Изменения в ТК РФ: смягчили ответственность за совершение коррупционных действий
Президент РФ подписал поправки в ТК РФ, смягчающие дисциплинарную ответственность работников государственных корпораций и публично-правовых компаний за совершение коррупционных действий. Рассказываем, что изменилось для данной категории работников и в каких случаях они смогут избежать ответственности за несоблюдение антикоррупционных запретов и ограничений.

Суть изменений в ТК РФ

Федеральный закон от 10.07.2023 № 319-ФЗ, вступающий в силу с 21 июля 2023 года, определяет условия и порядок освобождения работников государственных корпораций, государственных компаний и внебюджетных фондов от дисциплинарной ответственности за совершение нарушений коррупционной направленности. Для этого закон вносит изменения в действующие редакции ст. 349.1 и 349.2 ТК РФ, регламентирующие особенности труда данной категории работников. В соответствии с законом работники государственных компаний, предприятий и внебюджетных фондов будут освобождаться от дисциплинарной ответственности за коррупционные нарушения, допущенные в результате форс-мажора. 

В настоящее время для указанных работников установлен целый комплекс обязанностей, ограничений и запретов, которые они обязаны соблюдать и исполнять в целях предотвращения конфликтов интересов и недопущения коррупционных действий. Например, работникам госкомпаний и внебюджетных фондов, а также членам их семей сейчас запрещено хранить деньги и ценности в иностранных банках, а также скрывать сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Нарушение этих запретов, причем независимо от конкретных обстоятельств совершения данных нарушений, влечет применение к работникам госкомпаний и корпораций мер дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ).

По новым правилам нарушение и несоблюдение антикоррупционных запретов и ограничений не смогут являться основанием для увольнения, если указанные нарушения произошли вследствие не зависящих от работника обстоятельств (форс-мажора). Такими обстоятельствами признаются чрезвычайные и непредотвратимые условия, которые нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть.

К обстоятельствам форс-мажора закон относит (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

  • стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган);
  • пожары;
  • массовые заболевания (эпидемии);
  • забастовки;
  • военные действия;
  • террористические акты;
  • запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами и органами местного самоуправления.

Не станут считаться форс-мажором обстоятельства, которые относятся к регулярно повторяющимся и прогнозируемым событиям и явлениям (например, снегопад в зимнее время года или обледенение – в весеннее и т.д.), а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий самого работника.

Новые нормы об освобождении от дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных запретов и ограничений распространяются на работников:

  • государственных корпораций;
  • публично-правовых компаний;
  • государственных компаний;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
  • организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Если работник указанных организаций, фондов и компаний докажет, что коррупционное нарушение произошло из-за форс-мажора, его освободят от дисциплинарной ответственности и не уволят за несоблюдение законных ограничений и запретов (новая редакция ст. ст. 349.1 и 349.2 ТК РФ).

На какие действия распространяется освобождение от ответственности

С 21 июля 2023 года при наличии форс-мажора работники госкомпаний смогут избежать увольнения по факту коррупции за совершение, в частности, следующих действий (ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ):

  • участие в деятельности коммерческой организации;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • участие в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц;
  • получение в связи с исполнением трудовых обязанностей от иных юридических и физических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений и отдыха;
  • использование имущества работодателя в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей;
  • разглашение сведений конфиденциального характера, ставших известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • получение от иностранных государств и международных организаций наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) без письменного разрешения работодателя;
  • использование должностных полномочий в интересах политических партий и других общественных объединений;
  • вхождение в состав иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
  • осуществление оплачиваемой деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, иностранных организаций или иностранных граждан;
  • владение иностранными счетами и банковскими вкладами в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

Совершение всех перечисленных выше действий в результате форс-мажора не повлечет увольнения и привлечения к иным мерам дисциплинарной ответственности при выполнении работниками ряда обязательных условий.

Условия для освобождения от ответственности за коррупционные нарушения

Работник госкомпании, нарушивший то или иное антикоррупционное требование, сможет избежать привлечения к дисциплинарной ответственности (в том числе и увольнения) только при условии, что он незамедлительно сообщит о допущенном нарушении в дисциплинарную комиссию работодателя. Сообщить о данном факте работнику нужно в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении форс-мажора, препятствующего соблюдению антикоррупционных ограничений и запретов.

Для этого работник должен направить в комиссию уведомление о коррупционном нарушении с приложением документов, подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств. Если форс-мажор препятствует своевременной подаче уведомления о коррупционном нарушении, такое уведомление разрешается представить в комиссию не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения действия обстоятельств форс-мажора (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Получив от работника уведомление, дисциплинарная комиссия приступит к проверке действий работника, которые привели к коррупционному нарушению. Если комиссия установит причинно-следственную связь между возникновением обстоятельств форс-мажора и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений, запретов и требований, работника освободят от дисциплинарной ответственности.

При этом сам работник должен устранить коррупционное нарушение и его последствия в течение одного месяца со дня прекращения действия форс-мажора (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). В противном случае дисциплинарной ответственности за коррупционное нарушение уже избежать не удастся.

Комментарии