Рассмотрим ситуацию на
практическом примере, который содержался в письме посетителя нашего
сайта:
Мы оказали услуги по
организации перевозки груза, собрали все документы, подтверждающие произведенные
расходы (полученные от субагентов), выставили заказчику счет-фактуру и акт
выполненных работ, получили деньги от заказчика, но сами не оплатили услуги
субагентов.
Какие последствия (в
налоговом плане) это может иметь для нас и для нашего заказчика?
В соответствии с положениями
ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются
таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени
фактической оплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы
признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают, исходя из условий
сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и
расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового)
периода).
Таким образом, затраты
уменьшают налогооблагаемую прибыль в зависимости не от факта их оплаты, а в
зависимости от того, относятся ли они к выручке данного налогового
периода.
Исходя из вышесказанного,
заказчики транспортной перевозки принимают к учету затраты на основании
выставленных транспортной организацией расчетных документов (акта выполненных
работ, счета-фактуры), соотносят их со своей выручкой соответствующего
налогового периода и уменьшают на их величину налогооблагаемую прибыль. В случае
оплаты счетов транспортной организации заказчик предъявляет к возмещению из
бюджета сумму НДС в соответствии со счетом-фактурой, выставленным транспортной
организации.
В данных условиях
транспортная организация также соотносит свои доходы соответствующего налогового
периода и расходы, исчисленные на основании счетов, выставленных субагентами, и
уменьшает свою налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. Что
касается НДС, то предъявить его к возмещению из бюджета транспортная организация
сможет лишь после оплаты счетов субагентов.
На вопрос отвечала бухгалтер-консультант А.А. Луцкая.