Что изменилось в сфере банковской тайны
Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ, внесший изменения в ст. 86 НК РФ, значительно упростил доступ налоговых органов к информации о банковских счетах организаций, ИП и физлиц, а также к сведениям о том, кто данными счетами в действительности владеет и управляет. В этих целях налоговикам было предоставлено право запрашивать у банков копии паспортов и доверенностей лиц, распоряжающихся деньгами на счетах компаний и ИП, а также сведения о бенефициарах (фактических владельцах) фирм-клиентов кредитных учреждений.
Отметим, что такие полномочия у налоговиков были и раньше, но реализованы они могли быть только в рамках налоговых проверок. То есть, чтобы получить у банка сведения о тех физлицах, которые снимают деньги с банковских счетов компании, в отношении самой компании должна была быть инициирована налоговая проверка. Это не позволяло налоговым органам оперативно получать от банков сведения о тех физлицах, которые, по мнению ИФНС, занимаются обналичиванием и уводом денежных средств от налогообложения.
Начиная с 17 марта 2021 года (момент вступления в силу поправок) для получения сведений о теневых владельцах (бенефициарах и выгодоприобретателях) фирм-однодневок и физлицах, в реальности управляющих счетами компаний, налоговая проверка не требуется. Соответствующие документы и сведения налоговики теперь могут получить, в частности, при принятии решения о взыскании налогов, при блокировке счетов или истребовании у компании сведений об интересующей ИФНС сделке.
Какие документы налоговая может запросить у банков
По новым правилам банки в течение 3 дней с момента получения соответствующего мотивированного запроса из налоговой инспекции обязаны предоставить в ИФНС имеющиеся в их распоряжении (абз. 1 п. 2.1 ст. 86 НК РФ):
- копии паспортов лиц, имеющих право на получение или распоряжение денежными средствами, находящимися на счете клиента (как физлиц, так и организаций);
- копии доверенностей на получение/распоряжение денежных средств, находящихся на счете организации, ИП или физлица;
- копии договоров и соглашений на открытие, ведение и закрытие счета клиента, включая заявление на открытие и закрытие счетов;
- документы и информацию, предоставляемые клиентом или его представителями при открытии счета;
- карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента, включая информацию в отношении отдельных операций за определенный период.
Когда налоговая может запрашивать паспорта и доверенности
Право налоговой инспекции на истребование информации о бенефициарах, копий паспортов, доверенностей и договоров на открытие, ведение и закрытие банковских счетов не является абсолютным и неограниченным. В соответствии с положениями абз. 2 п. 2.1 ст. 86 НК РФ вышеуказанные сведения и документы могут быть запрошены только в следующих случаях:
- при проведении налоговой проверки в отношении организации или ИП;
- при истребовании у организации/ИП документов или информации об их контрагентах, в отношении которых проводится проверка, или сведений о конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ);
- вынесения в отношении организации или ИП решения о взыскании налогов или страховых взносов;
- при блокировке или разблокировке банковских счетов организаций/ИП по решению налоговой инспекции;
- на основании запроса иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Если же копии документов или информация о бенефициарах истребуются в отношении физлица, не являющегося ИП, то такой запрос ИФНС допускается:
- при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя/заместителя руководителя непосредственно ФНС России;
- в случаях проведения в отношении физлица налоговой проверки;
- при истребовании у физлица данных о контрагентах или интересующих налоговиков сделках;
- на основании запроса иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Чем грозит компаниям расширенный доступ налоговых органов к банковской тайне
Как
Что касается режима банковской тайны, то его никто не отменял – все сведения, составляющие такую тайну, как и раньше, будут предоставляться налоговым органам исключительно по их мотивированному запросу. Доступ всех третьих лиц к банковским документам и сведениям по-прежнему полностью исключается.
Опасаться нововведений следует в первую очередь тем, кто занимается «обналом», регистрирует бизнес на подставных лиц, не имеющих к компаниям и их счетам никакого отношения, и реализует незаконные схемы ухода от налогообложения.
При этом даже в таких ситуациях НК РФ ограничивает перечень случаев, когда налоговики вправе запрашивать у банков документы, составляющие банковскую тайну. И в подавляющем большинстве случаев запрос таких документов и сведений, как и прежде, сможет осуществляться именно в рамках налоговых проверок. То есть произвольно получать у банков копии паспортов и доверенностей налоговики не смогут.
Вместе с тем не стоит забывать, что банки в настоящий момент не наделены правомочиями требовать от ИФНС предоставить пояснения, зачем именно и в каких целях запрашивается тот или иной документ/сведения. Уточнить основания для запроса и представления документов и сведений они также не могут.
Таким образом, разного рода злоупотребления со стороны налоговых органов в данной части на законодательном уровне все же не исключаются полностью. Кроме того, обеспечение налоговикам упрощенного доступа к банковской тайне может привести к расширению обязанностей даже добросовестных налогоплательщиков. К примеру, уже сейчас при открытии счета у компании могут потребовать предоставить дополнительные сведения, касающиеся ее действительных выгодоприобретателей, бенефициаров и представителей.
В принципе, эти изменения соответствуют мировым тенденциям. Законодательства большинства стран содержат множество исключений из института банковской тайны, а там, где нет специального регулирования, есть акты, позволяющие третьим лицам получать доступ к банковской информации. Получение информации из банков в целях проверки налоговых деклараций и соблюдения налогового законодательства возможно в большинстве европейских стран. Небольшая разница лишь в скорости и удобстве ее получения.