Как работает система прослеживаемости товаров с июля 2021 года
С июля 2021 года в России вводится система прослеживаемости товаров. Первоначально планировалось, что система заработает 1 июля 2021 года, но позднее старт был перенесен на 8 июля. О поддержке нововведений в решениях 1С см. в "Мониторинге законодательства" в разделе "Прослеживаемость"

29.05.2019 заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, которое вступило в силу 03.02.2021. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза». 

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами — членами ЕАЭС прослеживаемого товара;
  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств — членов ЕАЭС. Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Принципы и цели системы прослеживаемости товаров

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, уже утвержден. Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:

  • исполнение международных обязательств;
  • подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
  • предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции;
  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • сокращение серого импорта.

В целях реализации Соглашения разработана национальная система прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров — ФНС России.

Принципы национальной системы прослеживаемости:

  • исключение дублирования бизнес-процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • требования распространяются на всех участников оборота.

В отношении каких товаров осуществляется прослеживаемость 

Согласно Порядку функционирования национальной системы прослеживаемости товаров прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, приведенных в Перечне товаров, при выполнении одного из следующих условий:

  • товары ввезены на территорию РФ и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
  • товары ввезены на территорию РФ и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ иным способом;
  • товары ввезены на территорию РФ и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
  • товары ввезены на территорию РФ с территории государств — членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • товары ранее ввезены в РФ в случаях, определенных подпунктами 1-5 пункта 3 Порядка, и фактически находятся в РФ на дату вступления в силу Перечня товаров (изменений к нему) (п. 3 Порядка).

Прекращение и возобновление прослеживаемости товаров

Прослеживаемость прекращается в следующих случаях:

  • исключение товара, подлежащего прослеживаемости, из Перечня товаров;
  • выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости — в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;
  • реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • фактический вывоз с территории РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  • вывоз товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС;
  • реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ, при условии последующего официального использования этих товаров;
  • недостача товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленная участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации (п. 4 Порядка).

Прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:

  • возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка;
  • возврат продавцу физическими лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также возврат налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • выявление участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача (п. 5 Порядка).

На какие товары не распространяется прослеживаемость

Действие Порядка не распространяется:

  • на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории РФ или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада; товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;
  • на товары, подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ;
  • на товары, отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • товары, сведения об операциях с которыми составляют государственную тайну (п. 6 Порядка).

Реквизиты прослеживаемости товаров

Реквизитами прослеживаемости являются:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ);
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, в соответствии с Перечнем товаров;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

РНПТ представляет собой один из номеров:

  • номер, формируемый самим участником оборота прослеживаемых товаров при их ввозе на территорию РФ и выпуске их в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления из показателей декларации на товары (регистрационный номер декларации на товары и порядковый номер товара) или из показателей заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (регистрационный номер заявления о выпуске товаров и порядковый номер товара);
  • номер, присваиваемый таможенным органом, если товары ввезены на территорию РФ, но не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ; в связи с обращением взыскания на них по решению суда; в связи с задержанием товаров таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС;
  • номер, присваиваемый ФНС России, если товары ввезены на территорию РФ с территории государств — членов ЕАЭС (кроме товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита) или если товары ранее ввезены на территорию РФ и фактически находятся на территории на дату вступления в силу Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости.

В целях реализации национальной системы прослеживаемости Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ внесены изменения в части 1 и 2 НК РФ:

  • налогоплательщиков, осуществляющих операции с прослеживаемыми товарами, обязали представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2.3 ст. 23 НК РФ);
  • налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации получил право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
    • между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
    • между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
    • между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 8.9 ст. 88 НК РФ);
  • при реализации прослеживаемых товаров налогоплательщиков НДС обязали выставлять счета-фактуры только в электронной форме (за исключением случаев: реализации прослеживаемых товаров физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход; реализации и перемещения прослеживаемых товаров с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта); реализации и перемещения прослеживаемых товаров с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС (п. 1.1 ст. 169 НК РФ);
  • организации и (или) ИП при приобретении прослеживаемых товаров обязали обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.2 ст. 169 НК РФ);
  • в форму счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) были добавлены новые реквизиты: регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости; количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости; количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (п.п. 5, 5.2 ст. 169 НК РФ).

В соответствии с Законом № 371-ФЗ национальная система прослеживаемости запускается с 01.07.2021.

Подробнее об обмене электронными документами с контрагентами с помощью встроенного в программы 1С сервиса 1С-ЭДО. Как подключиться к сервису 1С-ЭДО (доступна видеоинструкция).

Быстро и легко освоить 1С-ЭДО можно с помощью видеороликов — см. в разделе «Техподдержка» и на Youtube-канале 1С:Учебного центра № 1Плей-лист с роликами 1С-ЭДО.

1С:ИТС
О национальной системе прослеживаемости товаров см. также в разделе «Консультации по законодательству». Об электронном документообороте в 1С электронными счетами-фактурами, первичными учетными документами и др. см. в разделе «Инструкции по учету в программах „1С“.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии