Основные направления налоговой политики на 2027–2029 годы: как будет меняться НК РФ
Минфин опубликовал основные направления налоговой политики на 2027–2029 годы, по которым в ближайшее время станет корректироваться действующий НК РФ. В числе намеченных изменений – значительное расширение полномочий налоговых органов, повышение части налогов, предоставление маркетплейсам отдельных контрольно-надзорных и фискальных функций, увеличение административной нагрузки на работодателей и уточнение условий применения налоговых льгот.

Рассказываем, как по планам Минфина будет изменяться НК РФ в ближайшие годы.

Увеличение нагрузки на налоговых агентов по НДФЛ

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2027–2029 годы, которые были опубликованы в качестве приложения к законопроекту №615-9 «О федеральном бюджете на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов», Минфин в ближайшие годы планирует изменить порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами, выплачивающими вознаграждения в пользу физлиц. 

В настоящее время работодатели и заказчики работ и услуг по договорам ГПХ в общем случае исчисляют НДФЛ с зарплат и вознаграждений своих сотрудников без учета полагающихся им налоговых вычетов. Для получения вычетов сотрудникам требуется направлять в адрес работодателей соответствующее заявление и комплект подтверждающих документов. Также физлица могут получить вычеты по завершении налогового периода через налоговую инспекцию, направив в ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ.

Чтобы сократить административную нагрузку на физлиц и налоговые органы, в НК РФ будут внесены нормы, которые обяжут работодателей и заказчиков работ (услуг) производить расчет, удержание и уплату НДФЛ с учетом имеющегося у налогоплательщиков права на те или иные налоговые вычеты. Сведения о праве на вычеты работодатели и заказчики работ станут получать у налоговых органов. 

Работникам и исполнителям по трудовым и гражданско-правовым договорам не нужно будет подавать работодателям какие-либо заявления и подтверждающие документы. Исчисленный с выплачиваемого вознаграждения и зарплаты НДФЛ станет автоматически уменьшаться на полагающиеся работникам налоговые вычеты. Ответственность за это будут нести работодатели (заказчики работ).

Залог имущества проверяемых налогоплательщиков

В целях предотвращения ситуаций, когда организации и ИП скрывают свое имущество, за счет которого могут быть взысканы долги по налогам, в НК РФ планируется закрепить норму об установлении залога на имущество налогоплательщиков, в отношении которых проводятся проверки. 

Сейчас налоговые органы по итогам проведенных проверок вправе наложить на имущество должников арест, действующий до момента погашения налоговой задолженности. Вместе с тем, с момента начала налоговой проверки до вынесения по ее итогам соответствующего решения проходит достаточно долгий период времени, в течение которого недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь от уплаты налогов.

Налоговым органам планируется предоставить право на применение такой обеспечительной меры, как обязательный залог имущества налогоплательщиков. Такой залог будет устанавливаться с момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки либо по итогам проведенной камеральной налоговой проверки. 

Залог будет ограничен суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и совокупной суммой налогов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки. В период действия залога налогоплательщики, в отношении которых проводится проверка, не вправе продавать или иным образом распоряжаться принадлежащим им имуществом. 

Передача маркетплейсам контрольных полномочий

В ближайшие годы Минфин планирует наделить маркетплейсы отдельными функциями налогового администрирования. В частности, маркетплейсам передадут полномочия по выявлению рисков неправильного исчисления, удержания, неполной и несвоевременной уплаты налогов, сборов и страховых взносов продавцами. Обо всех выявленных рисках маркетплейсы станут сообщать продавцам, а затем передавать информацию в налоговые органы для проведения соответствующих контрольных мероприятий. Кроме того, маркетплейсы должны будут обеспечивать информационное взаимодействие между налоговыми органами и продавцами, осуществляющими дистанционную реализацию товаров, работ и услуг.

С 2027 года маркетплейсы станут блокировать карточки товаров, работ и услуг по поручению налоговых органов. Такое поручение налоговый орган будет направлять сразу всем маркетплейсам, на которых налогоплательщик, допустивший нарушение, разместил информацию о своих товарах, работах и услугах (правительственный законопроект №617-9). Блокировка станет применяться в случае неявки налогоплательщика (его законного или уполномоченного представителя) для дачи показаний, а также в случае непредставления документов (информации) по требованию налогового органа.

Уменьшение налога по ПСН на страховые взносы

В ближайшее время Минфин планирует упростить порядок уменьшения налога, уплачиваемого предпринимателями в рамках применения ПСН, на сумму уплачиваемых ими страховых взносов. 

Сейчас ИП на ПСН вправе уменьшать стоимость патента на фиксированные страховые взносы и взносы в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей (подп.1 п.1.2 ст.346.51 НК РФ). ИП на ПСН с работниками вправе уменьшить стоимость патента на сумму взносов за себя и работников, но не более, чем на 50%. 

При этом, в отличие от ИП на УСН, которые уменьшают налог на страховые взносы в беззаявительном порядке, ИП на ПСН должны уведомлять налоговую инспекцию об уменьшении патента на сумму страховых взносов. Уведомление необходимо направлять по форме, утв. приказом ФНС от 26.03.2021 №ЕД-7-3/218@. Непредставление такого уведомления повлечет невозможность уменьшения патента на величину страховых взносов. 

Готовящиеся Минфином изменения призваны упростить механизм уменьшения патентов на страховые взносы. 

Из НК РФ будет исключена норма, которая обязывает ИП на ПСН представлять в ИФНС уведомления по форме, утв. приказом ФНС от 26.03.2021 №ЕД-7-3/218@. Вместо таких уведомлений предпринимателям, применяющим ПСН, достаточно будет однократно направить в налоговую инспекцию свое согласие на уменьшение стоимости патента на величину страховых взносов.

Налогообложение имущества по кадастровой стоимости

Минфин предлагает существенным образом расширить перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости. Сейчас организации рассчитывают налог на имущество по кадастровой стоимости только в отношении объектов, включенных в перечень Росреестра. 

При этом в указанный перечень включаются административно-деловые центры, торговые комплексы, помещения в них, а также единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно нежилое здание коммерческого назначения (ст.378.2 НК РФ). Если недвижимость не включена в перечень Росреестра, она подлежит налогообложению по средней годовой стоимости. 

Минфин планирует перейти на расчет и уплату налога на имущество по кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости. Исключение составят линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда. 

С 1 января 2027 года в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, будут включены пункты приема и выдачи заказов (ПВЗ), являющиеся объектами логистической инфраструктуры маркетплейсов.

Упрощение участия в налоговом мониторинге

В НК РФ планируется внести нормы, смягчающие действующие условия участия в налоговом мониторинге (специальной формы налогового контроля, при котором выездные налоговые проверки заменяются на предоставление налоговым органам постоянного онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компании). 

В настоящее время перейти на применение налогового мониторинга могут только те организации, которые одновременно соответствуют трем обязательным условиям (п.3 ст.105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за прошедший календарный год (исключая налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС), – не менее 80 млн рублей;

  • совокупный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности за прошедший календарный год – не менее 800 млн рублей;

  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря прошедшего года – не менее 800 млн рублей.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий организация не может претендовать на переход на проведение налогового мониторинга, что значительно ограничивает число его участников. Поэтому Минфин решил смягчить условия участия компаний в налоговом мониторинге. В соответствии с готовящимися в НК РФ изменениями для перехода на мониторинг организациям потребуется соблюдение только одного из трех вышеперечисленных условий.

Увеличение налогов для личных фондов

В НК РФ планируется внести изменения, увеличивающие налог на прибыль организаций для личных прижизненных наследственных фондов, в которые учредители передают имущество стоимостью не менее 100 млн рублей, после чего фонды становятся их собственником. 

В настоящее время личные фонды отвечают по долгам своих учредителей, занимаются инвестиционной и предпринимательской деятельностью, могут создавать хозяйственные общества и участвовать в них на правах отдельных учредителей. При этом фонды, которые фактически ничем не отличаются от иных коммерческих организаций, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль в размере 15% вместо общей ставки 25%. Такая ставка может применяться, если за отчетный период у фонда более 90% в общей сумме доходов составляют доходы в виде дивидендов и прочих процентных доходов (ст.284.12 НК РФ). 

В целях выравнивания условий налогообложения коммерческих организаций Минфин готовит к принятию законопроект, увеличивающий для личных фондов ставку налога на прибыль с 15% до 22%.

Налоговые льготы для цифровых сервисов

Минфин предлагает увеличить количество получателей налоговых льгот по страховым взносам и налогу на прибыль организаций за счет электронных сервисов, предоставляющих платный доступ к электронным и аудиокнигам по подписной модели. Данным сервисами планируется предоставить следующие налоговые льготы:

  • уплата страховых взносов по пониженным тарифам в размере 7,6% в отношении выплат в пользу работников, превышающих предельный размер базы по страховым взносам и 15% – в отношении всех прочих выплат в пользу работников (п.2.2–2 ст.427 НК РФ);

  • уплата налога на прибыль по пониженной ставке в размере 5% вместо 25% (абз.2–3 п.1.15 ст.284 НК РФ);

  • освобождение от НДС при реализации прав на использование электронных сервисов через интернет (п.26 п.2 ст.149 НК РФ).

Доходы от предоставления доступа к электронным книгам (изданиям) публикациям и графическим изображениям будет разрешено включать в долю «профильных» доходов для целей применения пониженных тарифов страховых взносов.

Другие изменения налогового законодательства

Кроме вышеперечисленного Основные направления налоговой политики на 2027–2029 годы предлагают следующие налоговые меры (без конкретизации механизма их реализации):

  • совершенствование института отсрочек и рассрочек по уплате налогов в части установления возможности получения рассрочки по отсроченным платежам;

  • продление до 1 января 2030 года действия налоговой ставки НДС в размере 0% в отношении авиаперевозок из аэропортов Дальневосточного федерального округа, Республики Крым и Севастополя и налоговой ставки НДС в размере 10% из аэропортов Московского авиационного узла;

  • наделение кредитных организаций полномочиями налоговых агентов по НДФЛ в отношении процентов по депозитам;

  • уточнение перечня физкультурно-спортивных организаций и ИП (в случаях изменения наименования, организационно-правовой формы или ее реорганизации) для целей получения социального налогового вычета по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги;

  • установление порядка подтверждения права на социальные налоговые вычеты в случаях ликвидации организаций, оказывавших образовательные, медицинские и физкультурно-оздоровительные услуги;

  • сохранение непрерывного срока владения недвижимым имуществом в целях освобождения от НДФЛ предыдущим собственником в случае расторжения договора купли-продажи в течение 3 месяцев с момента его заключения;

  • уточнение условий применения понижающего коэффициента 1,1 по земельному налогу и налогу на имущество физлиц;

  • совершенствование беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физлиц;

  • освобождение от обложения страховыми взносами выплат в денежной и натуральной формах, производимых работникам в порядке оказания им социальной поддержки и помощи;

  • установление возможности выбора работодателем периода выплаты не облагаемой страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи в размере не более 1 млн рублей, оказываемой работодателем работнику при рождении ребенка, в период отпуска по БиР до рождения ребенка либо в течение первого года после его рождения.

В материале использованы фото: Drazen Zigic, ShotPrime Studio / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии