Содержание
В конце прошлого года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ). Ключевые новшества этого закона уже неоднократно обсуждались в средствах массовой информации. Заинтересованным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оставалось лишь дождаться 1 июля 2009 года, когда должны были вступить в силу основные положения Закона № 294-ФЗ.
Однако неожиданно для многих законодатели решили ввести Закон № 294-ФЗ в действие досрочно. С этой целью в исключительно сжатые сроки был принят Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 60-ФЗ), согласно которому основная часть Закона № 294-ФЗ вступила в силу с 1 мая 2009 года.
Большинство средств массовой информации расценило этот шаг как подарок законодателей бизнесу. Не пытаясь оспаривать эту точку зрения, обратим внимание на все существенные моменты Закона № 60-ФЗ, в том числе и те из них, позитивный характер которых для бизнеса не вполне очевиден.
Поправки, внесенные в часть 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, дополняют перечень видов контроля, на которые не распространяются положения данного Закона, контролем за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В первоначальной редакции Закона № 294-ФЗ этот вид контроля подпадал под установленные данным законом ограничения. Теперь же Росфинмониторинг и его территориальные органы выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ. Впрочем, данная поправка актуальна не для всех участников предпринимательской деятельности, а только тех из них, чья деятельность подлежит контролю в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Часть 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ определяет перечень видов контроля, особенности проведения которых (в том числе в части оснований проверок и сроков их проведения) могут устанавливаться другими федеральными законами. С 1 мая 2009 года к таким видам контроля дополнительно отнесены:
- государственный контроль регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним;
- контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
- контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.
Указанные выше поправки не слишком осложнят жизнь большинства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, совершенно очевидно, что они направлены на защиту интересов контролирующих органов, а не бизнеса.
Следует также отметить, что в отношении целого ряда положений Закона № 294-ФЗ сохранен прежний срок вступления в силу - с 1 июля 2009 года. К ним, прежде всего, относятся положения, так или иначе связанные с представлением уведомлений о начале предпринимательской деятельности, предусмотренным статьей 8 Закона № 294-ФЗ. В их числе:
- пункт 6 статьи 3, провозглашающий принцип недопустимости требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Законом № 294-ФЗ отдельных видов работ/услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
- статья 8, определяющая правовой статус уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- пункт 3 части 8 статьи 9, согласно которому основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня начала осуществления юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления);
- пункт 1 части 3 статьи 12, согласно которому выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица/индивидуального предпринимателя.
В остальной части поправок в Закон № 294-ФЗ (проведение плановых проверок не чаще одного раза в три года, ограничения на проведение внеплановых проверок и прочее) Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ, несомненно, соответствует интересам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые избавились от избыточного внимания огромной армии проверяющих всех мастей на целых два месяца раньше, чем рассчитывали.
Основные положения Закона № 294-ФЗСфера применения (ст. 1). Отношения в области организации и осуществеления государственного и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля (органами милиции, пожарной службы, таможни, санэпиднадзора, трудовой инспекции и др.). Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности (ст. 8) для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые, гостиничные услуги, услуги общественного питания, ведущих розничную и оптовую торговлю, оказывающих услуги автоперевозки грузов, пассажиров и багажа, производящих текстильные материалы, швейные изделия, одежду, кожу, обувь, производящих обработку древесины и изделия из дерева и пробки (за исключением мебели), ведущих деятельность издательскую, полиграфическую, а также связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Уведомление по установленной форме подается после госрегистрации и постановки на налоговый учет, но до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок (как документарных, так и выездных). Плановая проверка (ст. 9). Периодичность проведения: в отношении ведущих деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере - допускается два и более раза в течение трех лет, остальных - не чаще одного раза в три года на основании ежегодных планов проверок, разработанных проверяющими органами (на их основании Генпрокуратурой формируется и размещается на своем сайте ежегодный сводный план проверок). Основания для внеплановых проверок (ст. 10): Документарная проверка (п. 11 ст. 9, ст. 11). Предваряет проверку выездную и проводится по месту нахождения контролирующего органа на основании мотивированного запроса с требованием представить копии необходимых документов. Срок представления документов - 10 дней с момента получения запроса; срок проверки - не более 20 рабочих дней. Выездная проверка (ст. 12, ст. 13, ст. 16). Проводится, только если по результатам документарной проверки у проверяющего органа возникнут мотивированные предположения о наличии правонарушения. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их защита (ст. 21-ст. 25): |