольных мероприятий проводится

Для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок

Что следует знать:

1. НК РФ четко не ограничивает перечень действий, для участия в которых может быть привлечен специалист. Следовательно, в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты различной квалификации и для осуществления различных действий. Например, в ходе осмотра помещения специалист может быть привлечен для дачи пояснений относительно осматриваемых предметов, оборудования; при выемке - для вскрытия помещения в случае отказа налогоплательщика добровольно предоставить доступ должностным лицам налогового органа внутрь; могут привлекаться специалисты по работе со спецтехникой и т. п.

2. Специалист должен обладать специальными знаниями и навыками и не должен быть заинтересован в исходе дела. В качестве специалиста может быть привлечено физическое лицо, ИП, юридическое лицо.

3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

4. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

5. Специалист в отличие от эксперта не проводит исследования и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля (проясняет факты, которые интересуют должностных лиц налогового органа, высказывает свои суждения).

Ответственность за нарушения

Отказ специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет налоговую ответственность (штраф – пятьсот рублей, п. 1 ст. 129 НК РФ). За разглашение налоговой тайны (в частности, за использование или передачу другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика) специалист может быть привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (статья 13.14 КоАП РФ). Отказ специалиста от участия в иных мероприятиях налогового контроля не признается налоговым правонарушением.

Вызов в качестве свидетеля

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 5.

Таблица 5

Вызов в качестве свидетеля. Основные параметры мероприятия

Норма, которой регулируется

Подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ, статья 90 НК РФ

Документ, которым инициируется

Повестка

В рамках каких контрольных мероприятий проводится

В рамках мероприятий налогового контроля

Что следует знать:

1. Свидетель вызывается для дачи показаний повесткой. Повестка составляется в произвольной форме.

2. Как правило, свидетель вызывается по месту нахождения налогового органа. Однако, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

3. В качестве свидетеля может быть вызвано любое физлицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица малолетнего возраста (не достигшие четырнадцати лет)1;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, адвокат2, аудитор3, нотариус4.

4. Физлицо вправе отказаться от дачи показаний против себя, своего супруга и близких родственников (к ним относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры).

5. Показания свидетеля заносятся в Протокол (форма по КНД 116501, приведенная в Приложении №11 к Приказу № ММВ-7-2/189@). Протокол составляется налоговым инспектором, проводящим допрос свидетеля.

6. Перед получением показаний свидетель должен быть предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в Протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

7. В ходе допроса свидетеля могут использоваться технические средства аудио- и/или видеозаписи, фототехника, о чем делается соответствующая запись в протоколе, а материалы должны быть приложены к Протоколу.

8. Согласно письму ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ свидетель может воспользоваться правом на получение квалифицированной юридической помощи (п. 1 ст. 48 Конституции РФ) и давать показания при проведении допроса в присутствии лица, представляющего его интересы. В качестве такого лица может выступать не только адвокат, но и иное лицо, оказывающее юридическую помощь (юрист или другое лицо организации) (п. 3 Определения КС РФ от 05.02.2004 № 25-О).

Примечание:
1На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ применяются положения статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2 Статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
3 Статья 9 Федерального закона от 30.12.2008 года №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
4Часть 2 статьи 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждены ВС РФ от 11.02.1993 года №4462-1.

Ответственность за правонарушения

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля в виде взыскания штрафа в размере одной тысячи рублей (п. 1 ст. 128 НК РФ). Повторная неявка в налоговый орган в качестве свидетеля признается отягчающим обстоятельством и влечет за собой взыскание штрафа в двойном размере (п. 2 ст. 112 НК РФ, п. 4 ст. 114 НК РФ, п. 1 ст. 128 НК РФ).

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний наказывается штрафом в размере трех тысяч рублей (п. 2 ст. 128 НК РФ).

Привлечение переводчика

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 6.

Таблица 6

Привлечение переводчика. Основные параметры мероприятия.

Норма, которой регулируется

Cтатья 97 НК РФ

Документ, которым инициируется

Специальная форма документа не предусмотрена

В рамках каких контрольных мероприятий проводится

При проведении действий по осуществлению налогового контроля, таких как допрос свидетеля; осмотр территорий, помещений, документов и предметов; выемка документов и предметов

Что следует знать:

1. Переводчиком может быть незаинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки немого или глухого физического лица.

2. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

3. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в Протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика. Имеется в виду Протокол, составляемый при проведении определенных действий налогового контроля, для которых был привлечен переводчик.

Ответственность за правонарушения

Отказ переводчика от участия в проведении налоговой проверки влечет налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в размере пятисот рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ), а осуществление переводчиком заведомо ложного перевода – в размере пяти тысяч рублей (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Привлечение понятых

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 7.

Таблица 7

Привлечение понятых. Основные параметры мероприятия

Норма, которой регулируется

Cтатья 98 НК РФ

Документ, которым инициируется

Специальная форма документа не предусмотрена

В рамках каких контрольных мероприятий проводится

При проведении действий по осуществлению налогового контроля, таких как арест имущества налогоплательщика-организации; осмотр территорий, помещений, документов и предметов; выемка документов и предметов

Что следует знать:

1. Понятыми могут быть не менее двух человек из числа незаинтересованных в исходе дела физлиц.

2. Понятыми не могут быть должностные лица налоговых органов. В настоящее время остается до конца не урегулированным вопрос о том, являются ли должностными лицами налоговых органов его сотрудники, не занимающие специальной классной должности (например, водители). В ряде случаев, судебные органы указывали, что водитель может быть понятым (постановление ФАС ВВО от 30.11.2013 № А31-13075/2012.).

3. Понятые обязаны удостоверить в Протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в Протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии
  1. Неизвестный пользователь